Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения имеющихся научных источников, официальных документов, а также доступных статистических и фактических данных сформировать системное представления о природе и характере функционирования СЭЗ РФ на современном этапе глобализации, с акцентированным выделением в этих рамках картины развития мировых и российских оффшорных территорий как структурообразующего элемента данного сектора.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 9
1.1. Теория особых экономических зон 9
1.2. История правового регулирования создания и функционирования свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации 16
1.3. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах на современном этапе 22
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 29
2.1. Понятие особой экономической зоны и отграничение ее от смежных категорий 29
2.2. Территория особой экономической зоны 43
2.3. Правовой режим предпринимательской деятельности в особой экономической зоне 46
2.4. Виды особых экономических зон 52
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА НА НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЭЗ 56
3.1. Расчет эффективности использования оффшоров 56
3.2. Направления совершенствования деятельности по повышению эффективности и прозрачности оффшоров 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
дополнительные льготы для инвесторов, которые предоставляют офшорные зоны;
высокий
уровень коммерческой секретности
и анонимность реальных владельцев
компании, которые реализуются
стабильность
экономико-политического
В целом ведение бизнеса через офшорную компанию позволяет минимизировать налогообложение.[25,с12] Небольшие государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, но с достаточно высокой политической стабильностью (Багамские острова, Британские Виргинские острова, Вануату, Сейшельские острова и т.д.). Как правило, эти государства не предъявляют никаких требований к отчетности, единственное требование - это внести, как правило, ежегодный фиксированный сбор в казну. В России завоевали популярность как офшоры Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, Остров Мэн и др.
Рассмотрим два легких примера однотипных сделок с применением офшора и без него:
а) вариант без использования офшора[26,с39]
Российская компания A экспортирует товар, себестоимость или закупочная цена которого равна 100 долл. США за единицу продукции, иностранной компании B по цене 110 долл. США за единицу продукции. Прибыль, которую получает при этом компания A, составляет 10 долл. США за единицу продукции, следовательно, налог на прибыль в Российской Федерации (без учета накладных расходов) будет равен 2 долл. США (10 долл. США х 20%);
б) вариант с использованием офшора
Российская компания A создает офшорную компанию C и заключает с ней экспортный контракт, но уже по цене 101 долл. США за единицу продукции. Прибыль снижается до 1 долл. США за единицу продукции, а налог на прибыль - до 0,20 долл. США. В свою очередь, компания C продает товар фирме В уже за 110 долл. США за единицу продукции. Таким образом, основная часть прибыли оседает на счетах офшорной компании и российская компания A не платит с нее никаких налогов.[18,с61]
1) Офшорная компания-подрядчик.
Налог на прибыль в России уплачивается по ставке 20% и исчисляется как разница между выручкой и суммой расходов. Расходы могут быть увеличены путем заключения договоров с офшорной компанией на выполнение работ, услуг. Деньги, уплаченные офшорной компании, уйдут на счет за границу, а затраченная сумма в то же самое время уменьшит вашему российскому предприятию налог на прибыль;[17,с56]
2) Инвестиционная деятельность офшорных компаний.
Фонды, накопленные через инвестиционные компании, основанные в офшорных странах, могут быть вложены или депонированы в любом месте мира, и пока вся прибыль или проценты, подлежащие уплате относительно этих фондов, будут подчинены местному налогообложению, существует множество офшорных стран, куда фонды могут быть помещены в виде безналоговых облигаций, или депозитов банка, где процент оплачивается брутто;
3) Экспортные операции:
а) вариант без использования офшора
Российская компания A закупает за рубежом товар по цене 50 долл. США за единицу продукции. При ввозе она уплачивает таможенную пошлину, равную 10 долл. США (20%) на единицу продукции. Затем эта компания реализует товар по цене 100 долл. США за единицу продукции, уплачивая налог на прибыль в размере 8 долл. США, то есть 20% от суммы прибыли, составляющей 40 долл. США за единицу продукции (без учета накладных расходов);[30,с25]
б) вариант с использованием офшора
Российская компания A создает офшорные компании C и D. Компания C закупает товар по цене 50 долл. США за единицу продукции и отправляет его российскому предприятию, которое создало эту компанию, по цене 5 долл. США за единицу продукции. При ввозе российская компания платит мизерную таможенную пошлину, которая равна 1 долл. США (20%) за единицу продукции. Затем этот товар компания A продает компании D, которая имеет рублевый счет в Российской Федерации, разумеется, с минимальной наценкой в 1 долл. США, т.е. по 7 долл. США за единицу продукции. А это значит, что налог на прибыль здесь равен всего 0,2 долл. США с единицы проданной продукции. В свою очередь, компания D продает товар конечным покупателям по цене 100 долл. США за единицу продукции. В соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения в данном случае налог на прибыль платить не нужно.[15,с65]
Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов на основании положений ст. 40 НК РФ вправе проверять правильность применения цен по сделкам:
между взаимозависимыми лицами;
по товарообменным (бартерным) операциям;
при совершении внешнеторговых сделок;
при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
При этом следует отметить, что суды понимают под бартерными операциями исключительно обмен товарами. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2005 г. № Ф04-8028/2005(16790-А45-33) указывается, что под бартерными операциями в правоприменительной практике понимаются товарообменные операции, которые регулируются гл. 31 ГК РФ.[52,с15]
Самым рискованным
моментом является отклонение цены более
чем на 20%. Для целей применения
налоговыми органами рыночных цен при
определении стоимости
Ряд судебных дел суды рассматривают в пользу налогоплательщика. Так, в пользу налогоплательщика вынесены решения в постановлениях ФАС Московского округа от 3 декабря 2004 г. № КА-А40/11047-04 и ФАС Северо-Западного округа от 7 марта 2003 г. № 5872.[56,с35]
Концепция ОЭЗ, заложенная в новом законе об ОЭЗ, разработана применительно к условиям РФ с учетом задач экономического роста национальной хозяйственной системы страны и предлагается в качестве перспективной модели развития отдельных российских территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования полюсов экономического роста. Создание ОЭЗ трех видов - технико-внедренческих, промышленно-производственных и туристско-рекреационных, позволит решать насущные задачи российской экономики:[19,с49]
Для решения этих задач
резиденты ОЭЗ получают от государства
право на применение административного
принципа «одного окна», а также
широкий спектр налоговых преференций,
направленных на стимулирование ведения
предпринимательской
Таблица 1
Налогообложение резидентов ОЭЗ
№ п/п |
Вид налога |
Особенности уплаты |
НК РФ |
I. Федеральные налоги | |||
НДС (глава 21 НК РФ) |
При помещении товаров под При реализации товаров, помещенных под
таможенный режим свободной таможенной
зоны, налогообложение производится
по ставке 0 процентов при условии
представления в налоговые |
Ст. 151
Ст. 164 | |
Акцизы (глава 22 НК РФ) |
При помещении подакцизных товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны акциз уплачивается в полном объеме. При помещении товаров под |
Ст. 185 | |
ЕСН (глава 24 НК РФ) |
Для налогоплательщиков -организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой ОЭЗ, применяются следующие ставки: - доход с начала года до 280 000 руб. – 14,0%; - доход с начала года от 280 001 руб. до 600 000 руб. – 39 200 рублей + 5,6 % с суммы, превышающей 280 000 рублей; - доход с начала года свыше
600 000 руб. – 57 120 рублей + 2,0 % с суммы, превышающей |
Ст. 241 | |
Налог на прибыль (глава 25 НК РФ) |
Налогоплательщики -организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2. Расходы на научные исследования и
опытно-конструкторские разрабо Организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Организации вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка без ограничений. Для организаций - резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5% |
Ст. 259
Ст. 262
Ст. 283 | |
II. Региональныеналоги | |||
Налог на имуще-ствоорганиза-ций (глава 30 НК РФ) |
Организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации -резидента особой экономической зоны, освобождаются от налогообложения в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет |
Ст. 381 | |
III. Местныеналоги | |||
Земельный налог (глава 31 НК РФ) |
Организации -резиденты особой экономической зоны освобождаются от налогообложения сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ |
Ст. 395 |
Кроме того, резиденты ОЭЗ используют преференциальный таможенный режим для ввозимых на территорию ОЭЗ, а также вывозимых с ее территории товаров (табл. 2).
Таблица 2
Таможенные преференции в ОЭЗ
Статус товаров |
Ввоз на территорию ОЭЗ |
Вывоз с территории ОЭЗ | |
на территорию РФ |
за пределы территории РФ | ||
Иностранные товары |
Без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера |
Таможенными органами взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации на вывоз товаров с территории особой экономической зоны |
Ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории РФ в неизменном состоянии без учета изменения состояния товаров вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения |
Таможенными органами производится возврат ввозных таможенных пошлин и НДС, если освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ |
Ставки таможенных пошлин самостоятельно выбираются плательщиком либо из установленных для иностранного товара, ввезенного на территорию особой экономической зоны, либо из установленных для товара, изготовленного на территории особой экономической зоны, в результате совершения операций | ||
Российские товары |
С уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин |
Таможенными органами взимаются НДС и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом на вывоз товаров с территории ОЭЗ |
Ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта |
Опыт регионального применения ОЭЗ в Российской Федерации на примере Калининградской, Магаданской, Ростовской и Ленинградской областей показал, что они вносят существенный вклад в развитие регионов, создание стабильной базы существования и развития отношений во многих сферах деятельности. Широкомасштабное привлечение инвестиций в экономику российских регионов посредством создания ОЭЗ способствовало решению таких задач, как обновление технологической производственной базы, модернизация производства, освоение невостребованного научно-технического потенциала России, освоение передовых форм и методов организации производства, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, и др.[43,с86]
Информация о работе Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации