Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения имеющихся научных источников, официальных документов, а также доступных статистических и фактических данных сформировать системное представления о природе и характере функционирования СЭЗ РФ на современном этапе глобализации, с акцентированным выделением в этих рамках картины развития мировых и российских оффшорных территорий как структурообразующего элемента данного сектора.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 9
1.1. Теория особых экономических зон 9
1.2. История правового регулирования создания и функционирования свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации 16
1.3. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах на современном этапе 22
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 29
2.1. Понятие особой экономической зоны и отграничение ее от смежных категорий 29
2.2. Территория особой экономической зоны 43
2.3. Правовой режим предпринимательской деятельности в особой экономической зоне 46
2.4. Виды особых экономических зон 52
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА НА НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЭЗ 56
3.1. Расчет эффективности использования оффшоров 56
3.2. Направления совершенствования деятельности по повышению эффективности и прозрачности оффшоров 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
Подобным образом определяются СЭЗ в других республиках. Так, в соответствии со статьей 1 Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 1996 г. № 220-I "О свободных экономических зонах"[34,с 65] СЭЗ - это специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного капитала, прогрессивной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития зоны.СЭЗ в Республике Таджикистан - это отдельный участок территории Республики Таджикистан, в пределах которого действует не только особый таможенный и налоговый режим, но и упрощенный порядок въезда и выезда нерезидентов и льготные нормы использования природных ресурсов (статья 1 Закона Республики Таджикистан от 17 мая 2004 г. № 24 "О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан"[25,с97]).Статья 4 Модельного закона "О свободных экономических зонах", принятого Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ (Постановление от 9 декабря 2000 г. № 16-5) предлагает рассматривать СЭЗ как "ограниченный участок территории государства, в пределах которого в соответствии с настоящим Законом и таможенным законодательством государства для товаров и транспортных средств устанавливается таможенный режим свободной таможенной зоны, а субъектам предпринимательской деятельности предоставляются налоговые льготы в соответствии с настоящим Законом и законодательством государства о налогах и сборах".
Рассмотрение
СЭЗ как территории с особым правовым
режимом, где специальными актами предусматриваются
иные, более благоприятные, чем обычные
условия осуществления
Отечественная наука всегда следовала за терминологией действующего законодательства. Поэтому в работах, опубликованных до принятия Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", можно встретить исследование именно категории "свободная экономическая зона", а не "особая экономическая зона" (М.М. Богуславский, С.В. Дерюгина, И.Н. Лебединец, Т.В. Шадрина, Н.Г. Швыдак, В.М. Шумилов и др.).
По мнению
М.М. Богуславского, СЭЗ - это обособленная
территория государства, на которой
для решения конкретных экономических
и иных задач создаются особые
благоприятные условия для
В зарубежной литературе получили распространение несколько иные термины: "свободная зона" (freezone); "зона свободной торговли" (free-tradezone, foreigntradezone); "свободный порт" (freeport); "оффшор" (offshore) и др. К примеру, R. August определяет свободную зону как географическую область, на территории которой экспорт и импорт товаров может быть произведен свободно без взимания таможенных платежей и осуществляются разнообразные виды деятельности.[19,С55] Это территория, освобожденная от взимания таможенных пошлин, расположенная внутри страны и имеющая цель развитие коммерции, особенно отгрузки товаров с одного судна на другое в одном и том же порту и их переработки без поступления на внутренний рынок.[21,С10] Другими словами, на территории зоны свободной торговли действует таможенный режим свободной торговли, и она рассматривается как находящаяся вне экономической тарифной области (таможенной территории) страны[37,с12]
Подобное понимание свободных зон и зон свободной торговли можно встретить в международном и российском законодательстве. Так, согласно Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) от 18 мая 1973 г. (приложение F.1 "О свободных зонах") термин "свободная зона" означает часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля.Статья XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 г. определяет зону свободной торговли как группу из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли (за исключением, в случае необходимости, мероприятий, разрешаемых статьями XI - XV и XX ГАТТ 1947 г.) практически для всей торговли между составными территориями зоны вотношении товаров, происходящих из них.
Статья 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" также содержит определение зоны свободной торговли. Это таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и39 данного Федерального закона. При этом участники зоны свободной торговли не осуществляют какой-либо координации в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами.
В статье 155 ТК РФ и части 1 статьи 37 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" используется термин "свободная таможенная зона" в значении таможенного режима (а не территории). При этом иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Оффшорные зоны расположены на многих территориях в мире: Антильских, Бермудских, Багамских, Виргинских, Сейшельских и других островах, Андорре, Бахрейне, Гибралтаре, Гонгонге, Кипре, Лихтенштейне, Люксембурге, Малайзии, Монако, Сингапуре, Швейцарии и др. Если в зонах свободной торговли предоставляется особый таможенный режим, то оффшоры, являясь также определенной территорией[9,С34], ассоциируются в первую очередь с льготным налогообложением и иными условиями осуществления предпринимательской деятельности, стимулирующими привлечение иностранных инвестиций (упрощенный порядок регистрации организаций; охрана банковской и иной тайны; упрощенный порядок отчетности перед налоговыми и иными органами; ослабленный государственный контроль за деятельностью организаций и т.д.). В частности, Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк России при утверждении перечня офшорных зон обращают внимание на то, что на их территории, во-первых, предоставляется льготный налоговый режим налогообложения и, во-вторых, не предусматриваются раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций.
На эти
черты указывает большинство
авторов. К примеру, С.И. Бахтин определяет
оффшорную зону как законодательно
обособленную территорию за пределами
Российской Федерации, на которой предоставляются
налоговые льготы и иные преимущества
юридическим лицам и
По мнению
Е.С. Кудрявцевой, оффшорная зона - это
вид сервисной зоны, предоставляющий
иностранным хозяйствующим
С оффшорами тесным образом связаны "налоговые гавани", "налоговые убежища", "налоговые оазисы", "налоговый рай". Согласно статье 238А Общего налогового кодекса Франции "налоговый рай" представляет собой иностранное государство или территорию, которые устанавливают налоги на прибыль или доходы существенно ниже, чем во Франции. При этом в соответствии со статьей 81А кодекса данные ставки должны составлять менее 2/3 от французских. В Великобритании считается та или иная территория "налоговым раем", если ставка налога меньше, чем 1/2 ставки соответствующего английского налога.
При этом одни ученые, в частности А.В. Брызгалин, относят их к оффшорным зонам и выделяют "налоговые убежища" ("налоговые гавани") и "налоговые оазисы", представляющие собой в отличие от "налогового убежища" всего лишь часть территории государства, на которой действует льготный налоговый режим. Другие исследователи считают необходимым проводить различие между оффшорами и "налоговыми гаванями". К примеру, А.П. Матусевич под "налоговой гаванью" понимает территории, где льготы по налогообложению предоставляются всем компаниям независимо от их статуса, резидентности и того, где они ведут свой бизнес (в границах страны регистрации или за ее пределами), а под оффшором - территорию, где льготы по налогообложению предоставляются только на территории оффшора и только оффшорным лицам, т.е. нерезидентам5.
В литературе, особенно экономической, встречаются и другие термины: "промышленно-производственная зона"; "технико-внедренческая зона"; "технопарк"; "технополис"; "научно-промышленный парк"; "бизнес-инкубатор"; "научный парк" и др., содержание которых не всегда раскрывается или является не совсем ясным. К примеру, в статье 1 Закона Кемеровской области от 2 июля 2008 г. № 55-ОЗ "О технопарках в Кемеровской области" под технопарком понимается форма совместной инновационной деятельности научных, проектно-конструкторских, образовательных организаций, промышленных предприятий (их подразделений), инвесторов и других участников рынка. При этом не понятно, о какой форме сотрудничества (договорной или какой-то другой) идет речь. В целом эти и иные используемые понятия зачастую представляют собой не что иное, как разновидности ОЭЗ и СЭЗ. Тем не менее от ОЭЗ следует отличать другие используемые в законодательстве и литературе категории. Так, ничего общего ОЭЗ и СЭЗ не имеют с исключительной экономической зоной (несмотря на похожие наименования). Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" под исключительной экономической зоной Российской Федерации понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным данным федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
С первого взгляда, исключительная экономическая зона подпадает под определение ОЭЗ или СЭЗ, поскольку является территорией с особым правовым режимом. Но в отличие от ОЭЗ и СЭЗ, эта территория представляет собой морской район, тогда как ОЭЗ и СЭЗ расположены на земельных участках. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" особый правовой режим исключительной экономической зоны проявляется в том, что Российская Федерация в этой зоне осуществляет:
- суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;
- суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также добычи (вылова) водных биоресурсов, относящихся к "сидячим видам" морского дна и его недр;
- исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей;
- исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;
- юрисдикцию в отношении:
а) морских научных исследований;
б) защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;
в) прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации;
другие
права и обязанности,
Таким образом,
особый правовой режим исключительной
экономической зоны ничего общего не
имеет с особым режимом осуществления
предпринимательской
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" лечебно-оздоровительная местность - это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения, а курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Таким образом, лечебно-оздоровительные местности и курорты, так же как и ОЭЗ, представляют собой определенную территорию.
Информация о работе Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации