Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения имеющихся научных источников, официальных документов, а также доступных статистических и фактических данных сформировать системное представления о природе и характере функционирования СЭЗ РФ на современном этапе глобализации, с акцентированным выделением в этих рамках картины развития мировых и российских оффшорных территорий как структурообразующего элемента данного сектора.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 9
1.1. Теория особых экономических зон 9
1.2. История правового регулирования создания и функционирования свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации 16
1.3. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах на современном этапе 22
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 29
2.1. Понятие особой экономической зоны и отграничение ее от смежных категорий 29
2.2. Территория особой экономической зоны 43
2.3. Правовой режим предпринимательской деятельности в особой экономической зоне 46
2.4. Виды особых экономических зон 52
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА НА НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЭЗ 56
3.1. Расчет эффективности использования оффшоров 56
3.2. Направления совершенствования деятельности по повышению эффективности и прозрачности оффшоров 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
В начале 1990-х гг. СЭЗ были созданы в Кабардино-Балкарской Республике (СЭЗ "Кабардино-Балкария"), Алтайском крае и Республике Алтай (СЭЗ "Алтай"), Приморском крае (СЭЗ "Находка"), Калининградской, Кемеровской, Новгородской, Сахалинской и Читинской областях (СЭЗ "Янтарь", "Кузбасс", "Садко", "Сахалин", "Даурия"), г. Выборге Ленинградской области (СЭЗ "Выборг") и г. Зеленограде (СЭЗ "Технополис Зеленоград"), Еврейской автономной области (СЭЗ "ЕВА").Кроме того, в рассматриваемый период принимались также решения о создании зон свободной торговли или свободных таможенных зон[8,с15]. Первые три такие зоны ("Шереметьево", "Московский Франко-Порт", "Франко-Порт Терминал") были образованы в Московском регионе в 1993 г. Поэтому можно справедливо утверждать о создании в те годы сразу нескольких видов СЭЗ: комплексных СЭЗ производственного характера, зон свободной торговли и отраслевых СЭЗ (технополисов, экологических и туристических зон и т.д.).
В целях ускорения реализации Постановлений Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1990 г. № 106-1 и от 13 сентября 1990 г. № 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства" и соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации о первоочередных мерах по развитию СЭЗ, а также укрепления правовых гарантий иностранным инвесторам в СЭЗ был принят Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. № 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации"[15,с6].
Он предусматривал, во-первых, поручение Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с органами управления СЭЗ определить условия предоставления бюджетных кредитов, которые должны были направляться органами управления СЭЗ на финансирование приоритетных объектов инфраструктуры зон. Во-вторых, государственная программа приватизации на территории СЭЗ должна была осуществляться в первоочередном порядке. В-третьих, часть средств от приватизации объектов подлежала перечислению не в федеральный бюджет, а на формирование фондов развития, залоговых и страховых фондов СЭЗ. В-четвертых, Государственному таможенному комитету Российской Федерации было поручено определить порядок таможенного контроля на территории СЭЗ с учетом специфики каждой зоны. В-пятых, экспортные пошлины на сырьевые товары, добываемые в СЭЗ и вывозимые за счет квот, предусмотренных положениями о СЭЗ, устанавливались в размере 50% от уровня, предусмотренного действующим экспортным тарифом по представлению администрации СЭЗ. В-шестых, правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, включая порядок их налогообложения, на территории СЭЗ до принятия Закона Российской Федерации "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" должны определяться Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и положениями о СЭЗ, а условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой, эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, - соответствующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации.
Таким образом,
правовое регулирование хозяйственной
деятельности в СЭЗ не отличалось
совершенством и требовало
II. Период развития законодательства об ОЭЗ (1996 - 2004 гг.). Данный этап в развитии законодательства Российской Федерации об ОЭЗ связан с принятием федеральных законов об отдельных ОЭЗ. Именно в эти годы данный термин получил законодательное закрепление. Речь идет о Федеральных законах от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", от 30 января 1996 г. № 16-ФЗ "О центре международного бизнеса "Ингушетия" и от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области".
Федеральный закон от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" определил правовые и экономические основы создания и функционирования ОЭЗ в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для национальных интересов Российской Федерации. Он включал 9 глав, касающихся широкого круга вопросов: режима инвестиций и предпринимательской деятельности (статьи 4 - 6); таможенного регулирования (статьи 7 - 9); налогообложения (статья 10); банков и банковской деятельности (статьи 11 - 14); валютного регулирования и валютного контроля (статьи 15 - 20); федеральной государственной программы развития ОЭЗ (статья 21); порядка въезда и выезда из Калининградской области и пребывания на ее территории, а также социальных отношений (статья 22 - 23). Тем не менее данный Федеральный закон установил лишь ряд особенностей осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ по сравнению с общим порядком, действовавшим в то время на территории Российской Федерации.
Правовое регулирование инвестиционных отношений в ОЭЗ на данном этапе уже нельзя назвать недостаточным. Были приняты отраслевые кодифицированные акты (в частности, ГК РФ, НК РФ, ТК РФ), а также специальные акты инвестиционного законодательства: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"[45,с9]; Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <39> и др. Это имело важное значение, поскольку большинство положений рассмотренных федеральных законов об ОЭЗ носило отсылочный характер. Вместе с тем практика их реализации выявила противоречия между ними и положениями отраслевых законодательных актов. Кроме того принятие многих новых федеральных законов нивелировало смысл созданных в начале 1990-х гг. СЭЗ, положения о которых, включая установление льгот и иных преимуществ в правовом режиме осуществления предпринимательской деятельности, утверждались Советом Министров РСФСР. Несмотря на то, что указанные СЭЗ (и акты об их создании) не были отменены в установленном порядке, фактически они прекратили свою деятельность.
III. Современный период (2005 г. - настоящее время). Данный этап связан с принятием в первую очередь Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" как базового законодательного акта, устанавливающего порядок создания, функционирования и прекращения деятельности ОЭЗ. Он вступил в силу с 24 августа 2005 г., и с этой даты существование ОЭЗ и СЭЗ, созданных до дня его вступления в силу, прекращается (статья 40 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").
Исключение составляют ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях. Соответствующие отношения в этих зонах регулируются Федеральными законами от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" и от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Последний вступил в силу с 1 апреля 2006 г. и действует в настоящее время вместо ранее принятого Федерального закона от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". В целом он сохранил специальный правовой режим ОЭЗ, уточнил действие таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, а также внес ряд новых положений и изменений.
Во-первых,
резидентам ОЭЗ в Калининградской
области предоставляются
Во-вторых, в ОЭЗ применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, предусмотренный статьями 288.1 и 385.1 НК РФ. Иные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах (статья 17).
В-третьих,
для въезда в Калининградскую
область иностранных граждан - представителей
резидентов, инвесторов, а также
лиц, приглашенных для обсуждения возможностей
сотрудничества в ОЭЗ, Правительством
Российской Федерации устанавливается
упрощенный порядок оформления виз,
предусматривающий возможность
их оформления указанным категориям
иностранных граждан
В-четвертых, Закон установил срок действия режима ОЭЗ - 25 лет (статья 21).
В целом
в настоящее время Федеральный
1.3. Законодательство Российской Федерации особых экономических
зонах на современном этапе
Статья 1 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" использует понятие "законодательство Российской Федерации об ОЭЗ" в широком смысле и включает в него помимо вышеназванного Федерального закона указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты. Однако подобное понимание, на наш взгляд, является не самым удачным в силу ряда причин.
Во-первых, из сферы действия законодательства Российской Федерации об ОЭЗ неоправданно исключены другие федеральные законы, и прежде всего Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" и Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Не вызывает также сомнения, что гражданские и иные отношения, возникающие с участием резидентов ОЭЗ, регулируются не только Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", но и многочисленными иными федеральными законами (в частности, Арбитражным процессуальным, Градостроительным, Земельным кодексами Российской Федерации, ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, Федеральными законами от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <51>, от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и т.д.).
Во-вторых, понимание законодательства Российской Федерации об ОЭЗ в широком смысле позволяет включать в его состав подзаконные акты, что может повлечь за собой подмену законодательного регулирования подзаконным. Поэтому многие принятые в Российской Федерации кодифицированные акты, в частности, ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, Бюджетный, Водный, Земельный, Лесной, Трудовой кодексы Российской Федерации, исходят из узкого понимания законодательства и включают в его состав только федеральные законы и иногда (по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) законы субъектов Российской Федерации. При этом устанавливается, что отношения, составляющие предмет регулирования той или иной отрасли законодательства, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти. Для обозначения всей совокупности данных актов целесообразно, с нашей точки зрения, использовать термин "правовое регулирование отношений в ОЭЗ", а не "законодательство Российской Федерации об ОЭЗ".
В настоящее время Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" является основным и единственным законодательным актом, устанавливающим порядок создания, функционирования и прекращения деятельности любых ОЭЗ в Российской Федерации. Исключение составляют только две ОЭЗ: в Калининградской и Магаданской областях. Единственное объяснение этому факту, которое можно дать, заключается в том, что последние две ОЭЗ имеют свои особенности, унаследованные еще до принятия Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также ограниченный срок их действия. ОЭЗ в Калининградской области создается на срок 25 лет, а ОЭЗ в Магаданской области прекращается с 1 января 2015 г.
Так, вопросы создания и прекращения существования ОЭЗ (статья 6 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"), органов управления ОЭЗ (статьи 7 и 8), приобретения и прекращения статуса резидента (статья 9), деятельности органов государственного контроля (статья 11), проведения государственной экспертизы (статьи 17, 27, 31.6, 31.16), налогообложения (статья 36), таможенного режима(статья 37) относятся к сфере действия административного и финансового права, а вопросы заключения, исполнения и прекращения соглашений о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной и портовой деятельности в ОЭЗ (статьи 12 - 16, 18 - 26, 28 - 31.5, 31.7 - 31.15, 31.17 - 31.20), предоставления земельных участков (статьи 32 - 35) - к сфере действия гражданского права.
Информация о работе Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации