Анализ и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка безалкогольной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Безалкогольный напиток — это напиток, не содержащий алкоголя. Безалкогольные напитки зачастую газируются и обычно потребляются холодными. Наиболее часто употребляемые безалкогольные напитки — это сок, кола, газированная вода, холодный чай, сладкий чай, зелёный чай, лимонад и пунш. Квас также считается безалкогольным напитком, хотя и может содержать до 1,2% спирта.
Особой популярностью на рынке России в последнее время пользуются безалкогольные напитки – за счет своей способности утолять жажду, радовать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм.

Вложенные файлы: 1 файл

Bezalkogolnye_napitkiii.docx

— 365.19 Кб (Скачать файл)

Динамика индексов физического объема оборота розничной торговли России представлена в следующей таблице (Таблица 5).

 

Таблица 5. – Динамика индексов физического объема оборота розничной торговли 
(в сопоставимых ценах; 2000 = 100)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

169

193

224

254

241

257

254


 

 

Источник: отчет с официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/.

 

Из данных таблицы 5 видно, что динамика индексов физического объема оборота розничной торговли России с 2005 года по 2008 имела положительную динамику. Однако в 2009 показатель имел отрицательную динамику, что связано с кризисом в стране. С 2010 года снова наметилась  положительная динамика.

Внешнеторговый оборот, по оценке (по методологии платежного баланса), в  2013 году составил 865,9 млрд. долл. США, увеличившись на 0,3% относительно 2012 года, при этом импорт  увеличился на 2,6%, экспорт уменьшился на 1,2 процента. В общем объеме товарооборота в 2013 году на долю экспорта приходилось 60,2%, импорта – 39,8 процента. Динамика экспорта и импорта обусловила снижение положительного внешнеторгового сальдо, которое в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшилось на 7,8% до 177,3 млрд. долл. США (Таблица 6).

 

Таблица 6. – Внешняя торговля Российской Федерации

 

январь-декабрь 2012 г.

январь-декабрь 2013 г. (оценка)

   

в том числе со странами

 

в том числе со странами

 

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

Внешнеторговый оборот

863,7

732,8

130,9

865,9

738,5

127,4

темпы роста в %

103,6

103,1

106,1

100,3

100,8

97,4

Экспорт

528,0

444,4

83,6

521,6

444,0

77,6

темпы роста в %

102,4

101,7

106,3

98,8

99,9

92,7

Импорт

335,7

288,5

47,2

344,3

294,4

49,9

темпы роста в %

105,4

105,3

105,6

102,6

102,1

105,6

Сальдо

192,3

155,9

36,4

177,3

149,6

27,7

темпы роста в %

97,7

95,7

107,2

92,2

96,0

76,0


 

 

Источник: отчет с официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/.

 

На протяжении 2013 года в целом наблюдалась нисходящая динамика развития конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров – важных статей российского экспорта. Основным фактором, доминирующим на рынках сырьевых товаров в 2013 году, стали события в экономике развитых стран, прежде всего, в реальном секторе, спровоцировавшие понижательную динамику цен. Помимо этого отмечалось замедление прироста китайской экономики, которая в последние годы выступает локомотивом развития мировых сырьевых товарных рынков.

В январе-ноябре 2013 г.  внешнеторговый  оборот5  снизился на 0,1% по сравнению с январем-ноябрем 2012 г. и составил 763,6 млрд. долл. США, что объясняется небольшим снижением стоимостных объемов экспорта  и импорта.  Экспорт товаров в январе-ноябре 2013 г  снизился на 0,1% до 476,5 млрд. долл. США,  импорт также уменьшился на  0,1%  до 287,2 млрд. долл. США.

Главными партнёрами России по экспорту в 2012 году стали:

    1. Нидерланды-14,6 %;
    2. Китай-6,8 %;
    3. Германия-6,9 %;
    4. Италия-6,2 %;
    5. Турция-5,2 %;
    6. Украина-5,2 %;
    7. Белоруссия-4,7 %;
    8. Польша-3,8 %.

Главными партнёрами России по импорту  в 2012 году стали:

    • Китай-16,6 %;
    • Германия-12,2 %;
    • Украина-5,7 %;
    • Япония-5,0 %;
    • США-4,9 %;
    • Франция-4,4 %;
    • Италия-4,3 %;
    • Белоруссия-3,6 %.

Под влиянием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической и товарной конъюнктуре в различных регионах мира в условиях мирового экономического кризиса, экспортная и импортная деятельность носила крайне неравномерный характер.

Уменьшение стоимостных объемов экспорта в январе-ноябре 2013 г. относительно соответствующего периода прошлого года объясняется снижением средних экспортных цен. Замедление товарного импорта в стоимостном выражении по сравнению с январем-ноябрем 2012 года произошло за счет снижения индекса физического объема импорта.

Второй группой по объему внешнеторгового оборота являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), удельный вес которых в январе-ноябре 2013 г. составил 24,8% (23,9% - в январе-ноябре 2012 года) (товарооборот со странами АТЭС –  189,1  млрд. долл. США).

Торговый оборот со странами АТЭС вырос на 3,5%, экспорт увеличился на 8,2%  по отношению к январю-ноябрю предыдущего года, импорт снизился на 0,4 процента.

Показатели внешней торговли со странами СНГ в январе-ноябре 2013 г. были значительно ниже января-ноября 2012 года. Товарооборот со странами СНГ составил 91,2% к соответствующему периоду 2012 года (товарооборот – 103,0 млрд. долл. США). Экспорт уменьшился на 8,9%, импорт – на 8,6 процента. Доля стран СНГ в товарообороте России уменьшилась с 14,8% до 13,5 процента.

Сальдо внешней торговли уменьшилось на 0,2% и составило 189,3  млрд. долл. США. Коэффициент несбалансированности внешней торговли (отношение сальдо к обороту)в январе-ноябре 2013 г. сохранился на уровне соответствующего периода 2012 года и составил 24,8 процента.

По всем группам стран, кроме АТЭС, сальдо торгового баланса сложилось положительное. Значительное отрицательное сальдо у России в январе-ноябре  2013 г. было в торговле с Китаем  (15,9 млрд. долларов США), США (4,4 млрд. долларов США) и Францией (3,2 млрд. долларов США) и Австрией (2,4 млрд. долларов США). Со странами СНГ в январе-ноябре   2013 г. относительно января-ноября 2012 года сальдо торгового баланса снизилось на  9,3%,  со странами дальнего зарубежья увеличилось на  1,6 процента.

Экспорт – наиболее значимой группы – топливно-энергетические товары – вырос на 0,6% до 336,4 млрд. долл. США, при этом доля данной товарной группы выросла на 0,5 процентных пункта до 70,6 процента. На увеличение экспорта этой группы благоприятно повлияла положительная динамика вывоза нефтепродуктов и природного газа, стоимостные объемы вывоза которых увеличились на 4,5% и 9,8% соответственно (рост физических объемов отгрузок на 8,7% и 10,6% соответственно). Наряду с этим вывоз нефти сырой и угля каменного в стоимостном выражении продемонстрировали отрицательную динамику – спад на 4,5% и 8,8% соответственно. Если для экспорта нефти было характерно снижение физических объемов на 1,6% и средних контрактных цен – на 3,0%, то вывоз угля в физическом выражении вырос на 7,2% при снижении экспортных цен на 15,0 процента.

Основу российского экспорта помимо топливно-энергетических товаров составляют продукция химической промышленности и каучук, металлы и изделия из них, на долю этих трех групп в январе-ноябре 2013 г. суммарно приходилось 84,3% стоимостного объема российского экспорта, при этом их удельный вес уменьшился на 0,5 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Отрицательная динамика отечественного экспорта преимущественно обусловлена ухудшением конъюнктуры мировых рынков черных и цветных металлов, химической продукции с невысоким переделом. Наибольшее снижение средних экспортных цен в отчетном периоде было характерно для синтетического каучука (-18,6%), каменного угля (-15,0%), калийных удобрений (-14,1%), стальных полуфабрикатов (-8,7%) и плоского проката (-5,9%). Кроме того, отмечалось снижение поставок в физическом выражении калийных удобрений (-28,0%), пшеницы и меслина (-19,9%), рафинированной меди (-11,7%), черных металлов и изделий из них (-6,0 процента).

Стоимостный объем российского импорта в январе-ноябре 2013 г. впервые с начала года продемонстрировал отрицательную динамику. Импорт составил 287,2 млрд. долл. США, что на 0,1% меньше, чем в январе-ноябре 2012 года, при этом отмечалось снижение физических объемов закупок при увеличении средних импортных цен.

Доли стран дальнего зарубежья и стран СНГ в стоимости импорта составили 87,1% (против 85,9% в январе-ноябре 2012 г.) и 12,9% (против 14,1%) соответственно. Резкое сокращение удельного веса СНГ в российском импорте во многом обусловлено спадом закупок топливно-энергетических товаров, в первую очередь нефтепродуктов на Украине,  также снизился спрос на украинский уголь. Кроме того, значительно сократились поставки железнодорожных вагонов и полиэтилена (из-за простаивавшего завода Карпатнефтехим).

В товарной структуре российского импорта увеличился удельный вес продовольственных товаров и с/х сырья, химической продукции и каучука, текстиля, изделий из него и обуви, древесины и целлюлозно-бумажной продукции, при этом уменьшилась доля машин, оборудования и транспортных средств,  минеральных продуктов.   Доля металлов и изделий из них сохранилась на уровне января-ноября 2012 года.

Главной статьей российского импорта остаются машины, оборудование и транспортные средства, закупки которых в январе-ноябре 2013 г. по отношению к аналогичному периоду 2012 г. уменьшились на 2,8% до 139,2 млрд. долл. США, при этом удельный вес данной товарной группы в структуре отечественного ввоза сократился на 1,3 процентных пункта до 48,5 процента. Наиболее сильно уменьшился импорт аппаратуры, основанной на рентгеновском излучении – на 48,5%, железнодорожных вагонов грузовых – на 40,5%, тракторов – на 37,6%, аппаратуры видеозаписывающей – на 37,4%, аппаратуры передающей – на 29,3%, стиральных машин бытовых – на 25,0%, грузовых автомобилей – на 21,8%, легковых автомобилей – на 16,2 процента. Наряду с этим отмечалось увеличение импорта готовых носителей для записи звука – в 2,6 раза, локомотивов – в 2 раза, прочих судов – на 82,1%, паровых котлов – на 59,5%, приборов и инструментов топографических – на 56,1 процента. Физический объем импорта легковых автомобилей уменьшился на 17,7%, а грузовых – на 25,2 процента.

Основу российского импорта кроме машин, оборудования и транспортных средств составляют продукция химической промышленности и каучук, продовольственные товары и с/х сырье, доля которых в январе-ноябре 2013 г. в товарной структуре российских закупок составила 77,6%, снизившись на 0,3 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Стоимостные объемы трех основных товарных групп импорта уменьшились на 0,5%, несмотря на увеличение стоимости продовольственных товаров на 4,7% и продукции химической промышленности на 2,9 процента.

Вместе с тем наблюдалось расширение ввоза текстиля и изделий из него, обуви на 3,6%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – на 7,3 процента. Отрицательная динамика импорта в целом обусловлена также сокращением закупок топливно-энергетических товаров на 16,4% и металлов и изделий из них – на 0,6 процента.

Страны дальнего зарубежья являются главными торговыми партнерами России.  В январе-ноябре 2013 г. их доля в товарообороте составила 86,5%, том числе в экспорте – 86,2%, в импорте – 87,1 процента.

По состоянию на 1 января 2014 г. 18 стран применяют 79 ограничительных мер, оказывающих негативное влияние на доступ российских товаров на внешние рынки, в том числе 38 антидемпинговых, 5 - специальных защитных мер, остальные – прочие нетарифные ограничения (налоги и сборы, технические и административные барьеры и т.д.). Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 18 государств: Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также страны-члены ЕС как единая таможенная территория.

Потребление соков в России значительно зависит от общей экономической ситуации, так как нашей стране сок не является продуктом ежедневного потребления. Многие российские домохозяйства покупают сок только по особым случаям.

Сегмент безалкогольных напитков составляет третью часть общемирового рынка напитков. Еще одну треть составляют горячие напитки, а оставшуюся часть составляют поровну молочные и алкогольные напитки.

 

2.2.Характеристика рынка безалкогольной продукции в России

 

Российский рынок безалкогольных напитков считается одним из самых динамичных и крупных в мире занимает 10 место6. При этом уровень потребления воды в сравнении с развитыми странами остается невысоким. Особенно это касается сегмента бутилированной воды, где объемы потребления в среднем в два раза ниже, чем в Европе. Кроме того, наметившаяся тенденция к здоровому образу жизни может повлиять на повышение спроса на воду и снижение потребления газированных напитков.

По данным Росстата, по состоянию на 1 февраля 2012 года в отрасли производства безалкогольных напитков действует в общей сложности 49 и 39 крупных и средних предприятий по производству минеральных вод и безалкогольных напитков соответственно. Отметим, что на долю крупных и средних предприятий отрасли приходится порядка 65% от общего объема производства минеральных вод и 86% от общего объема производства безалкогольных напитков, что свидетельствует о высокой степени консолидации рынка.

Динамика объема процентабезалкогольных напитков в потребительских расходов домашних хозяйств(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах) можно проследить на следующем рисунке (Рисунок7).

Информация о работе Анализ и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка безалкогольной продукции