Анализ и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка безалкогольной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Безалкогольный напиток — это напиток, не содержащий алкоголя. Безалкогольные напитки зачастую газируются и обычно потребляются холодными. Наиболее часто употребляемые безалкогольные напитки — это сок, кола, газированная вода, холодный чай, сладкий чай, зелёный чай, лимонад и пунш. Квас также считается безалкогольным напитком, хотя и может содержать до 1,2% спирта.
Особой популярностью на рынке России в последнее время пользуются безалкогольные напитки – за счет своей способности утолять жажду, радовать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм.

Вложенные файлы: 1 файл

Bezalkogolnye_napitkiii.docx

— 365.19 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

 

Инженерно - экономический институт

Кафедра «Мировой и региональной  экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Развитие мировой экономики и МЭО»

на тему:Анализ и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка

безалкогольной продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

З 43708/23

     

Сысоева А.А.

 

группа

 

подпись студента

 

Ф.И.О.

Преподаватель

         

 

Афоничкина Е.А.

 

ученая степень, должность

 

подпись преподавателя

 

Ф.И.О.

Зачет/оценка

         
     

подпись преподавателя

 

дата


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Безалкогольный напиток — это напиток, не содержащий алкоголя. Безалкогольные напитки зачастую газируются и обычно потребляются холодными. Наиболее часто употребляемые безалкогольные напитки — это сок, кола, газированная вода, холодный чай, сладкий чай, зелёный чай, лимонад и пунш. Квас также считается безалкогольным напитком, хотя и может содержать до 1,2% спирта.

Особой популярностью на рынке России в последнее время пользуются безалкогольные напитки – за счет своей способности утолять жажду, радовать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на протяжении последних нескольких лет российский рынок безалкогольных напитков демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста.

Цельюданной работы является исследование теоретических основ и сегментирование рынка банковских услуг Санкт-Петербурга.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

  • Охарактеризовать понятие отрасли, сущность и содержание экономических процессов отрасли;
  • Оценить объемы производства мяса и факторы производства;
  • Оценить торговые потоки мяса (экспорт, импорт и соответствующие цены);
  • Проанализировать конъектуру рынка используя методы кластерного анализа разбить на кластеры.

Объектомисследования является конъюнктура рынка безалкогольной продукции.

Предметом исследования является рынок безалкогольных напитков.

Работа состоит из введения, трех глав, и заключения.

Курсовая работа написана с использованием литературы по маркетингу и мировой экономике. Для написания практической части курсовой работы использовались Интернет ресурсы. Исследование проводилось с применением статистического программного продукта SPSS-17.

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОТРАСЛИ

 

 

1.1. Общая характеристика отрасли безалкогольных напитков

 

Сегмент безалкогольных напитков составляет третью часть общемирового рынка напитков. Еще одну треть составляют горячие напитки, а оставшуюся часть составляют поровну молочные и алкогольные напитки.

Крупнейшим потребителем безалкогольных напитков в мире, потребляющим четверть произведенных напитков, является Азиатский регион. По 20% произведенных безалкогольных напитков потребляется в странах Северной Америки и Восточной Европы. В свою очередь 10% от всех произведенных безалкогольных напитков в мире потребляется в странах Ближнего Востока.

По международой стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК; ISIC) безалкогольные наптки относятся к разделу H (подраздел 49-53) оптовой и розничной торговле1.

В целом Россия повторяет развитие зрелых рынков, где потребители всерьез озабочены вопросами сохранения молодости и здоровья и где наблюдаются высокие темпы роста продуктов, позволяющих поддерживать хорошее самочувствие и форму. Эту тенденцию как нельзя лучше иллюстрирует российский рынок безалкогольных напитков.

Особой популярностью на рынке России в последнее время пользуются безалкогольные напитки – за счет своей способности утолять жажду, радовать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм. На протяжении последних нескольких лет российский рынок безалкогольных напитков демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста. Такой успех связан с наблюдаемой в последнее время тенденцией смещения потребительских предпочтений в сторону напитков более полезных для здоровья, чем привычная газировка, а именно – минеральной воды и соков.

В средствах массовой информации все чаще встречаются статьи и передачи, преподносящие вопрос потребления качественных безалкогольных напитков как необходимое условие для долгой и здоровой жизни. Если раньше минеральную воду покупали в основном в целях утоления внезапной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи дома и на загородных участках. По оценкам «Евроресерч и Консалтинг» около трети мирового потребления безалкогольных напитков приходится на бутилированную воду, 15% - на соки и нектары, а большая доля рынка (53%) приходится на прохладительные напитки. На сегодняшний день объем мирового потребления соков составляет немного больше 40 млрд. литров. Этот показатель демонстрировал довольно стабильный рост с начала 2000-х годов.

В настоящее время мировой рынок соков достаточно сформировался. В сегменте апельсинового сока доминируют два производителя: Бразилия и США, обеспечивая 60% и 30% объема мировой продукции соответственно. На рынке яблочного сока лидируют Китай (44%) и ЕС (35%), производя в совокупности около 80% мирового объема. Апельсиновый и яблочный соки доминируют в числе прочих фруктовых и овощных соков, по оценкам «Евроресерч и Консалтинг» они занимают около половины мирового сокового рынка.

По оценкам исследовательского агентства «Canadean», мировой соковый рынок в целом с 2006 года находится в некоторой стагнации. Основная причина снижения роста – падение потребления соковой продукции в США и замедление роста рынка в странах Старого Света.

Сегмент безалкогольных напитков составляет третью часть общемирового рынка напитков. Еще одну треть составляют горячие напитки, а оставшуюся часть составляют поровну молочные и алкогольные напитки.

Крупнейшим потребителем безалкогольных напитков в мире, потребляющим четверть произведенных напитков, является Азиатский регион. По 20% произведенных безалкогольных напитков потребляется в странах Северной Америки и Восточной Европы. В свою очередь 10% от всех произведенных безалкогольных напитков в мире потребляется в странах Ближнего Востока.

В последние годы наблюдается тенденция расширения ассортимента безалкогольных напитков, в том числе за счет напитков на импортных концентратах различных фирм. Особенно это проявляется в сегменте соковой продукции. Из-за рубежа в Россию в основном ввозятся концентрированные или замороженные соки (доля готовых к употреблению соков крайне мала), и многие российские производители используют их для производства соков под своими брендами. Лишь немногие компании пользуются отечественной сырьевой базой для изготовления напитков.

 

1.2. Показатели, оценивающие отрасль

 

Существуют обобщенные показатели, которую могут  оценить любую отрасль, в том  числе и безалкогольных напитков. К таким показателям  следует отнести: объем производства продукции, характеристика рынка безалкогольных напитков отрасли (спрос, предложение, емкость, потенциал и т.д.), доля отрасли безалкогольных напитков в ВВП, численность работающих, объем экспорта и импорта, затраты на НИОКР в данной отрасли,  количество фирм. Конечно, каждый показатель для определенной страны будет свой.

Рассмотрим  характеристики этих показателей более подробно. Объем производства продукции может выражаться либо в стоимостном либо в натуральном выражении и представляет из себя количество продукции, выпущенное данной отраслью определенной страны (или области, региона и т.д. в зависимости от того, что мы изучаем)  за определенный промежуток времени (чаще всего рассматривается год). Но необходимо  учесть, что в стране большей по размерам, объем производства отрасли будет соответственно больше, это не отражает реальную картину и невозможно сравнивать объем производства крупных стран и небольших, поэтому высчитывают объем производства на душу населения, путем деления на численность населения данной страны.

Характеристика рынка отрасли безалкогольных напитков включает множество показателей. Один из наиболее важных, дающих оценку – это потенциал рынка, который определяет возможности товарного предложения и покупательского спроса, потенциал рынка делится в свою очередь на производственный и потребительский. Производственный потенциал определяет предельные возможности товарного предложения, потребительский  характеризуется показателем емкости, где емкость – это количество товаров, который рынок способен приобрести заопределенных срок и при данных условиях, т.е. характеризует спрос.

Доля отрасли безалкогольных напитков в ВВП, не менее важная характеристика, которая сразу  показывает страны, которые специализируются на производстве продукции данной отрасли. Доля в ВВП высчитывается обычной  формулой: стоимость продукции, выпускаемой данной отраслью в данной стране поделить на ВВП данной страны и умножить на 100%.

Численность работающих в отрасли представлена чаще всего среднесписочной численностью, что представляет из себя суммирование среднесписочной численности всех предприятий данной отрасли. Среднесписочная численность работников предприятия – это работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате (выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера за соответствующий отчетный (налоговый) период).

Объем экспорта и импорта может быть как в натуральном, так и в  денежном выражении. Экспорт представляет из себя объем вывозимой продукции данной отрасли (в данном случае безалкогольные напитки) и импорт – это объем ввозимой продукции. Затраты на НИОКР в связи с ростом значения технологий могут играть определенную  роль  и охарактеризовать данную отрасль.

Количество фирм, представленное в данной отрасли, с учетом размера этих фирм, также может говорить о положении отрасли и ее оценке.

 

1.3. Динамика экономического развития  отрасли

 

Общие продажи безалкогольных напитков на территории Европы составили 43,6 млн. евро, что на 0,4% ниже по сравнению с прошлым годом. Лишь в Великобритании и Франции продажи таких напитков выросли по сравнению с прошлым годом. Больше всех потеряла категория кофе и чая, сообщает Upakovano.ru.

В то время как минеральная вода по своим показателям превосходит другие категории безалкогольных напитков, изменения в поведении потребителей в таких странах, как Германия и Италия, означает, что газированная минеральная вода становится менее популярной. Молодёжь выбирает негазированную воду, безалкогольное пиво или лимонады, а также энергетические напитки. Между тем, самым серьёзным фактором, влияющим на снижение продаж холодных напитков практически во всех странах, остаётся холодная, влажная и непостоянная погода.

В ФРГ уже 30 лет наблюдается падение спроса на пиво. Если в конце 1970-х каждый немец в среднем выпивал 153 литра в год, то сегодня всего 107. Как показывают опросы, немцы заметно утратили интерес к пивоваренной продукции и все большее предпочтение отдают безалкогольным напиткам. Но глава Ассоциации пивоваров Питер Хан в свое время выдвинул другую теорию. По его мнению, причиной все меньшей популярности пива стало ухудшение демографической ситуации в стране. Население Германии непрерывно сокращается – это и снижает показатели.

PepsiCo — второй  по величине в мире и крупнейший в России производитель продуктов питания и напитков с годовым объемом продаж более 65 млрд. долларов. Компания выпускает широкий ассортимент продукции, включая 22 торговые марки, ежегодные розничные продажи каждой из которых превышают один миллиард долларов.

Анализируя основные финансовые результаты деятельности ООО «ПепсикоХолдингс», можно отметить, что выручка от реализации компании за пять лет значительно увеличилась (на 23828111 руб., или 79,3 %). Что свидетельствует о положительной динамики экономического развития отрасли.

В последние годы наблюдается тенденция расширения ассортимента безалкогольных напитков, в том числе за счет напитков на импортных концентратах различных фирм. Особенно это проявляется в сегменте соковой продукции. Из-за рубежа в Россию в основном ввозятся концентрированные или замороженные соки (доля готовых к употреблению соков крайне мала), и многие российские производители используют их для производства соков под своими брендами. Лишь немногие компании пользуются отечественной сырьевой базой для изготовления напитков.

Информация о работе Анализ и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка безалкогольной продукции