Банковская система. Центральный и коммерческие банки, их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 20:41, лекция

Краткое описание

Банковская система – совокупность различных видов банков и кредитных учреждений, существующая в стране в определенном историческом периоде. Банк. система опосредует механизм общественного воспроизводства, способствует мобилизации свободных денежных средств и их эффективному размещению в экономике.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора.docx

— 1.93 Мб (Скачать файл)

г) признание функций резервных валют за некоторыми национальными валютами (к коллективным валютам может быть отнесено евро).

Поскольку спрос и предложение валют непрерывно меняются, то валютный курс также нестабилен.

валютный (обменный) курс – цена каждой национальной единицы, выраженная в денежных единицах других стран.

Фиксация на определенную дату банками или валютной биржей  валютного курса называется котировкой.

 

Государственная политика занятости— это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда. 
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» - один из основных элементов законодательства Российской Федерации о занятости населения. Он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав гражданина на труд и социальную защиту от безработицы. В соответствии с этим законом осуществляется деятельность многих учреждений, связанная с организацией работы с социально незащищенными категориями населения, в том числе и не имеющими работы. 
Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена 
Целью политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через стабилизацию экономики, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. 
Государственная политика в области занятости населения направлена на: 
обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор формы занятости; 
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан. Содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики; 
соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места; 
обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

Вопросами регулирования занятости населения занимаются различные органы государственной власти и общественные организации. 
Основными принципами государственного регулирования занятости являются: 
защитное регулирование, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся; 
поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности; 
ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими; 
директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или по заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам; 
финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах: 
• активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;  
• пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.  
Активная политика занятости включает в себя следующие меры 
по обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности – гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда; 
инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики; 
поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости. 
К средствам активной политики занятости относятся: 
информация о рынке труда ,содействие в трудоустройстве ,профессиональное обучение ,профессиональное консультирование  ,общественные работы и организация временной занятости; временная субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) и поддержка рабочих мест,

поддержка предпринимательской активности безработных, территориальное перераспределение рабочей силы и др. 
К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных зарплат). Преимущества имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в "проблемных" регионах. Однако и здесь существуют риски - риск принятия государством обязательств работодателя по выплате зарплаты. 
Тактика пассивного ожидания экономического подъема в России могла бы оправдать себя при высокой гибкости рабочей силы и рынка труда в целом, позитивных экономических перспективах, при которых возможности самостоятельного подбора работы велики. В противном случае сдерживающие регуляторы такой политики окажутся слабыми, проблема безработицы останется непреодолимой, расширится длительная безработица и сопровождающая ее социальная изоляция, потеря трудовой мотивации не имеющих работу.

 

Динамика общественного производства и безработица. Безработица, ее типы, определение уровня. Полная занятость. Закон Оукена. Последствия безработицы

Если процесс поиска работы через рынок не завершается трудоустройством, то работник становится безработным. В рыночной экономике определенное количество людей – безработные.

Безработные – те, кто не имеют работы или какого-либо заработка, ищут работу и готовы приступить к работе при подходящем случае.

Экономически активное население = занятые + безработные

Существуют виды безработицы:

  1. Фрикционная – поиск работы в ближайшем будущем. Она является добровольной, связана с переменой места работы. Этот вид работы неизбежный и желательный, т.к. переход от низкооплачиваемой к высокооплачиваемой.
  2. Структурная – технологические изменения в производстве, которые порождают и структурные изменения в спросе на рабочую силу.
  3. Естественная безработица (Фрикционная + структурная безработицы).  Может колебаться. Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способный достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от потребностей производства.
  4. Циклическая безработица – вызывается экономическим спадом и представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период экономического подъема циклическая безработица отсутствует, а в период спада – резко возрастает.

                                                   Безработная часть населения

Уровень безработицы = экономически активное население   *100%


Существует методология определения количества безработных на основе ежемесячных выборочных опросов семей (в США более 60тыс). Кроме того, количество безработных устанавливается на основе официальной регистрации в гос.учреждениях службы занятости.

Норма (уровень) безработицы — процент безработных в общей численности рабочей силы.

Норма безработицы постоянно изменяется под влиянием общественного производства — циклического характера экономических спадов и роста производства; технического прогресса, требующего повышения квалификации и изменения профессий наемного персонала. При спаде производства безработица растет, а при расширении и подъеме — падает.

Инет: Соотношение динамики безработицы и динамики ВНП получило название закона Оукена: прирост реального объема ВНП примерно на 2% дает сокращение нормы безработицы примерно на 1% и, наоборот, сокращение реального объема ВНП примерно на 2% повышает норму безработицы примерно на 1% Таким образом, безработица считается естественным состоянием рынка труда. Однако возможны ее колебания вверх или вниз от естественной нормы.

Этот закон является математическим выражением отношений между уровнем безработицы и отставание объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции вызванные безработицей.

Издержки безработицы:

  • Сокращение оюъема национального производства и уровня дохода по сравнению с производственным потенциалом;
  • Потеря человеческого капитала – приостановление профессионального роста, утрата проф.знаний;
  • Обострение соц.напряженности и рост числа правонарушений, криминализация общества.

Позитивное значение безработицы:

  • Безработица – резерв незанятой рабочей силы, которую можно в случае подъема использовать
  • Существование безработицы оказывает положительное влияние на занятых работников, способствуя формированию дисциплины труда

Последствия   безработицы 

Наличие циклической  безработицы  представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов. 
Выделяют экономические и неэкономические  последствия   безработицы , которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне. 
Неэкономические  последствия   безработицы  - это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические  последствия   безработицы  состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.  
На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Кроме того, социальными  последствиями   безработицы  являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам  безработицы  следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.  
Экономические  последствия   безработицы  на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов). 

 





Экономические  последствия   безработицы  на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

GDPgap = (Y - Y*)/Y* * 100%,

где Y – фактический ВНП, а Y* - потенциальный ВВП.

Государственная политика борьбы с  безработицей 

Общими для всех типов  безработицы  являются такие меры как:

  • выплата пособий по  безработице ;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству)

Занятость – условие включения в процесс производства и закрепление работника в какой – либо сфере деятельности.

Формы занятости:

  • Полная занятость – существует при равновесии спроса и предложения раб.силы, кгда каждому желающему трудиться дается такая возможность.
  • Эффективная занятость – получение максим.дохода от функционирования трудоспособного населения в труд.процессе.
  • Рациональная занятость – характеризуется соотношением между наличными рабместами и профессионально-квалификационной структурой работников.

 

Заработная плата: понятие, функции и факторы формирования. Государственное и договорное регулирование заработной платы.

Все работающие по найму получают за проделанную на предприятии работу заработную плату, т.е. определенную сумму денежных средств, компенсирующих затраты труда работника и обеспечивающих ему определенный уровень удовлетворения личных потребностей, а также потребностей членов его семьи. Заработная плата представляет собой элемент дохода наемного работника, форму экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Заработная плата это также вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности количества, качества и условий выполнение работы, а также выплаты компенсирующего и стимулирующего характера. Для работодателя же труд выступает в качестве одного из факторов производства, а заработная плата наемных работников является одним из элементов издержек производства.

В условиях рыночной экономики формируется рынок труда, субъектами которого выступают: работодатели (собственники средств производства), предъявляющие спрос на определенное количество ресурса труда и наемные работники (собственники ресурса труда), количество и профессионально - квалификационные характеристики которых формируют предложение на рынке труда.

Информация о работе Банковская система. Центральный и коммерческие банки, их функции