Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения имеющихся научных источников, официальных документов, а также доступных статистических и фактических данных сформировать системное представления о природе и характере функционирования СЭЗ РФ на современном этапе глобализации, с акцентированным выделением в этих рамках картины развития мировых и российских оффшорных территорий как структурообразующего элемента данного сектора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 9
1.1. Теория особых экономических зон 9
1.2. История правового регулирования создания и функционирования свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации 16
1.3. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах на современном этапе 22
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 29
2.1. Понятие особой экономической зоны и отграничение ее от смежных категорий 29
2.2. Территория особой экономической зоны 43
2.3. Правовой режим предпринимательской деятельности в особой экономической зоне 46
2.4. Виды особых экономических зон 52
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА НА НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЭЗ 56
3.1. Расчет эффективности использования оффшоров 56
3.2. Направления совершенствования деятельности по повышению эффективности и прозрачности оффшоров 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 187.56 Кб (Скачать файл)

В современном  мире офшорные зоны в целях формирования своего предпринимательского законодательства активно применяют англо-американскую и романо-германскую правовые модели. Первая опирается на источники английского  права и права США. Многие английские и американские правовые акты, регулирующие деятельность офшорных коммерческих организаций, с небольшими изменениями экстраполируются в правовые акты офшорных юрисдикций и играют важную роль в сфере привлечения иностранных инвестиций. В большинстве офшорных государств в качестве источников права активно применяются обычаи и судебный прецедент.[50,с94]

Вторая  правовая модель (система континентального права) используется в офшорных зонах  на базе рецепции римского частного права. Основным источником (формой) права  в таких зонах является нормативный  правовой акт. Другие источники играют вспомогательную роль. В большинстве  европейских стран, на территории которых  расположены офшорные зоны, имеется  кодифицированное гражданское и  налоговое законодательство и важное значение придается подзаконным  нормативным правовым актам. Во многих государствах судебные решения не признаются источниками права, но широко применяется  толкование законов.

В зависимости  от того, какая модель права преобладает  на территории офшора - англо-американская или романо-германская - различное  правовое регулирование получают и  функционирующие там коммерческие организации. Офшорные коммерческие организации, основанные на англо-американской правовой модели, могут создаваться в таких  организационно-правовых формах, как  партнерство, компания (корпорация), холдинг (группа компаний), фонд и др. Большую  популярность приобрели международные  деловые компании (IBC) и компании с ограниченной ответственностью (LLC). Наиболее значимыми организационно-правовыми  формами предпринимательства в  европейской (континентальной) офшорной правовой модели являются товарищество с ограниченной ответственностью и  акционерное общество. На их базе могут  организовываться распространенные в  офшорных зонах холдинговые, финансовые и страховые компании. Они предусматриваются  в законодательстве Австрии, Бельгии, Испании, Португалии, Лихтенштейна, Люксембурга, Дании, Нидерландов, Швейцарии и  других стран.

Регистрация компании в офшорной зоне производится посредством использования специализированных услуг регистрационного агента, т.е. уполномоченного посредника между  государственными органами, осуществляющими  административное регулирование в  государстве, и офшорными компаниями, регистрирующимися на территории этого  государства.[15,с72] Для регистрации в офшорной зоне регистратору необходимо предоставить копии всех национальных учредительных документов. Законодательство ряда государств закрепляет положения, согласно которым владельцем или руководителем офшорной компании вправе быть только гражданин государства, на территории которого находится офшорная зона. В таком случае реальным владельцем юридического лица является инвестор, а номинальным становится гражданин государства, на территории которого находится офшорная зона. Между ними заключается трастовая декларация, где инвестор выступает в качестве бенефициарного владельца.

Привлекательность финансовой деятельности в офшорных зонах, расположенных в различных  частях мира, состоит в следующем:

налог на прибыль отсутствует или не превышает 1-2% (или может заменяться ежегодным  сбором); не требуется уплаты налогов  на вывоз доходов (дивидендов, банковских процентов); уровень налогообложения  зависит от того, является ли компания резидентной или нерезидентной  по отношению к стране регистрации;

процедура регистрации компании максимально  упрощена, минимальный размер уставного  капитала не определен, сведения о личности владельца (владельцев) компании не подлежат разглашению (исключение делается только при расследовании по уголовному делу в случае выявления фактов совершения мошеннических действий, торговли наркотиками, оружием и т.д.);

компании  могут свободно открывать счета  в любой валюте в зарубежных банках, переводить и получать платежи в  выбранной ими валюте без ограничений;

процедура управления компанией не слишком  усложнена (зачастую управление осуществляется секретарской фирмой по доверенности владельца);

от компаний не требуется предоставления налоговых  деклараций. Внешние аудиторы имеются  не во всех офшорных зонах, и счета  фирм проверяются ими только с  согласия владельцев компании. Единственной формой отчетности является ежегодный  финансовый отчет. В большинстве  офшорных зон нарушение налогового и таможенного законодательства не считается уголовно наказуемым преступлением.

Двадцать  лет назад проблемы офшорного  бизнеса были практически неизвестны в России: рыночной экономики не существовало, государство обладало монополией на всю внешнеэкономическую  деятельность, о свободной конвертации  валют не могло быть и речи. Сегодня  практика использования офшорных юрисдикций является общепринятой для многих российских предприятий и бизнесменов. В  нашей стране привлекательность  офшора состоит в том, что он предоставляет  возможность законно переместить  капитал в экономически стабильные и "безопасные" государства. Для  российских бизнесменов офшоры выступают  и как вспомогательные подразделения  основной компании-резидента, которые  берут на себя часть оборота и  аккумулируют прибыль. В отдельных  секторах российской экономики доля офшорных активов сопоставима с  финансовыми активами компаний-резидентов, например на рынке корпоративных  ценных бумаг офшорные инвестиции играют доминирующую роль. Доля офшорных компаний в РАО "ЕЭС России" составляла около 25%9. По данным журнала OffshoreExpress в настоящее время из 1,7-3,2 млн. зарегистрированных в мире офшорных компаний около 60 тыс. - это российские компании. По оценкам специалистов Россия является мировым лидером по количеству вновь регистрируемых офшорных компаний.[36,с62]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем  развитии законодательство Российской Федерации об ОЭЗ прошло три этапа, каждый из которых отличается друг от друга уровнем (степенью) правового  регулирования инвестиционных отношений  и прежде всего наличием или отсутствием  специального законодательного акта об ОЭЗ, а именно:

          период формирования законодательства об ОЭЗ (1990 - 1995 гг.), когда были созданы первые СЭЗ, и правовые основы хозяйственной деятельности резидентов этих зон устанавливались подзаконными актами - положениями о той или иной СЭЗ;

 период  развития законодательства об  ОЭЗ (1996 - 2004 гг.), в течение которого  были приняты федеральные законы  об отдельных ОЭЗ в Калининградской  и Магаданской областях, а также  в Республике Ингушетия;

 современный  период (с 2005 г. по настоящее время), который связан с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" как базового законодательного акта, устанавливающего порядок создания, функционирования и прекращения деятельности таких зон в Российской Федерации. При этом в законодательство Российской Федерации об ОЭЗ входит не только этот федеральный закон, но и иные федеральные законы, содержащие нормы различной отраслевой принадлежности. Как следствие, оно представляет собой комплексную отрасль российского законодательства.

По своему содержанию ОЭЗ и используемые литературе и законодательстве многих стран иные подобные наименования (СЭЗ, специальные экономические зоны, зоны свободного предпринимательства, зоны экономического благоприятствования, свободные зоны, оффшорные зоны и т.д.) в целом являются синонимичными понятиями. Они означают часть территории государства в определенных границах, на которой действует особый (преференциальный, льготный) режим осуществления предпринимательской деятельности. Их следует отличать от других смежных категорий: исключительной экономической зоны, лечебно-оздоровительной местности, курортов и особо охраняемых природных территорий.

Предоставляемый на территории ОЭЗ и СЭЗ особый правовой режим осуществления предпринимательской  деятельности зависит от политики государства  по привлечению инвестиций и может  в различных сочетаниях предусматривать:

- льготный режим налогообложения прежде всего в отношении уплаты налога на прибыль организаций;

- льготный таможенный режим (как правило, режим свободной таможенной зоны);

- льготный валютный режим;

- упрощенный порядок банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

- сохранение банковской тайны;

- сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности об участниках организации и ее коммерческой деятельности;

- отмену количественных и иных ограничений на осуществление внешнеэкономической деятельности;

- отмену ограничений на осуществление инвестиций, в том числе по доле в уставном капитале организаций, обязательному приобретению местной продукции, обязательному привлечению местной рабочей силы и др.;

- ускоренный и упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;

- упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и выезда иностранных граждан;

- единый специальный и самостоятельный орган административного управления с определенными полномочиями;

- самостоятельный бюджет зоны;

- предоставление государственного имущества (в частности, земельных участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;

- запрет экспроприации иностранных инвестиций (национализации, реквизиции, конфискации и иных мер, аналогичных по своим последствиям);

- гарантию от неблагоприятного изменения законодательства.

Критерии  классификации и, как следствие, виды ОЭЗ и СЭЗ достаточно разнообразны. В качестве них могут выступать  характер деятельности резидента и  функциональное предназначение зоны, степень интегрирования ее в мировую  и национальную экономику, способ организации  зоны, характер собственности, хозяйственная  специализация, специфика решаемых задач, территориальная организация  и др. Наибольшее распространение  в законодательной практике государств получило деление рассматриваемых  зон по характеру (виду) деятельности, или по функциональному предназначению, на внешнеторговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные, комплексные  и иные зоны. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" также использует данный критерий, но предусматривает лишь четыре вида зон: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ.

Порядок создания ОЭЗ в Российской Федерации  различен. Если особые экономические  зоны в Калининградской и Магаданской  областях были созданы на основании  Федеральных законов от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", то промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ - на основании постановлений Правительства Российской Федерации о создании той или иной зоны. При этом Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" предусматривает четыре этапа создания таких зон:

- подачу заявки высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования на создание зоны;

- отбор заявок на создание зоны;

- принятие решения о создании зоны;

- заключение соглашения о создании ОЭЗ. Последнее представляет собой соглашение, в силу которого Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования обязуются действовать совместно для создания и обеспечения функционирования ОЭЗ на согласованной ими территории. По своей правовой природе оно не является гражданско-правовым договором, но содержит элементы частно- и публично-правового характера и, как следствие, носит комплексный характер.

Срок  существования ОЭЗ зависит от их вида. Промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные  зоны создаются на 20 лет, а портовые зоны - на 49 лет. При этом срок их существования  продлению не подлежит. Срок действия режима ОЭЗ в Калининградской  области составляет 25 лет; в Магаданской  области он действует до 31 декабря  2014 г.

Нормативное регулирование, управление и контроль в ОЭЗ призваны осуществлять разные органы власти и организации. Однако в настоящее время функции  по выработке единой государственной  политики, нормативно-правовому регулированию  и управлению промышленно-производственными, технико-внедренческими, туристско-рекреационными и портовыми ОЭЗ возложены  на один уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный  орган исполнительной власти - Министерство экономического развития Российской Федерации, хотя закон позволяет отдельными полномочиями по управлению ОЭЗ (за исключением  распоряжения (отчуждения) земельными участками и иными объектами  недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной или муниципальной собственности) наделять органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, управляющие компании или акционерные общества, 100% акций которых принадлежит Российской Федерации.

Управление  ОЭЗ в Калининградской и Магаданской  областях осуществляют администрации  ОЭЗ. В Калининградской области  она представляет собой структурное  подразделение высшего исполнительного  органа государственной власти Калининградской  области, а в Магаданской области - государственное учреждение, созданное  администрацией Магаданской области.

Информация о работе Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации