Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения имеющихся научных источников, официальных документов, а также доступных статистических и фактических данных сформировать системное представления о природе и характере функционирования СЭЗ РФ на современном этапе глобализации, с акцентированным выделением в этих рамках картины развития мировых и российских оффшорных территорий как структурообразующего элемента данного сектора.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 9
1.1. Теория особых экономических зон 9
1.2. История правового регулирования создания и функционирования свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации 16
1.3. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах на современном этапе 22
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 29
2.1. Понятие особой экономической зоны и отграничение ее от смежных категорий 29
2.2. Территория особой экономической зоны 43
2.3. Правовой режим предпринимательской деятельности в особой экономической зоне 46
2.4. Виды особых экономических зон 52
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА НА НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЭЗ 56
3.1. Расчет эффективности использования оффшоров 56
3.2. Направления совершенствования деятельности по повышению эффективности и прозрачности оффшоров 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
В современном
мире офшорные зоны в целях формирования
своего предпринимательского законодательства
активно применяют англо-
Вторая правовая модель (система континентального права) используется в офшорных зонах на базе рецепции римского частного права. Основным источником (формой) права в таких зонах является нормативный правовой акт. Другие источники играют вспомогательную роль. В большинстве европейских стран, на территории которых расположены офшорные зоны, имеется кодифицированное гражданское и налоговое законодательство и важное значение придается подзаконным нормативным правовым актам. Во многих государствах судебные решения не признаются источниками права, но широко применяется толкование законов.
В зависимости
от того, какая модель права преобладает
на территории офшора - англо-американская
или романо-германская - различное
правовое регулирование получают и
функционирующие там
Регистрация
компании в офшорной зоне производится
посредством использования
Привлекательность финансовой деятельности в офшорных зонах, расположенных в различных частях мира, состоит в следующем:
налог на прибыль отсутствует или не превышает 1-2% (или может заменяться ежегодным сбором); не требуется уплаты налогов на вывоз доходов (дивидендов, банковских процентов); уровень налогообложения зависит от того, является ли компания резидентной или нерезидентной по отношению к стране регистрации;
процедура регистрации компании максимально упрощена, минимальный размер уставного капитала не определен, сведения о личности владельца (владельцев) компании не подлежат разглашению (исключение делается только при расследовании по уголовному делу в случае выявления фактов совершения мошеннических действий, торговли наркотиками, оружием и т.д.);
компании могут свободно открывать счета в любой валюте в зарубежных банках, переводить и получать платежи в выбранной ими валюте без ограничений;
процедура управления компанией не слишком усложнена (зачастую управление осуществляется секретарской фирмой по доверенности владельца);
от компаний не требуется предоставления налоговых деклараций. Внешние аудиторы имеются не во всех офшорных зонах, и счета фирм проверяются ими только с согласия владельцев компании. Единственной формой отчетности является ежегодный финансовый отчет. В большинстве офшорных зон нарушение налогового и таможенного законодательства не считается уголовно наказуемым преступлением.
Двадцать
лет назад проблемы офшорного
бизнеса были практически неизвестны
в России: рыночной экономики не
существовало, государство обладало
монополией на всю внешнеэкономическую
деятельность, о свободной конвертации
валют не могло быть и речи. Сегодня
практика использования офшорных юрисдикций
является общепринятой для многих российских
предприятий и бизнесменов. В
нашей стране привлекательность
офшора состоит в том, что он предоставляет
возможность законно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своем развитии законодательство Российской Федерации об ОЭЗ прошло три этапа, каждый из которых отличается друг от друга уровнем (степенью) правового регулирования инвестиционных отношений и прежде всего наличием или отсутствием специального законодательного акта об ОЭЗ, а именно:
период формирования законодательства об ОЭЗ (1990 - 1995 гг.), когда были созданы первые СЭЗ, и правовые основы хозяйственной деятельности резидентов этих зон устанавливались подзаконными актами - положениями о той или иной СЭЗ;
период
развития законодательства об
ОЭЗ (1996 - 2004 гг.), в течение которого
были приняты федеральные
современный период (с 2005 г. по настоящее время), который связан с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" как базового законодательного акта, устанавливающего порядок создания, функционирования и прекращения деятельности таких зон в Российской Федерации. При этом в законодательство Российской Федерации об ОЭЗ входит не только этот федеральный закон, но и иные федеральные законы, содержащие нормы различной отраслевой принадлежности. Как следствие, оно представляет собой комплексную отрасль российского законодательства.
По своему содержанию ОЭЗ и используемые литературе и законодательстве многих стран иные подобные наименования (СЭЗ, специальные экономические зоны, зоны свободного предпринимательства, зоны экономического благоприятствования, свободные зоны, оффшорные зоны и т.д.) в целом являются синонимичными понятиями. Они означают часть территории государства в определенных границах, на которой действует особый (преференциальный, льготный) режим осуществления предпринимательской деятельности. Их следует отличать от других смежных категорий: исключительной экономической зоны, лечебно-оздоровительной местности, курортов и особо охраняемых природных территорий.
Предоставляемый
на территории ОЭЗ и СЭЗ особый
правовой режим осуществления
- льготный режим налогообложения прежде всего в отношении уплаты налога на прибыль организаций;
- льготный таможенный режим (как правило, режим свободной таможенной зоны);
- льготный валютный режим;
- упрощенный порядок банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
- сохранение банковской тайны;
- сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности об участниках организации и ее коммерческой деятельности;
- отмену количественных и иных ограничений на осуществление внешнеэкономической деятельности;
- отмену ограничений на осуществление инвестиций, в том числе по доле в уставном капитале организаций, обязательному приобретению местной продукции, обязательному привлечению местной рабочей силы и др.;
- ускоренный и упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;
- упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и выезда иностранных граждан;
- единый специальный и самостоятельный орган административного управления с определенными полномочиями;
- самостоятельный бюджет зоны;
- предоставление государственного имущества (в частности, земельных участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;
- запрет экспроприации иностранных инвестиций (национализации, реквизиции, конфискации и иных мер, аналогичных по своим последствиям);
- гарантию от неблагоприятного изменения законодательства.
Критерии
классификации и, как следствие,
виды ОЭЗ и СЭЗ достаточно разнообразны.
В качестве них могут выступать
характер деятельности резидента и
функциональное предназначение зоны,
степень интегрирования ее в мировую
и национальную экономику, способ организации
зоны, характер собственности, хозяйственная
специализация, специфика решаемых
задач, территориальная организация
и др. Наибольшее распространение
в законодательной практике государств
получило деление рассматриваемых
зон по характеру (виду) деятельности,
или по функциональному
Порядок
создания ОЭЗ в Российской Федерации
различен. Если особые экономические
зоны в Калининградской и
- подачу заявки высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования на создание зоны;
- отбор заявок на создание зоны;
- принятие решения о создании зоны;
- заключение соглашения о создании ОЭЗ. Последнее представляет собой соглашение, в силу которого Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования обязуются действовать совместно для создания и обеспечения функционирования ОЭЗ на согласованной ими территории. По своей правовой природе оно не является гражданско-правовым договором, но содержит элементы частно- и публично-правового характера и, как следствие, носит комплексный характер.
Срок
существования ОЭЗ зависит от
их вида. Промышленно-производственные,
технико-внедренческие и
Нормативное
регулирование, управление и контроль
в ОЭЗ призваны осуществлять разные
органы власти и организации. Однако
в настоящее время функции
по выработке единой государственной
политики, нормативно-правовому
Управление
ОЭЗ в Калининградской и
Информация о работе Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации