Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения имеющихся научных источников, официальных документов, а также доступных статистических и фактических данных сформировать системное представления о природе и характере функционирования СЭЗ РФ на современном этапе глобализации, с акцентированным выделением в этих рамках картины развития мировых и российских оффшорных территорий как структурообразующего элемента данного сектора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 9
1.1. Теория особых экономических зон 9
1.2. История правового регулирования создания и функционирования свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации 16
1.3. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах на современном этапе 22
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 29
2.1. Понятие особой экономической зоны и отграничение ее от смежных категорий 29
2.2. Территория особой экономической зоны 43
2.3. Правовой режим предпринимательской деятельности в особой экономической зоне 46
2.4. Виды особых экономических зон 52
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА НА НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЭЗ 56
3.1. Расчет эффективности использования оффшоров 56
3.2. Направления совершенствования деятельности по повышению эффективности и прозрачности оффшоров 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 187.56 Кб (Скачать файл)

Вместе  с тем не затрагивает Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" ряд вопросов, которые, по мнению исследователей, должны быть урегулированы в ОЭЗ. Это касается лицензирования, визового оформления иностранных граждан и предоставления концессий, банковской и страховой деятельности, трудовых и социальных отношений и др[25,с17]. Тем не менее следует отметить, что Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" содержит статью 19 под названием "Порядок въезда в Калининградскую область, выезда из Калининградской области и пребывания на ее территории". Согласно части 2 данной статьи для въезда в Калининградскую область иностранных граждан - представителей резидентов, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в ОЭЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает упрощенный порядок оформления виз, предусматривающий возможность их оформления указанным категориям иностранных граждан непосредственно в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации при въезде в Калининградскую область.

Представляется, что решение обозначенных вопросов будет осуществляться в соответствии с общим порядком, предусмотренным  действующим законодательством. Так, отношения, возникающие в связи  с осуществлением лицензирования отдельных  видов деятельности, подлежат регулированию  Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а порядок пребывания иностранных граждан в Российской Федерации - Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", банковская и страховая деятельность - Федеральными законами "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) <63>, от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а трудовые отношения - Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства и т.д.

При этом промышленно-производственная, технико-внедренческая  и туристско-рекреационная деятельность (в отличие отпортовой) в ОЭЗ  не предполагает совершения действий, которые могут подлежать лицензированию. Не подразумевает промышленно-производственная и технико-внедренческая деятельность и строительство, реконструкцию  и эксплуатацию недвижимого имущества - объекта концессионных соглашений, предусмотренного в части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в частности, автомобильных дорог, объектов железнодорожного транспорта, морских и речных портов, аэродромов, систем коммунальной инфраструктуры, метрополитена и другой транспорт общего пользования и др.).

Вместе  с тем портовая деятельность может  включать погрузочно-разгрузочные виды работ применительно к опасным  грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах - деятельность, которая подлежит лицензированию согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Она также охватывает ремонт, техническое обслуживание, модернизацию морских и речных судов, а в предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ случаях - деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, которые могут выступать объектами концессионных соглашений. То же самое можно сказать в отношении туристско-рекреационной деятельности, которая означает деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристскую деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по профилактике заболеваний, промышленному розливу минеральных вод и т.п. Объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения, и объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения отнесены в части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" к объектам концессионных соглашений.

Таким образом, положения Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в определенной степени пересекаются с правилами Федеральных законов от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Поэтому есть смысл обеспечить необходимую их корреляцию, позволяющую упростить порядок получения лицензий на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах, имея в виду, что соискатель лицензии - резидент портовой ОЭЗ будет направлять заявление о предоставлении лицензии в орган управления этой ОЭЗ, который в свою очередь должен обеспечить взаимодействие с лицензирующим органом. Требует дальнейшего изучения вопрос о целесообразности предоставления возможности резидентам туристско-рекреационной и портовой ОЭЗ заключать концессионные соглашения в отношении объектов, находящихся на территории ОЭЗ.

Отношения в ОЭЗ могут также регулироваться указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства  Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Как следствие, положение части 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" подлежит изменению.

 

 

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

          2.1. Понятие особой экономической зоны и отграничение ее от

           смежных категорий

Помимо  термина "особая экономическая зона", получившего законодательное закрепление  в Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и иных федеральных законах, в литературе (особенно экономической) и законодательстве ряда стран можно встретить множество иных подобных наименований: "свободная экономическая зона"; "специальная экономическая зона"; "зона свободного предпринимательства";"зона совместного предпринимательства"; "зона экономического благоприятствования"; "свободная зона"; "зона свободной торговли"; "свободная таможенная зона"; "зона франко"; "свободный порт"; "порт-франко"; "зона внешней торговли"; "экспортно-ориентированная свободная зона"; "свободная экспортная зона"; "льготная экспортная зона"; "беспошлинная зона"; "оффшорная зона"; "налоговый рай", "зона технико-экономического развития"; "технопарк"; "технополис"; "научно-промышленный парк"; "бизнес-инкубатор"; "научный парк" и т.д.

С первого  взгляда, все они отражают одно правовое явление. По крайней мере это справедливо  в отношении СЭЗ и ОЭЗ, которые  создавались и функционировали  в Российской Федерации в разные периоды истории (в начале 1990-х  гг. и в современное время). "Смешение акцента со слова "свободные" на "особые" отражает тенденцию усиления контроля государства за внешнеэкономической  деятельностью и призвано показать значимость государственного регулирования  экономики, в том числе в зонах  с особым экономическим статусом", - так полагает, к примеру, А.Н. Багаутдинов4, который рассматривает ОЭЗ как разновидность СЭЗ. Н.Г. Доронина же считает необходимым проводить различие между ними. СЭЗ, по ее мнению, используются во внешнеторговой деятельности, а ОЭЗ как образования с особыми экономическими условиями функционирования применяются в инвестиционной деятельности. Рассмотрим эти и другие понятия более подробно в сравнительном плане.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" особая экономическая зона - это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Аналогичные определения закреплены в статье 2 Федерального закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и статье 3 Федерального закона от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", которые указывают на определенную территорию (Калининградскую область и г. Магадан) и специальный (особый) правовой режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. О наличии особого режима хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности и таможенного режима свободной таможенной зоны на территориях ОЭЗ упоминают также Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (статья 42) и ТК РФ (пункт 3 статьи 2) соответственно.

Ряд авторов  приводит дополнительные признаки к  закрепленному в законе определению. Так, Д.Р. Арутюнов уточняет, что ОЭЗ - это часть территории России с  точно определенной границей и специальным  режимом предпринимательской деятельности, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления  предпринимательской деятельности (отдельных ее видов).[32,С15] А.В. Гасумянова дополнительно указывает на существование на данной территории специальных нормативно-правового, договорно-правового, организационно-правового и правоохранительного режимов предпринимательской деятельности, а также специального порядка управления ОЭЗ, которые устанавливают более благоприятные условия для предпринимательской деятельности в сфере налогообложения, разрешительной системы, финансово-правового регулирования[14,с29]. А.Н. Багаутдинов добавляет цель создания ОЭЗ - содействие развитию конкурентоспособности с точки зрения современного мирового хозяйства национальной экономики. Наконец, иногда предлагается уточнить наличие у ОЭЗ расширенной самостоятельности в решении хозяйственных вопросов, особого режима управления и преференциальных условий экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей[47,с74].

Термин  "свободная экономическая зона" был закреплен в отечественном законодательстве в начале 1990-х гг. Однако в нормативных правовых актах тех лет отсутствовало определение этому понятию. По результатам анализа их положений можно утверждать, что на территории СЭЗ действовал льготный налоговый и таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций и создания советских, иностранных и совместных предприятий. К примеру, согласно пункту 5 Положения о СЭЗ в районе г. Находки Приморского края, утвержденного Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23 ноября 1990 г. № 540 "О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ Находка) Приморского края", в СЭЗ "Находка":

1) действуют  льготный налоговый и таможенный  режим и упрощенный порядок  осуществления экспортно-импортных  операций;

2) иностранные  инвестиции на территории СЭЗ  "Находка" пользуются правовой  защитой, их режим не может  быть менее благоприятным, чем  соответствующий режим, установленный  для имущества и имущественных  прав юридических лиц и граждан  РСФСР;

3) не  допускается какая-либо дискриминация  предприятий с иностранными инвестициями  по сравнению с остальными  действующими в РСФСР предприятиями;

4) не  допускаются не основанные на  законе меры по принудительному  изъятию иностранных инвестиций, такие как национализация, реквизиция, конфискация и иные меры, аналогичные  по своим последствиям. Не допускается также секвестр инвестированного имущества, за исключением временного приостановления права его вывоза до погашения инвестором его обязательств. Принудительные изъятия могут осуществляться только по решению суда при условии выплаты компенсации, размеры которой должны соответствовать реальной стоимости изымаемых инвестиций, определенной непосредственно перед моментом, когда стало известно о фактическом осуществлении или предстоящих мерах по принудительному изъятию. Компенсация осуществляется в валюте, в которой эти инвестиции были произведены.

Вместе  с тем в других республиках  бывшего СССР были приняты законодательные  акты, которые содержали определения  СЭЗ. К примеру, в соответствии с  пунктом 1 статьи 1 Закона Казахской  ССР от 30 ноября 1990 г. "О свободных экономических зонах в Казахской ССР" СЭЗ - это специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускорения социально-экономического развития территории зоны. Статья 1 Закона Республики Кыргызстан от 16 декабря 1992 г. № 1076-XII "О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан" определяла СЭЗ в Республике Кыргызстан как обособленные и огражденные участки, специально выделенные на территории отдельных областей, районов и городов Республики Кыргызстан.

И до сих  пор категория "свободная экономическая  зона" используется в законодательстве ряда стран СНГ. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. 3 213-З "О свободных экономических зонах" СЭЗ - это часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Информация о работе Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации