Анализ эффективности деятельности ФГУП Ишимского механического завода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Перечисленные показатели конкурентоспособности стран, на наш взгляд, не в полной мере отвечают требованиям системности, комплексности и динамичности. Поэтому нами предлагается другая система критериев оценки конкурентоспособности стран. К этим критериям относятся (в скобках указана их весомость):
• расходы из государственного бюджета на НИОКР, % от ВВП (0,22);
• расходы из государственного, бюджета на развитие человека (образование, здравоохранение, социальная сфера), % от ВВП (0,20);
• показатель, характеризующий политическую систему и стабильность в стране, баллы (0,13);
• ВВП на душу населения, тыс. долл. США (0,10);
• средняя продолжительность жизни, лет (О',08);

Вложенные файлы: 1 файл

диплом АНАЛИЗ ДЕЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

 

 

Введение.

Конкурентоспособность страны является, на наш взгляд, главным показателем, характеризующим состояние и перспективы развития её экономики, качество жизни населения. В настоящее время конкурентоспособность стран оценивают Всемирный экономический форум (г. Женева), Всемирный банк. Европейский форум по проблемам управления (г. Женева), Международный институт менеджмента и развития (г. Лозанна). Результаты оценки публикуются в журнале Есотоmу.

В 1999 г. оценка производилась по 380 показателям, сгруппированным в 10 факторов: экономический потенциал и темпы роста экономики; эффективность промышленного производства; уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений; участие в международном разделении труда; динамичность и емкость внутреннего рынка; гибкость финансовой системы; воздействие государственного регулирования экономики; уровень квалификации трудовых ресурсов; обеспеченность трудовыми ресурсами; социально-экономическая и внутриполитическая ситуация. По этим критериям на первом месте находились США, на втором — Япония; Россия занимала лишь 48-е место.

В конце 2000 г. и 2001 г. оценка конкурентоспособности стран осуществлялась по следующим 9 критериям: политический риск (т.е. невозврата кредитов; весомость критерия — 25 баллов); экономические перспективы (25 баллов); показатель внешней задолженности (10 баллов); долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга (10 баллов); рейтинг платежеспособности по кредитным долгам (10 баллов); доступ к банковским ресурсам (5 баллов); доступ к краткосрочным финансовым ресурсам (5 баллов); доступ к рынкам капиталов (5 баллов); предоставление форфейтинговых услуг (5 баллов). В 2000 г. на первом месте были США, Россия находилась на 78-м Месте; в конце 2001 г. на первом месте — Люксембург, Россия — на 127-м месте.

Перечисленные показатели конкурентоспособности стран, на наш взгляд, не в полной мере отвечают требованиям системности, комплексности и динамичности. Поэтому нами предлагается другая система критериев оценки конкурентоспособности стран. К этим критериям относятся (в скобках указана их весомость):

• расходы из государственного бюджета на НИОКР, % от ВВП (0,22);

•  расходы из государственного, бюджета на развитие человека (образование, здравоохранение, социальная сфера), % от ВВП (0,20);

•  показатель, характеризующий политическую систему и стабильность в стране, баллы (0,13);

•  ВВП на душу населения, тыс. долл. США (0,10);

•  средняя продолжительность жизни, лет (О',08);

•  показатель эффективности использования ресурсов (0,07);

•  экспорт, % от ВВП (0,06);

•  уровень инфляции, % (0,05);

•  место страны по запасам природных ресурсов на душу населения (0,05);             

•  место страны по удельному весу ее компаний среди 250 самых крупных конкурентоспособных фирм мира (0,04).

Из перечисленных критериев конкурентоспособности наиболее важными доминирующими являются первые три, удельный вес которых составляет 55%. Весомость остальных семи критериев во многом определяется прогрессивностью первых трех критериев конкурентоспособности.

Для выхода России из кризиса и повышения ее конкурентоспособности сначала необходимо разработать стратегические программы до 2020 г. по улучшению первых трех критериев конкурентоспособности российской экономики. Чтобы уменьшить объем импорта промышленной продукции (машин, товаров и. т. д.), необходим подъем отечественной промышленности. Важнейшим инструментом подъема отечественной промышленности является составление хорошо продуманной производственной программы предприятия.

Целью дипломного проектирования является разработка программы экономического развития машиностроительного предприятия и дать ей экономическую оценку. В качестве объекта исследования было выбрано Федеральное Государственное Муниципальное предприятие «Ишимский механический завод», принадлежащие Министерству Путей сообщения Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Анализ эффективности деятельности ФГУП Ишимского механического завода.

 

1.1. Оценка эффективности функционирования  предприятия.

 

Эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно оно предвидит дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от прогнозирования.

В рыночных условиях формирование предприятием производственных программ   осуществляется   на   основе   прямых   договоров   между производителями и потребителями продукции, учитывающих реальные потребности в ней, в том числе и на государственные нужды, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения.

Центральный раздел плана развития предприятия - план производства продукции (производственная программа), в котором устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели товарной, валовой и реализованной продукции.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рыке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции. Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия (производственная программа), оперативные планы-графики,  отчетность ф. № 1 «Баланс предприятия», сведения о выполнении плана по объему товарной продукции, ф №2 "Отчет о прибылях и убытках", акты выпуска готовой продукции за месяц и ДР.

Предприятие ФГУП "Ишимский механический завод МПС России" является    предприятием    государственной    формы    собственности, специализируется на производстве запасных частей для железнодорожного транспорта.

Дадим оценку производственной программы предприятия за 2001 г., используя данные таблицы 1.1

Таблица 1.1

Анализ выполнения плана по производству товарной продукции и объему реализации.

Показатели

2001 г.

2002 г.

факт

план

факт

в % к 2001 г.

в % к плану 2002 г.

1. Товарная продукция в сопоставимых  ценах, тыс. руб., в т.ч. для МПС  прочие потребители

36980 13417 23563

45583 26132 19451

51510 25592 25918

139,29 190,74 109,99

113,0 97,93

133,25

2. Товарная продукция в действующих  ценах, тыс. руб. в т.ч. для МПС прочие  потребители

61379 27009 34370

82496 52102 30394

93156 50952 42204

151,77 188,65 122,79

112,9 97,79 138,86

3. Реализация продукции и услуг, тыс. руб. в т.ч. для МПС

68374 24276

84112

98973

52372

144,75 215,74

117,7

4. Доля реализованной продукции  для МПС

35,5

-

52,9

149,04

-


 

Из таблицы 1.1.1 видно, что план по производству товарной продукции в сопоставимых ценах (на 1.01.98 г.) перевыполнен на 13% или на (51510-45583) 5927 тыс. руб., в том числе для прочих потребителей на 33.25% или на (25918-19451) 6467 тыс. руб., а по продукции для МПС не выполнен на (97,93 - 100) 2,07% или на (25592-26132) 540 тыс. руб. Фактически в 2002 г по сравнению с 2001 г. произошел рост товарной продукции в сопоставимых ценах на 39,29%, в том числе для МПС - на 90,74% и для прочих потребителей - на 9,99%.

План по товарной продукции в действующих ценах выполнен на 112,9%, в том числе по прочим потребителям на 138,86% и для МПС на 97,79%. Товарная продукция в действующих ценах в 2002 г. по сравнению с 2000 г. возросла на 51,77% или на (93156-61379) 31777 тыс. руб., в том числе для МПС на 88,65% или на (50952-27009) 23943 тыс. руб. и прочим потребителям на 22,79% или на (42204-34370) 7834 тыс. руб.

Реализовано продукции и услуг в 2002 г. на сумму 98973 тыс. руб., что выше по сравнению с планом на 17,7% или на (98973-84112) 14861 тыс. руб., а по сравнению с 2001 г. на 44,75% или на (98973-68374) 30599 тыс. руб., в том числе для МПС на 115,74% или на (52372-24276) 28096 тыс. руб. Доля реализованной продукции для МПС в общем объеме реализуемой продукции и услугах увеличилась в 2002 г. по сравнению с 2001 г. на 49,04% или на 17,4 пункта и составила 52,9%.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Проведем анализ выполнения плана по основной номенклатуре (ассортименту), используя данные таблицы 1.1.2

Коэффициент выполнения плана по номенклатуре рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по номенклатуре, на общий плановый выпуск продукции (продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 1.1.2 видно, что план по основной номенклатуре выполнен на  

Таблица 1.1.2.

Выполнение плана по основной номенклатуре продукции.

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по номенклатуре продукции, тыс. руб.

План

факт

Секции 7317,000 сб.

33812,268

45809,887

135,48

33812,268

Секции 7317.100 сб.

12041,802

8598,200

44,0

5298,200

Секции 7317,200 сб.

6124,500

5314,700

86,78

5314,700

Р62.131.000 сб.

12653,958

11897,023

94,02

11897,023

Р62.240.000 сб.

-

1030,000

-

-

Прочие секции

1917,440

4000,640

208,64

1917440

Основная номенклатура, всего

66549,968

73350,450

110,22

58239,631


 

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по' структуре — значит сохранить в фактическом  выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:  объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции (табл. 1.1.3):

 

Таблица 1.1.3.

Анализ структуры произведенной продукции по основной номенклатуре за 2002 год

на ФГУП «Ишимский механический завод».

 

Изделие

Средняя плановая цена

Ц пл, руб.

Объем производства продукции, шт.

Структура продукции, %

Стоимость выпущенной продукции в ценах плана, тыс. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

план

(Уд пл)

факт

(Уд Ф)

План

Факт при плановой структуре (ВП пл)

факт

(ВП усл2)

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9=8-7

Секции 7317,000 сб.

2895,9

11676

15819

48,86

62,56

33812,268

35776,675

45809,887

+10033,212

Секции 7317.100 сб.

2405

5007

2203

20,95

8,71

12041,802

12739,784

5298,200

-7441,584

Секции 7317,200 сб.

2081,7

2942

2553

12,31

10,10

6124,500

6479,465

5314,700

-1164,765

Р62.131.000 сб.

3291,0

3845

3615

16,09

14,30

12653,948

13388,916

11897,023

-1491,938

Р62.240.000 сб.

5100

-

202

-

0,80

-

-

1030,0

+1030,0

Прочие секции

4480

428

893

1,79

3,53

1917,440

2027,655

4000,655

+1972,985

Итого

-

23898

25

285

100,0

66549,968

70412,540

73350,450

+2937,910

Информация о работе Анализ эффективности деятельности ФГУП Ишимского механического завода