Банковская система. Центральный и коммерческие банки, их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 20:41, лекция

Краткое описание

Банковская система – совокупность различных видов банков и кредитных учреждений, существующая в стране в определенном историческом периоде. Банк. система опосредует механизм общественного воспроизводства, способствует мобилизации свободных денежных средств и их эффективному размещению в экономике.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора.docx

— 1.93 Мб (Скачать файл)

 

Банковская система. Центральный и коммерческие банки, их функции. Создание денег государством и банками.

Банковская система – совокупность различных видов банков и кредитных учреждений, существующая в стране в определенном историческом периоде. Банк. система опосредует механизм общественного воспроизводства, способствует мобилизации свободных денежных средств и их эффективному размещению в экономике.

Факторы формирования банк.системы:

  • Общественно-экономический строй, который определяет структуру банк.системы
  • Исторический опыт и специфика развития – политический фактор
  • Нормативно-правовая база(существование банк.законодательства)
  • Мировая банк.система

Формы взаимодействия мировой банковской системы и национальной банк.системы:

  • Участие России в международных финанс.организациях(международный банк реконструкции и развития)
  • Открытие филиалов рос.банков зарубежом, открытие иностр.банков в России
  • Участие России в междунар.банк.рейтингах

Банковская система имеет 2х уровневый характер:

Верхний уровень – ЦБ

Нижний уровень – все остальные банки.

2х уровневая банк.система  обеспечивает: свободу предпринимательства  для ком.банков; регулирование, контроль  и целенаправленное воздействие  со стороны ЦБ.

Банк.система включает в себя 3 основные группы  кредитно-финансовых институтов:

  • ЦБРФ
  • Ком.банки
  • Специализированные кредитно-денежные учреждения

ЦБ – принадлежит государству, является важнейшим инструментом макроэкономического регулирования экономики.

Функции ЦБ:

  • Эмиссия в обращении банкнот
  • Хранение официальных золото - валютных резервов государства
  • Аккумулирует и хранит кассовые резервы др.кредитных учреждений
  • Ведет расчетные операции для правительства
  • Проводит кредитно-денежную политику,  регулирует ден.обращение в соответствии с потребностями экономики.

Коммерческие банки выполняют 2 осн.функции:

  • Хранят денежные вклады предприятий, домохозяйств
  • Предоставляют ссуды
  • Осуществляют расчеты, выступают как посредники между организациями

Специализированные кредитно-финансовые учреждения – занимаются кредитованием определенной сферы и отраслей хоз.деятельности:

  • Инвестиционные банки – операции по выпуску и размещению ц.б.
  • Сберегательные учреждения – аккумулируют ден.средства населения(сбережения) и направляют на финансирование коммерческого и жилищное строительство.
  • Страх.компании – страхование жизни, имущества, авто
  • Пенсионный фонд – аккумулируют пенсионные взносы и осуществляют коммерч.деятельность(вкладывают накопленные ден.резервы в облигации)
  • Инвестиц.компании – промежуточное звено между индивид.денежн.капиталами и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере.

 

Бюджетно – налоговое регулирование экономики (цели, инструменты, виды бюджетно – налоговой политики).

Фискальная политика – манипулирование гос.бюджетом (налогами и правительственными расходами) для достижения выдвинутых целей: увеличение объема производства, занятости и снижение инфляции, обеспечение экономического роста.

Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами.

Не дискреционная фискальная политика – осуществляется за счет автоматических или встроенных стабилизаторов.

Стабилизатор – прогрессивное налогообложение, трансфертные платежи.

Автоматические стабилизаторы позволяют снизить циклические колебания занятости и выпуска без изменения экономической политики государства.

При прогрессивных ставках налогообложения по мере роста ЧНП происходит более чем пропорциональный прирост поступлений.

Трансфертные платежи  имеют противоположное направление – сокращаются при экономическом подъеме, увеличиваются во время спада.

Во время фискальной политики возникают проблемы времени, политические проблемы заключаются в противоречиях между различными функциями в зависимости от фискальной политики, политического цикла.

Инет:Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического  роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы  циклической безработицы);

3) стабильного уровня  цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

1) Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

2) Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику:

1) Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

2)Автоматическая (не дискреционная)  фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

 

Безработица - отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически-активного населения, способной и желающей трудиться.

Различают три вида безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Фрикционная- связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно. Структурная - изменением структуры производства Циклическая - во время спада производства, депрессии и т. д., когда спрос на рабочую силу очень низок.

Наиболее важными показателями безработицы являются:

1. Уровень безработицы (Уб) – это удельный вес численности  безработных (Б) в численности экономически  активного населения (ЭАН), выраженный  в процентах.

Уровень безработицы может быть рассчитан как по методологии МОТ, так и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. Подсчет безработных по методу МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей стране эту работу проводит государственный комитет по статистике. Выборочное обследование проводится 2 методами:

• периодически проводимые опросы семей (США, Япония и др.);

• подсчет числа поданных заявок в государственную службу занятости на получения пособия по безработице (Великобритания и др.).

В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, показатель уровня безработицы определяется по следующей формуле:

     , где З - количество  занятых.

Уровень зарегистрированной (регистрируемой) безработицы (Убр) определяется по формуле:

        где –  Бр  число безработных, зарегистрированных  органами занятости.

2. Продолжительность безработицы, т.е. величина, которая характеризует  в среднем длительность поиска  работы (в месяцах) лицами, имеющими  статус безработного на конец  рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этом периоде трудоустроены.

Методы борьбы с различными типами безработицы

Общие для всех типов безработицы меры:

 создание новых рабочих  мест

создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;

создание специальных служб для этого.

Меры для борьбы со структурной безработицей:

создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;

поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются.

С маргинальной безработицей:

социальная защита слабозащищённых слоёв населения;

борьба с преступностью.

С технологической безработицей:

повышение квалификации работников;

сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

С циклической безработицей:

проведение стабилизационной политики;

создание дополнительных рабочих мест государством.

Особенности

1. Рост безработицы.

2. Изменение распределения рабочей  силы по секторам экономики - значительным  потребителем рабочей силы стал  частный сектор экономики. Относительно  широкое распространение получила  вторичная занятость, возникло немало  рабочих мест, не требующих особой  квалификации. Но при этом крупныепромышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышения эффективности их использования.

3. Появление 2 млн. беженцев и вынужденных  переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал общества  используется все менее эффективно: объем производства сократился  в гораздо большей степени, чем  численность занятых, а существовавший  и ранее на многих предприятиях  избыток рабочей силы стал  еще более очевиден.

5. Неполная занятость, обусловленная  не гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (*,6% неработающих) имеют  неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%)-находились в вынужденных  отпусках.

6. Глубокая территориальная дифференциация  занятости - до 10 раз различается  уровень безработицы в экономически  активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях  безработицы по регионам обусловлена  степенью деловой активности  в регионах, сохранившимися у  населения навыками самостоятельного  хозяйствования, в частности на  земле.

7. Особенностью занятости в постсоциалистических  странах является формирование  так называемого придерживаемого  типа (модели) занятости

8. Низкий уровень пособий по  безработице также выступает  отличительной чертой российского  рынка труда.

9. Размывание границ между официальной  и теневой занятостью, расширение  теневой занятости.

10. Существенные различия между  общей численностью и официально  регистрируемой численностью безработных.

Плановая экономика – это разновидность экономической системы. Целью этой структуры является обеспечение потребностей населения.

 

Барьеры входа на товарный рынок: нестратегический, стратегический.

 

Под барьерами входа понимаются все факторы объективного и субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовывать производство в отрасли.

Чтобы считать факторы барьерами, они должны препятствовать именно прибыльному производству. Поскольку вход на рынок сам по себе имеет меньшее значение.

Барьеры могут быть связаны:

  1. Со структурными характеристиками, обусловленными особенностями данной отрасли или рынка (технологии, тип конкуренции, мощности, издержки объем спроса на данном рынке)
  2. С поведением хозяйствующих субъектов (антиконкурентные соглашения, договоренности о ценах, объеме выпуска)
  3. С сужением географических границ рынка из-за роста транспортных издержек.
  4. С действием органов государственной власти (лицензирование, сертификация, налогообложение, фиксирование цен, гос.  дотации)

Информация о работе Банковская система. Центральный и коммерческие банки, их функции