Анализ и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка безалкогольной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Безалкогольный напиток — это напиток, не содержащий алкоголя. Безалкогольные напитки зачастую газируются и обычно потребляются холодными. Наиболее часто употребляемые безалкогольные напитки — это сок, кола, газированная вода, холодный чай, сладкий чай, зелёный чай, лимонад и пунш. Квас также считается безалкогольным напитком, хотя и может содержать до 1,2% спирта.
Особой популярностью на рынке России в последнее время пользуются безалкогольные напитки – за счет своей способности утолять жажду, радовать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм.

Вложенные файлы: 1 файл

Bezalkogolnye_napitkiii.docx

— 365.19 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 7 - Динамика объема процента безалкогольных напитков в структуре 
потребительских расходов домашних хозяйств России

 

Источник: отчет с официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/.

 

В настоящее время в России сформировалась мощная национальная соковая промышленность. На сегодняшний день на рынке соковой продукции доминируют 4 компании: «Лебедянский» и «Вимм-Биль-Данн», принадлежащие компании PepsiCo, «Мултон» и «Нидан», принадлежащие компании Coca-Cola. Российский соковый рынок развит неравномерно - в Санкт-Петербурге и Москве он находится на этапе насыщения, в регионах же имеет значительный потенциал для роста.

Что касается дистрибуции, то на рынке газированных безалкогольных напитков по-прежнему наблюдается очень низкая доля канала on-trade (то есть продажи продукции через предприятия HoReCa). По оценке экспертов «Евроресерч и Консалтинг», на данный сегмент приходится не более 11% от общего объема продаж.

Одними из главных функций безалкогольных напитков являются утоление жажды и оказание освежающего действия. В связи с этим безалкогольную группу напитков часто называют освежающими или прохладительными. В России газированные воды, соки, нектары, фруктовые напитки, минеральные воды, квас пользуются спросом более чем у 130 млн человек, или 90% населения.

До сих пор рациональных норм потребления безалкогольных напитков не установлено. По мнению ученых ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельной промышленности, потребление безалкогольных напитков, включающих углеводы и натуральные компоненты, в зависимости от времени года должно составлять от 0,5 до 1,5 литра в день. По оценкам аналитиков IntescoResearchGroup, в 2011 году на каждого российского жителя приходилось 77,9 литра безалкогольных напитков, из которых около 32 литров составляли минеральные и питьевые воды.

В последние годы наблюдается тенденция расширения ассортимента безалкогольных напитков, в том числе за счет напитков на импортных концентратах различных фирм. Особенно это проявляется в сегменте соковой продукции. Из-за рубежа в Россию в основном ввозятся концентрированные или замороженные соки (доля готовых к употреблению соков крайне мала), и многие российские производители используют их для производства соков под своими брендами. Лишь немногие компании пользуются отечественной сырьевой базой для изготовления напитков.

Активно развивается направление производства и продажи «функциональной воды». Чаще всего под этим термином подразумевают воду, подвергнутую механической, электрической, магнитной или оптической обработке или их комбинации, меняющей ее физические или химические свойства, благодаря чему появляется вода, которая при потреблении оказывает благотворное воздействие на организм.

В натуральном выражении основной объем продаж функциональных напитков приходится на лечебные и лечебно-столовые минеральные воды - 85%, на втором месте по продажам находятся витаминизированные соки и спортивные напитки – чуть более 10%, на третьем месте безалкогольные энергетические напитки – около 5%. Эта ниша быстро стала объектом конкуренции крупнейших игроков безалкогольного рынка. Если Coca-Cola выпускает напитки, основными ингредиентами которых являются китайские травы (Coca-Cola с чайными антиоксидантами, с экстрактом зеленого яблока), их главный конкурент PepsiCoInc. разработал новый напиток PepsiRaw, который изготавливается не из кукурузного сиропа, а на основе тростникового сахара и позиционируется как «натуральная кола». Появляются оригинальные напитки с экстрактами одуванчика, липового цвета, предназначенные для спорта и фитнеса, для укрепления иммунитета.

В целом за 2011 году было продано безалкогольной продукции на сумму 194,9 млрд рублей. По отношению к предыдущему году объем продаж вырос на 5,8% в денежном выражении. На долю трех крупнейших регионов по объему розничных продаж безалкогольных напитков в стоимостном выражении пришлась почти третья часть от выручки всей розницы в России. В Москве было реализовано продукции на 26,7 млрд рублей, в Московской области – на 20,3 млрд рублей, в Санкт-Петербурге – на 14,1 млрд рублей. Валовая выручка Краснодарского края составила 11,8 млрд рублей, Тюменской области – 8,3 млрд рублей. В число лидеров по обороту розничной торговли безалкогольными напитками в стоимостном также входили Новосибирская область, Республика Башкирия (Рисунок8).

 

Рисунок 8 - Крупнейший регионы России по объему розничных продаж безалкогольных напитков в стоимостном выражении в 2011 году, млрд. руб.

 

Источник: отчет с официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/.

 

Российский рынок безалкогольных напитков и минеральных вод условно можно разделить на два сегмента: сладкие (сладкие минеральные напитки, газированная сладкая вода и т. д.) и несладкие (минеральная и питьевая вода) безалкогольные напитки. В 2011 году первый сегмент формировал чуть более 45% в структуре производства. Годом ранее этот показатель составлял 41%. Вместе с тем снизилась доля минеральных и питьевых вод с 42,9% в 2010 году до 39,3% в 2011 году. Увеличилась доля фруктовых напитков - на 0,8 п. п. Коктейли, шейки на основе молока, какао прибавили 0,1 п. п. по отношению к 2010 году. При этом снизилась доля квасных напитков: с 6,9% в 2010 году до 5,1% в 2011 году. Самая маленькая доля в структуре производства безалкогольных напитков не превышает 1% и принадлежит овощным напиткам – менее 0,05% (Рисунок 9)

 

Рисунок 9 - Изменение структуры производства безалкогольных напитков 
в 2010-2011 годах,%

 

Источник: отчет с официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/.

 

Всего за 2011 год в России было произведено 457,1 млн дал минеральной и питьевой воды, при этом десятая часть выпускается в Карачаево-Черкесской Республике, около 9% - в Ставропольском крае. Объем производства фруктовых напитков достиг 105,4 млн дал, увеличившись по отношению к 2010 году на 18,6%. Сладких минеральных и газированных напитков было выпущено 531,5 млн дал.

Большую долю объема российского рынка безалкогольных напитков и минеральных вод занимает продукция отечественных производителей. Продукция, завезенная из-за рубежа, формирует чуть более 12% предложения на рынке. Присутствие импортного производителя в большей степени характерно для сегмента сладких безалкогольных напитков, в то время как рынок минеральной воды без подсластителей практически полностью независим от импорта.

Отечественные покупатели чаще всего при приобретении безалкогольных напитков ориентируются на бренд, торговую марку продукции. Вместе с тем активно развивается выпуск минеральной и питьевой воды под частными торговыми марками. Производителям это позволяет иметь гарантированный объем продаж, торговым сетям – стабильные поставки продукции с известным качеством, потребителям – товар по более низкой цене. Несмотря на то, что доверие к частным торговым маркам со стороны российского потребителя находится на довольно низком уровне, с течением времени оно повышается.

Самая высокая розничная цена на минеральную воду в январе 2012 года была зафиксирована в Чукотском автономном округе – 70 рублей за литр. В столице аналогичная продукция стоила 66,7 руб./литр. Дешевле всего минеральную воду можно было купить в Костромской области – 11,4 руб./литр. В розничных сетях Кабардино-Балкарской Республики за год средняя цена на минеральную воду выросла на 75%, что составило максимальный относительный прирост по отношению к январю 2011 года. В Республике Марий Эл за аналогичный период средняя стоимость продукции снизилась на 7%.

Газированная вода (кроме минеральной) в январе 2012 года в среднем по России стоила 24,7 руб./литр. Дороже всего данный продукт стоил в Чукотском автономном округе – 86,5 руб./литр. Минимальный показатель зафиксирован в Курской области. Для жителей этого региона газированная вода обходилась в 12,8 рублей за литр. В Москве розничная цена была почти в 4 раза выше – 48 руб./литр.

Рынок безалкогольных напитков сейчас находится на стадии активного развития. Практически ежегодно на рынке появляются новые виды продукции: напитки для спорта, для здоровья, моктейли (безалкогольные коктейли). По прогнозам экспертов IntescoResearchGroup, в натуральном выражении рынок будет расти на 4-6% в год и к 2013 году его объем может превысить 1,2 млрд дал. Растущие доходы населения будут обеспечивать рост спроса на безалкогольную продукцию. Вступление в ВТО также окажет свое влияние на рынок сладких напитков, однако рост за счет зарубежных поставок не превысит 3%.

В настоящее время отечественными заводами и цехами по производству безалкогольных напитков выпускаются:

  • напитки безалкогольные газированные с низкой калорийностью, а также для больных сахарным диабетом с применением аспартама, ксилита, сорбита и других сахарозаменителей. Их относят к напиткам специального назначения;
  • напитки газированные, представляющие собой насыщенные двуокисью углерода водные растворы сахара с добавлением продуктов переработки плодово-ягодного сырья (соков, экстрактов и т. п.), пряно-ароматического, в том числе растительного (настоев трав, кореньев, цедры цитрусовых и т. п.) сырья, ароматических веществ (эссенций, эфирных масел), красителей, органических кислот;
  • напитки на зерновом сырье, представляющие собой насыщенные диоксидом углерода растворы концентрата квасного сусла, сахарозы, пищевых кислот и других ароматических и вкусовых веществ;
  • напитки брожения, к которым относят хлебный квас, плодово-ягодные квасы;
  • воды искусственно минерализованные, изготовляемые из смесей солей и насыщенные диоксидом углерода;
  • напитки негазированные, в том числе сухие напитки, шипучие и нешипучие, изготовляемые из сахара, виннокаменной кислоты, соды, эссенций, экстрактов и красителей.

Сегодня рынок безалкогольных напитков является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков России. Жители городской России стали больше внимания уделять здоровому питанию и своей физической форме. Рост "здоровых" сегментов значительно превышает рост самих категорий. Наиболее яркими примерами этой тенденции является рост спроса на безалкогольные напитки. Спрос имеет огромное значение в развитии рынка. Спрос дает информацию производителям о том, что нужно производить, в каком количестве, какого качества, и по какой цене. Качество, цена и узнаваемость продукта определяют спрос.

Результаты анализа структуры питания населения России показывают, что за последние годы произошло существенное увеличение объемов потребления безалкогольных напитков и соков, вклад которых в общую энергетическую ценность рациона питания в настоящее время превышает 7 %.

Значение напитков в питании человека невозможно переоценить. Это связано прежде всего с пищевой и биологической ценностью данных продуктов. Все без исключения возрастные группы населения потребляют безалкогольные напитки. Они служат источниками углеводов, органических кислот, минеральных веществ, других биологически активных компонентов. С потребительской точки зрения большое значение имеют способность напитка утолять жажду и его органолептические свойства.

По результатам российского опроса потребителей, каким безалкогольным напиткам они отдают предпочтения, более чем две трети респондентов ответили, что утоляют жажду чаем (рисунок 2), 43% минеральной водой, треть респондентов квасом. Примерно столько же россиян (30%) не отказывают себе в чашечке кофе. Оказалось, что кофеманы, в основном, живут в больших городах (38%) и хорошо зарабатывают (44%). Каждый пятый россиянин пьет воду изпод крана, причем среди них значимо больше жителейсельской местности (29%). Четверть респондентов выбрали соки и нектары (27%), либо прохладительные газированные напитки (24%). Реже всего наши соотечественники охлаждаются безалкогольным пивом (3%) и энергетическими напитками (3%) (см. рисунок 2).

В целом же структура рынка безалкогольных напитков (см. рисунок 3) такова: на сладкую газировку приходится 43% в натуральном выражении. Абсолютными лидерами в сегменте сладких газировок остаются Coca-cola (Рисунок 10).

Предпочтения безалкогольных напитков российских граждан можно проследить н аследующем рисунке (Рисунок 10)7.

 

Рисунок 10 - Предпочтения безалкогольных напитков российских граждан

 

Источник: отчет с официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/.

 

Структуру рынка безалкогольных напитков можно проследить на следующем рисунке (Рисунок 11)8.

 

Рисунок 11 - Структура рынка безалкогольных напитков

 

Источник: отчет с официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/.

 

Compani ( торговые марки Сосасоla, Sprit, Fanta) и PepsiCo (Pepsi, 7Up, Mirinda). В России самыми активными потребителями безалкогольных газированных напитков являются дети до 16 лет (20,4%) и молодые люди от 16 до 29 лет (24%)[8]. В последние несколько лет темпы роста её продаж отстают от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, в частности соков или минеральной и питьевой воды. Это обусловлено в значительной степени тем, что потребители стали ориентироваться на более здоровые напитки. Другая причина сокращения популярности газированной воды заключается в расширении ассортимента других безалкогольных напитков, предлагающихся потребителю: холодный чай, квас, сокосодержащие напитки. И хотя эти рынки недостаточно широко распространены в России, их развитие также обостряет конкуренцию на безалкогольном рынке.

Cоки  и нектары занимают четверть  рынка безалкогольных напитков (25%). Большинство потребителей отдают предпочтение 100%ным сокам, как наиболее полезным и натуральным, содержащим наименьшее количество консервантов. Наибольшие доли продаж принадлежат брендам «Фруктовый сад» (Лебедянский), «Добрый» (Мултон), J7 ( ВиммБилльДанн Продукты Питания), «Моя семья» (Нидан Соки). За последние годы потребление соков в России постоянно росло. Среднедушевой уровень потребления соков в 2007 году в 810 раз превышает показатели советских времен и составляет 18,4 литра (для сравнения в 2000 году этот показатель составлял 6,3 литра). Население крупных городов и мегаполисов потребляет соки примерно в 1,5 раза больше, чем жители РФ в среднем, а именно, около 2830 литров в год. Это объясняется большей концентрацией в городах реальных и потенциальных потребителей этой продукции. Тем не менее, по сравнению со странами Западной Европы, потребление соков в России попрежнему остается низким и это только внушает дополнительный оптимизм относительно развития данного рынка.

Информация о работе Анализ и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка безалкогольной продукции