Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 08:33, курсовая работа
Перечисленные показатели конкурентоспособности стран, на наш взгляд, не в полной мере отвечают требованиям системности, комплексности и динамичности. Поэтому нами предлагается другая система критериев оценки конкурентоспособности стран. К этим критериям относятся (в скобках указана их весомость):
• расходы из государственного бюджета на НИОКР, % от ВВП (0,22);
• расходы из государственного, бюджета на развитие человека (образование, здравоохранение, социальная сфера), % от ВВП (0,20);
• показатель, характеризующий политическую систему и стабильность в стране, баллы (0,13);
• ВВП на душу населения, тыс. долл. США (0,10);
• средняя продолжительность жизни, лет (О',08);
ФГУП ИМЗ, производящие продукцию, зависит от равномерности поступления материалов. Нарушение их поступления приводит к снижению выпуска продукции, прибыли, удовлетворения потребностей покупателя и т. д. Все это в конечном счете ставит в лучшее положение конкурента. Отсюда прямая зависимость организации от поставщиков.
На организацию оказывают большое влияние законы, которые определяют ее правовой статус и регулируют экономику. К ним относится множество законов и положений о безопасности и охране здоровья, защите окружающей среды, защите интересов потребителя, об оплате, финансовой защите и др. Организация обязана выполнять не только требования законов, но и ряда государственных учреждений, которые следят за исполнением законов и издают свои предписания. Все это дополняется еще и регулирующими постановлениями местных органов управления. Таким образом, организация сталкивается со сложной системой юридических норм.
Однако бизнес невозможен без потребителя. Именно потребитель диктует, какие товары и услуги для него необходимы и по какой цене, т. е. определяет конечные результаты деятельности организации, поэтому влияние потребителей на повышение эффективности и использование таких внутренних переменных, как материалы и трудовые ресурсы, огромно.
Все факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на внутренние переменные, вызывая их реакцию. Не так заметно на организацию оказывают влияние факторы косвенного воздействия. Информация о них, как правило, не полная, и руководство вынуждено делать предположения и допущения об их возможных последствиях для организации.
Среди факторов косвенного воздействия важнейшее место занимает технология, которая одновременно является и внутренней переменной. ФГУП ИМЗ учитывает перспективные технологии, которые могут повлиять на скорость устаревания продукции и на то, какого рода продукцию покупатель ожидает в будущем.
Косвенно воздействуют на организации также изменения в экономике. Такие экономические явления, как инфляция, экономический спад, колебания курса доллара относительно валют других стран, затрагивают интересы организации. Так, например, инфляция может вызвать рост издержек, если в период ее ожидания не увеличить запасы ресурсов и не ввести фиксированную оплату труда. При снижении налогов увеличивается масса денег у населения, что способствует развитию бизнеса.
На организацию влияют также жизненные ценности и традиции. Неэтичными считаются, например, взятки, распространение порочащих конкурента слухов, определение на работу по знакомству.
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятия находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности. Один из них непосредственно связаны между собой, другие - косвенно.
Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Одним из способов систематизации факторов является создание детерминированных факторных систем.
Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за:
P объема выпуска продукции в целом по предприятию (ВПобщ);
P ее структуры (У∂i);
P уровня переменных затрат на единицу продукции (Вi);
P суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А);
(1.3.1)
Факторная модель удельных затрат на рубль продукции (УЗ) выглядит следующим образом:
(1.3.2)
где ВП - стоимость произведенной продукции;
Ц - цены на продукцию.
Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.
Взаимосвязь перечисленных факторов покажем на рис 1.3.1.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:
где Сi- себестоимость единицы i-го вида продукции;
Ai - сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;
Bi -сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;
VВПi - объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах. Наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают затраты на сырье и материалы. Общая сумма затрат по этой статье зависит от объема производства (VВПобщ), ее структуры (У∂i) и изменения удельных материальных затрат на отдельные изделия (УМЗi). Последние, в свою очередь, зависят от количества (массы) расходованных материалов на единицу продукции (УРi) и средней цены единицы материалов (Цi).
Взаимосвязь данных факторов с общей суммой прямых материальных затрат можно представить следующим образом:
(1.3.4)
Расчет влияния факторов на изменение суммы материальных затрат на единицу продукции производится по модели:
(1.3.5)
Прямые трудовые затраты занимают значительный удельный вес в себестоимости продукции и оказывают большое влияние на формирование ее уровня.
Общая сумма прямой зарплаты зависит от объема производства продукции, ее структуры и уровня затрат на отдельные изделия. Последний, в свою очередь, определяется трудоемкостью (УТЕ) и уровнем оплаты труда за 1 человек-час (ОТ).
(1.3.6)
Зарплата на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов, кроме структуры производства продукции:
(1.3.7)
Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы.
Факторами изменения затрат на содержание машин и оборудования являются виды затрат: амортизация, затраты на ремонт, эксплуатацию, расходы по внутризаводскому перемещению грузов.
Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции и эффективности деятельности предприятия являются:
1)
увеличение объема ее
2)
сокращение затрат на ее
(1.3.8)
где Св, Сф - соответственно возможный и фактический уровень себестоимости изделия;
Зд - дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции.
Рассчитаем величину резервов снижения себестоимости продукции на 2002 год с учетом разработанной программы на заводе по формуле 1.3.8, взяв в качестве фактического уровня себестоимости изделия - затраты на 1 рубль товарной продукции в 2001 г.:
2001 г.:
Таким образом, резерв сокращения затрат на 1 рубль товарной продукции в 2002 г. с учетом выполнения намеченной программы составит 7,27 коп.
Основная цель организации и ее подразделений реализуется и результате выполнения производственной программы, которой определяется перечень изделий, их количество, сроки и стоимость изготовления. Основанием для формирования производственном программы является перспективный план продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилированием организации, ее подразделений и их развитием. Эта область работы относится к высшему звену управления, и ее можно отнести к стратегическому планированию. При разработке производственной программы формулируются цели, определяются (если это необходимо) мероприятия но реконструкции организации и ее подразделений или совершенствованию организации и управления производством, устанавливаются отношения с внешней средой по поставкам материалов, комплектующих изделий и т. д.
В современных условиях, когда производственные подразделения акционерных обществ получили возможность оформлять сноп отношения с руководством компании на основе договоров, формирование производственных программ, как для акционерною общества в целом, так и для входящих в него производственных подразделений, основывается на единых принципах получения максимальной прибыли. Это же относится и к другим коммерческим организациям, работающим с акционерным обществом но договорам. Указанное положение при соответствии объема выпуска производственной мощности организации можно выразить следующей целевой функцией:
(2.1.1)
где Сi,j - цена i-го изделия (сборочной единицы) j-й детали (i = 1, 2, ..., М; j = 1, 2, ..., е);
Xj - искомый объем выпуска (в штуках).
Для каждого подразделения формирование производственной программы включает учет его договорных обязательств перед акционерным обществом по выпуску продукции по согласованным ценам и по контрактам со сторонними предприятиями и организациями. В этом случае выпуск продукции для акционерного общества контролируется отделом заказов или производственно-диспетчерским отделом (ПДО), а для сторонних организаций указанная работа является функцией самого производственного подразделения.
Независимо от формы собственности (акционерное общество, унитарное предприятие) процесс распределения производственной программы по конкретным исполнителям (цехам, участкам, бригадам, рабочим местам) и управление производством в целом осуществляются по единой схеме и на основе одних и тех же функций управления. Принятая программа конкретизируется по отдельным деталям и сборочными единицам (ДСЕ) и доводится до каждого из основных производственных подразделений предприятия. Для сборочных цехов производственная программа разрабатывается по плановым периодам года в разрезе изделий, для обрабатывающих цехов — в виде номенклатурно-календарных планов выпуска деталей и сборочных единиц, что предполагает закрепление за цехами определенной номенклатуры ДСЕ и конкретного объема их производства. Номенклатурно-календарные планы служат основанием для расчета календарно-плановых нормативов движения производства в каждом из основных цехов. Распределение производственной программы по цехам, как правило, осуществляется в разрезе кварталов и месяцев года. Эта работа является основной функцией управления производством со стороны руководства организации. В этом случае управление направлено на определение целей и задач каждого цеха, их конкретизацию и координацию работы.
Формирование производственной программы организации и ее распределение по цехам в принципе осуществляется один раз в год. Однако в процессе ее реализации возможны различного рода корректировки по изменению номенклатуры, количества, объема работ, и поэтому возникает потребность в управлении производственной программой на уровне организации, включающей выполнение всех основных функций процесса управления. Следует отметить, что квартальные и месячные периоды планирования не являются случайными. Они традиционно определяют рубежи, по которым каждый цех отчитывается перед руководством предприятия о выполнении производственной программы.
Цехи на основании номенклатурно-календарных планов формируют на каждый месяц производственные программы по запуску-выпуску закрепленных за ними изделий с учетом дополнительных предложений со стороны производственно-диспетчерского отдела и распределяют их по участкам (бригадам). Для участков и бригад разрабатываются два вида производственных заданий: оперативно-календарный план запуска-выпуска деталей с учетом равномерного и ритмичного выпуска продукции, а также сменно-суточные задания с конкретным закреплением деталей (операций) за рабочими местами. Эта работа носит оперативный характер и лежит в основе оперативного управления производством, осуществляемого в короткие периоды — в пределах недели, суток, смены.
Следует подчеркнуть, что потребность в оперативном управлении возникает и на более высоких уровнях руководства производством, т. е. на уровне каждого цеха и организации (предприятия) в целом. Это вызывается необходимостью координации финансового взаимодействия участков и бригад в цехах, а также подразделений технической подготовки производства и цехов на уровне организации (предприятия), в процессе принятия решений по управлению производством в связи с конструкторскими, технологическими и организационными изменениями в производственном процессе и другими причинами. При этом время для подготовки, принятия соответствующих решений и их выполнения может быть более продолжительным, чем на уровне участков, бригад и рабочих мест, но обязательно должно укладываться в запланированные сроки выпуска продукции.
Производственные программы организации и цехов характеризуются многообразием форм, определенной периодичностью и детальностью разработки. Вертикальный структурный разрез их состава представляет собой перечень последовательно разрабатываемых производственных программ и заданий от уровня организации, цеха до отдельных рабочих мест на участках и в бригадах (табл. 2.1.1). В каждой организации (цехе) складывается свой вариант структуризации программ и заданий в зависимости от степени автоматизации управления производством и других причин.
Уровни управления программой |
Перечень программ и заданий |
Стратегическое планирование |
Изучение конъюнктуры рынка и сбыта продукции в соответствии с профилированием организации Формирование перспективного плана выпуска продукции |
Управление производственной программой |
Формирование производственной программы выпуска изделий Формирование производственной программы выпуска изделий по плановым периодам года для сборочных цехов Расчеты календарно-плановых нормативов движения производства Формирование номенклатурно-календарных планов выпуска ДСЕ для обрабатывающих и заготовительных цехов Формирование производственной программы в ценах на квартал (месяц) и их распределение по участкам (бригадам) |
Оперативное управление производством |
Формирование оперативно-календарных планов (графиков) запуска-выпуска ДСЕ на короткие плановые периоды Формирование сменно-суточных заданий |
Информация о работе Анализ эффективности деятельности ФГУП Ишимского механического завода