Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения имеющихся научных источников, официальных документов, а также доступных статистических и фактических данных сформировать системное представления о природе и характере функционирования СЭЗ РФ на современном этапе глобализации, с акцентированным выделением в этих рамках картины развития мировых и российских оффшорных территорий как структурообразующего элемента данного сектора.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 9
1.1. Теория особых экономических зон 9
1.2. История правового регулирования создания и функционирования свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации 16
1.3. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах на современном этапе 22
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 29
2.1. Понятие особой экономической зоны и отграничение ее от смежных категорий 29
2.2. Территория особой экономической зоны 43
2.3. Правовой режим предпринимательской деятельности в особой экономической зоне 46
2.4. Виды особых экономических зон 52
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА НА НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЭЗ 56
3.1. Расчет эффективности использования оффшоров 56
3.2. Направления совершенствования деятельности по повышению эффективности и прозрачности оффшоров 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
3) срок действия;
4) размер
и степень жесткости
5) предусмотренное
национальным
СЭЗ и
ОЭЗ относятся к территориям
с особым (специальным) правовым режимом,
но имеют свои особенности. Этот особый
порядок правового
Дефиницию
специального правового режима в
СЭЗ можно встретить в
1. территориальный, при котором все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности;
2. функциональный, при котором льготный режим хозяйственной деятельности применяется к определенному виду деятельности независимо от местоположения фирмы в стране[54,с70].
Совокупность предусмотренных прав и обязанностей резидентов ОЭЗ, включая перечень предоставляемых льгот, имеет ярко выраженные межстрановые различия и может включать в себя: упрощение административных процедур для инвестирования, создания коммерческих организаций и осуществления производственной деятельности; беспошлинный импорт машин и оборудования, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для производства экспортной продукции; налоговые льготы; особые условия ведения валютных операций и т.д. Рассмотрим их более подробно: начнем с анализа действующего Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Согласно
данному федеральному закону осуществление
предпринимательской
Таким образом, действующее российское законодательство об ОЭЗ предусматривает следующие основные особенности ОЭЗ:
- управление ОЭЗ особыми (самостоятельными) органами управления с определенными полномочиями;
- льготный налоговый режим;
- таможенный режим свободной таможенной зоны;
- применение особого режима осуществления предпринимательской деятельности только в отношении лиц, получивших статус резидентов ОЭЗ;
гарантия
резидентам ОЭЗ от
Вместе с тем практика создания и функционирования ОЭЗ, СЭЗ и оффшорных зон в других странах свидетельствует о предоставлении более широкого круга льгот и преимуществ для резидентов соответствующих зон. В этом плане более показательным является Федеральный закон от 30 января 1996 г. № 16-ФЗ "О центре международного бизнеса "Ингушетия", утративший в настоящее время силу. Он предоставлял согласно статье 28 на территории данного центра компаниям международного бизнеса следующие льготы:
1.ускоренный и упрощенный порядок регистрации в центре в качестве компаний международного бизнеса в течение трех дней после представления в регистр всех правильно оформленных регистрационных документов;
2.полное освобождение от уплаты всех налогов РФ, за исключением регистрационного и годового сборов;
3.валютная автономия компаний международного бизнеса и освобождение от валютного контроля Российской Федерации операций компаний международного бизнеса; право открытия и ведения банковских счетов в банках-агентах, в уполномоченных российских и зарубежных банках;
4.освобождение от таможенных пошлин и сборов товаров, ввозимых на нужды содержания секретарских компаний;
сохранение анонимности владельцев компаний международного бизнеса;
- сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности коммерческой деятельности компаний международного бизнеса, зарегистрированных в центре, за исключением случаев нарушения ими законодательства Российской Федерации и законодательства других государств;
5. гарантия перерегистрации в центре международных компаний, зарегистрированных в других государствах.
Именно
эти и другие черты обеспечили
широкое распространение и
Как показал
анализ, мнения ученых (юристов и
экономистов) являются довольно схожими
и подтверждают позицию, что в
отношении резидентов ОЭЗ и СЭЗ
действует особый правовой режим
осуществления
1. льготный режим налогообложения прежде всего в отношении уплаты:
- налога на прибыль организаций;
- налога на доходы физических лиц;
2. льготный таможенный режим (как правило, режим свободной таможенной зоны), предполагающий:
- отмену
или снижение таможенных
- отмену
или смягчение нетарифных
- упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу;
- льготный валютный режим, обычно устанавливающий:
а) свободное обращение и конвертацию иностранной и национальной валют;
б) отмену ограничений на совершение валютных операций;
- упрощенный порядок банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
- сохранение банковской тайны:
а) о вкладах;
б) о счетах;
в) о банковских операциях;
- сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности об участниках организации и ее коммерческой деятельности;
- отмену количественных и иных ограничений на осуществление внешнеэкономической деятельности;
- отмену ограничений на осуществление инвестиций, в том числе:
а) по доле в уставном капитале организаций;
б) по обязательному приобретению местной продукции;
в) по обязательному привлечению местной рабочей силы;
г) по экспорту производимой продукции;
- ускоренный и упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;
- упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и выезда иностранных граждан;
- единый специальный и самостоятельный орган административного управления с определенными полномочиями;
- самостоятельный бюджет зоны;
- предоставление государственного имущества (в частности, земельных участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;
- запрет экспроприации иностранных инвестиций (национализации, реквизиции, конфискации и иных мер, аналогичных по своим последствиям);
- гарантию от неблагоприятного изменения законодательства.
2.4. Виды особых экономических зон
Действующий Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (часть 1 статьи 4) устанавливает четыре вида7 ОЭЗ, которые могут создаваться на территории Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации, а именно:
1) промышленно-производственные ОЭЗ;
2) технико-внедренческие ОЭЗ;
3) туристско-рекреационные ОЭЗ;
4) портовые ОЭЗ.
В настоящее время такие зоны существуют: промышленно-производственные ОЭЗ - в Республике Татарстан и Липецкой области; технико-внедренческие ОЭЗ - в г. Санкт-Петербурге, Зеленоградском административном округе г. Москвы, г. Дубне Московской области и г. Томске; туристско-рекреационные ОЭЗ - в республиках Алтай и Бурятия, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, Иркутской и Калининградской областях;портовые ОЭЗ - в Хабаровском крае и Ульяновской области[22,с69]. Кроме того, продолжают функционировать ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях в соответствии с Федеральными законами от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области".
На наш
взгляд, при ответе на вопрос следует
исходить из следующего. Если органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
прямо уполномочены федеральным
законом регулировать те или иные
вопросы режима осуществления
Тем не менее на уровне субъектов Российской Федерации делались попытки принимать законы об ОЭЗ или иных подобных зонах. К примеру, согласно Закону Республики Бурятия от 14 марта 2007 г. N 2073-III "О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия" зоны экономического благоприятствования представляют собой определяемые на конкурсной основе Правительством Республики Бурятия части территории Республики Бурятия, на которых созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций и организации новых высокотехнологичных производств (часть 1 статьи 2). Эти зоны могут быть двух видов: промышленно-производственного и технико-внедренческого типов (часть 1 статьи 4). Решение об их создании принимается Правительством Республики Бурятия и оформляется постановлением Правительства Республики Бурятия (статья 6).
Закон Липецкой области от 18 августа 2006 г. № 316-ОЗ "Об особых экономических зонах регионального уровня" определяет ОЭЗ регионального уровня как территориально обособленный комплекс на участке, который имеет общую границу (кроме туристско-рекреационной зоны и зоны агропромышленного типа) и в пределах которого созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности (статья 2). Функциональный тип подобной зоны определяется целями ее создания и направлением инвестиционной деятельности. При этом на территории области могут создаваться ОЭЗ регионального уровня (ОЭЗ РУ) следующих функциональных типов:
- ОЭЗ РУ промышленно-производственного типа - территория площадью не более 10 кв. км; деятельность ее участников ориентирована преимущественно на производство и (или) переработку, реализацию товаров (продукции), в том числе импортозамещающих, потребительского или производственного назначения, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках;
- ОЭЗ РУ агропромышленного типа, предназначенная преимущественно для развития высокорентабельных, конкурентоспособных сельскохозяйственных производств и переработки сельскохозяйственной продукции;
- ОЭЗ РУ технико-внедренческого типа - территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов;
- ОЭЗ РУ туристско-рекреационного типа, на территории которой деятельность участников ориентирована на сохранение, реновацию и использование объектов культурно-исторического наследия, строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также на добычу и использование природных лечебных ресурсов (часть 1 статьи 3).
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА НА НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЭЗ
3.1. Расчет эффективности использования оффшоров
Российских инвесторов привлекает целый комплекс преимуществ, которые предоставляют офшорные зоны, в частности:[18,с40]
упрощенная процедура регистрации: минимальные требования к размеру уставного капитала, конфиденциальный режим личной информации;[16,с35]
низкие налоговые ставки, а в некоторых офшорных зонах - отсутствие налога на прибыль;
фактическое отсутствие валютных ограничений, возможность осуществления банковских и иных операций в любой валюте;
Информация о работе Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации