Банковские кризисы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа описывает предпосылки возникновения банковских кризисов, дает детальное описание их протекания, а также последствия выхода из каждого из них и связанные с этим экономико-финансовые изменения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1.Теоритические основы банковских кризисов………………….4
1.1 Понятие ,типы и формы банковских кризисов…………………4
1.2 Микро / макроэкономические причины ………………………...6
2.Опыт банковских кризисов стран СНГ и РФ…………………13
2.1 Проблемы банковских систем стран СНГ………………………13
2.2 Банковские кризисы РФ………………………………………….18
2.3 Меры по преодолению кризисов……………………………………………………………….30
2.4 Модернизация экономики и банковского сектора……………..36
3.Прогнозы развития банковского сектора на 2012-2014 гг……………………………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………..47
Библиографический список………………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 227.48 Кб (Скачать файл)

     Однако, существуют  не только внутренние факторы ,но и внешние, влияющие на состояние банковского сектора.

Среди внешних, или макроэкономических, причин финансовых проблем можно  выделить:

1) кредитные «бумы», которые возникают на фоне «перегрева» экономики и выражаются в понижении качества банковских активов и капитала; резкий рост кредитного портфеля обычно оценивается как фактор, предшествующий банковскому кризису. И эта "резкость" появляется тогда, когда темпы роста кредитного портфеля выше, чем уровень номинальных процентных ставок. Проблема заключается в том, что во время кредитного бума очень сложно говорить о качестве кредитов. Поскольку банки делят кредитные риски, но не участвуют в прибылях, в отдаленной перспективе может резко увеличиться доля просроченных кредитов. Понятно, что какие-то банки лопнут, но насколько глобальным будет этот процесс, сегодня предсказать очень сложно. К примеру, после кризиса стало появляться много мебельных фабрик, десяткам из них банки выдали кредиты. В результате сегодня уцелело очень немного из тех предприятий. Кроме того, при кредитном буме есть и заемщики, играющие на инфляции: они могут взять деньги под покупку гвоздей, а потом продать эти гвозди в конце года - прибыли могут значительно превысить проценты по кредитам. Качество кредитов проверится, когда сократится кредитование и упадут цены на нефть - тогда-то и наступит момент, когда экономике придется расплачиваться.

2) проблемы с платежным балансом государства, замедление темпов экономического роста, снижение объемов экспорта, дефолт по государственному долгу. Существуют два способа покрытия дефицита платежного баланса: балансирование экспортно-импортных операций и финансирование обязательств. Балансирование дефицита платежного баланса распадается на два метода: либо увеличение экспорта , либо ограничение импорта.

Увеличение экспорта может  проводиться различными путями. Среди  них: экспортная премия, экспортный кредит, экспортные заказы, демпинг, экспортные субсидии. Ограничение импорта может  проводиться мерами протекционистской  и рестриктивной политики. Протекционистская политика может принимать форму тарифных и нетарифных ограничений. Рестриктивная политика состоит во введении ограничений для населения страны на потребление импортных товаров. Для этого проводятся мероприятия по сокращению платежеспособного спроса населения.

Финансирование дефицита платежного баланса состоит в  покрытии отрицательного сальдо за счет привлечения иностранных кредитов, повышения учетной ставки процента с целью привлечения иностранных  капиталов, уменьшения международных  резервов страны (золотовалютных резервов). Для финансирования дефицита платежного баланса используются как долгосрочные кредиты, так и кредиты центральных  банков по валютным соглашениям «своп». Главным источником финансирования дефицита платежного баланса в настоящее  время служат иностранные резервные  валюты, что дает огромные преимущества странам-эмитентам резервных валют. Они могут погашать дефицит своего платежного баланса своей собственной  валютой, в то время как все  остальные страны должны заработать резервные валюты путем экспорта товаров и услуг. Проблему выравнивания платежного баланса различные государства  пытаются решать также методами валютного  контроля и валютного регулирования.

3) резкое изменение курсов валют или процентных ставок, масштабные спекулятивные атаки на национальную валюту; Непосредственно от привлечения валютных пассивов банк рисков не несет. Риски возникают дальше – на этапе размещения этих ресурсов. В частности, это риски ликвидности и риски неблагоприятного изменения курсов валют. Однако последние возникают только в случае, если банк размещает привлеченные средства, номинировав их в валюте, отличной от валюты привлечения (то есть предварительно конвертировав. Если же банк размещает привлеченные средства в той же валюте, то он напрямую не зависит от резкого изменения валютных курсов, а лишь опосредованно. И это наши реалии: при резком изменении валютных курсов вкладчиков охватывает волна беспокойства, а то и паники. И, как следствие, начинаются их «набеги» на банки с целью досрочного снятия вкладов. Однако введение системы страхования вкладов, а также пример своевременных и адекватных действий правительства и Банка России во время последнего кризиса позволяют надеяться, что с подобными волнениями можно справляться без существенного ущерба для банковской системы. Создавая запас ликвидности в валюте, банк несет курсовые риски, в случае резкого укрепления национальной валюты банк получает убытки.  (Валюта необходима отечественным банкам для расчетов с зарубежными кредиторами. Они заинтересованыв как можно большем ее привлечении). Однако если банк лишь аккумулирует валюту, а затем выдает кредиты в иностранной валюте, он, напротив, снимает с себя кредитные риски и гарантирует себе маржу в виде разницы между ставкой валютного депозита и ставкой кредита в валюте.

4) возникновение «мыльных пузырей» на рынках ценных бумаг и недвижимости, последующее резкое падение цен на активы; Мыльные пузыри характеризуются тремя составляющими : быстрым ростом цен на финансовые активы, расширением экономической деятельности ,постоянным увеличением денежного предложения и кредита. Так ,например, в США- а именно с рынка жилья в этой стране и начались проблемы мировой экономики В 2008 году - в последние предкризисные годы недвижимость дорожала ненормально быстро – почти на 30% в год. К признакам «мыльного пузыря» специалисты относят и спекулятивные настроения на рынке, когда недвижимость покупают те, кому она не нужна, но они хотят купить дом за одни деньги, а потом продать его за совсем другие. Так было, например, в Испании. Далее идут ажиотажный спрос (это Дубай) и минимальный срок экспозиции объектов на рынке (г. Сочи в РФ). Продается все – в том числе и объекты с ярко выраженными недостатками. Массовыми становятся продажи на самых начальных этапах строительства. Еще следует посмотреть на количество выдаваемых разрешений на строительство (Панама) и ипотечных кредитов (Гонконг). Их неоправданный рост также говорит о том, что на рынке назревают проблемы.

Международные финансовые аналитики  применяют такой метод проверки на «пузырчатость». Берутся страны с примерно одинаковым развитием экономики и уровнем жизни населения и сравниваются их цены на жилье. Там, где эти цены выше, «пузырчатость» на подходе.

В списке признаков пузыря – узкий  внутренний спрос, когда строящаяся недвижимость рассчитана в основном не на местного потребителя, а на иностранцев, имеющих финансовую возможность купить недвижимость в данной стране. Здесь самый яркий пример – Латвия.

 

5) последствия финансовой либерализации, дерегулирования;

Банковская система  с высоким уровнем вмешательства государства обладает характерными  чертами : контроль распределения кредитов (приоритетные направления, ограничение кредитования других отраслей, высокие нормы резервирования); контроль процентных ; разрешение/запреты на различные виды банковской деятельности, операции; жесткое регламентирование многих параметров работы банков (количество работников, отделений, открытие филиалов в городах/сельской местности); доминирующие позиции государственных банков; ограничения по трансграничным сделкам, в том числе через валютные ограничения или применение множественных валютных курсов. [1]

Такая банковская система  на определенном уровне экономического развития сыграла важную роль в становлении  и росте национальных экономик, обеспечивая  распределение ограниченных финансовых ресурсов в пользу приоритетных отраслей экономики. Однако использование самих  финансовых ресурсов при такой системе  крайне неэффективно (например, низкая возвратность кредитов, их плохое технико-экономическое  обоснование, коррупция). Важной составляющей реформирования финансовой системы  выступает либерализация движения капитала (счетов движения капитала (СДК)). Предполагается, что дерегулирование национальных финансовых рынков создает условия для более эффективного использования иностранного капитала. Такой подход дал повод в последующем упрекать развивающиеся страны в непоследовательности и непродуманности реформирования финансового сектора, в том, что на начальных этапах отдавалось предпочтение мерам «легким, быстрым и дешевым», в том, что развивающиеся страны не уловили разницу между дерегулированием и выстраиванием правильно регулируемой финансовой системой. Такие способы проведения либерализации банковской системы в дальнейшем повлияли на возрастание степени неустойчивости экономического развития, на формирование высокой степени уязвимости банков к внешним шокам. Рынок капитала стремительно развивается и требует обратимости, которая сможет обслуживать современное глобальное движение капитала. В принципе МВФ выполняет требования конвертируемости, но усиливающаяся интеграция рынков приводит к увеличению степени обратимости и, наряду с либерализацией текущих операций, требует либерализации и финансовых отношений. В настоящее время РФ отказалась от полной либеризации финансовых операций. Однако отказ от обратимости рубля по текущим операциям приведет к небывалому росту “черного рынка”. В целом во взаимозависимом мире, в глобальной мировой экономике полная валютная обратимость, принятая как стандарт множеством стран, уже превращается в важный инструмент эффективного функционирования экономических механизмов в глобальном масштабе.

 

 

 

 

6) неразвитость финансовых рынков (для переходных экономик);

Сфера рыночных отношений, где формируется спрос и предложение на все денежные ресурсы страны и осуществляется их движение для обеспечения капиталом производственных и непроизводственных инвестиций, в странах с переходной экономикой ( Россия и страны СНГ) развита слабо. Возникают две проблемы: реформирование отношений собственности и формирование финансовых источников хозяйственного развития.

Преобразование отношений собственности  без сформированной системы финансовых отношений приводит к негативным результатам: коммерческие организации , появившиеся вместо государственных, строят свои финансовые отношения с предприятиями, фирмами и организациями на чисто коммерческой основе. В условиях инфляции кредит становится очень дорогим, а спрос на него по структуре не соответствует предложению. В результате банки стремятся к самым коротким кредитным сделкам, а производство ,торговля, другой бизнес нуждаются в среднесрочных и длительных заимствованиях. Возникают проблемы взаимных неплатежей, недоплат налогов, финансовой несостоятельности хозяйственных субъектов и т.д, вызванные недостаточным развитием финансового рынка. Фондовые биржи находятся в зачаточном состоянии либо вовсе отсутствуют. Государство держит под строгим контролем процесс банковского кредитования предпринимателей и сельского хозяйства, зачастую искусственно поддерживая низкий уровень процентных ставок. 

При формировании отношений собственности  – приватизации – без финансового  рынка тоже нельзя обойтись. Ведь только через него путем акционирования государственная собственность  может быть трансформирована в другие формы. Стоит отметить, что не менее  сложно и формирование финансовых источников хозяйственного развития. Опыт всех стран с переходной экономикой показывает , что после достижения определенного прогресса в области разгосударствления инвестиционный спрос деградирует, возникает цепь: неразвитость финансового рынка, его структурные диспропорции и высокие риски сдерживают инвестиции в реальный сектор экономики; недостаточность финансирования ускоряет падение производства, а это в свою очередь, вызывает углубление кризисных явлений на самом финансовом рынке.

7) непродуманные действия надзорных органов; излишнее регулирование;

Одной из основных проблем развития банковской системы России является расхождение теоретических знаний и практических нужд, обусловленное  отсутствием комплексного вневедомственного  подхода к проведению соответствующих научно-прикладных исследований. Между тем научное знание о банковской системе и закономерностях ее развития - это переплетение права, экономики и политики.  Регулирование рынка банковских услуг является делом непростым при изменяющемся общественно-экономического строя, демонтажа социалистической системы хозяйствования и становления рыночных отношений в сжатые исторические сроки, при учете, что составляющие элементы находятся в постоянном изменении и совершенствовании. Одним из непродуманных действий является и излишнее регулирование. Так ,например, излишне жесткое банковское регулирование в России не поможет созданию международного финансового центра. В то же время разумные, гибкие стандарты привлекут в нашу страну ряд глобальных структур, которые со временем могут выбрать ее в качестве базы для своего бизнеса. К тому же надо помнить, что капитал не знает границ. Если он сталкивается с тяжелым и жестким регулированием, то он предпочтет перейти туда, где созданы более комфортные условия.

8) слабость юридической базы и институтов, ответственных за финансовый и банковский надзор, а также санацию проблемных банков и компаний 

Одним из наиболее существенных недостатков  современного механизма финансового  контроля является слабый уровень регулирования  контрольной деятельности. Развитие рыночных отношений в России, появление  акционерных, арендных предприятий, коммерческих банков и других новых хозяйственных  структур потребовало коренной реорганизации  финансового контроля. В то же время  деятельность некоторых контрольных  органов до сих пор регламентируется нормами, принятыми в период "социалистического  хозяйствования". Ряд вновь созданных  институтов финансового контроля функционирует  без соответствующей нормативной  базы. Очевидно, что неразвитость юридической  базы финансового контроля не может  способствовать эффективному управлению финансовой системой страны.

Характерными особенностями обладают все банковские кризисы. Как говорится, нет дыма без огня; не существует кризисов без первопричин. Любой  кризис обладает количественными признаками и проявляется по определенной схеме. У разных стран с разной экономикой возможно одинаковое выражение кризисов. Однако у каждой страны есть своя специфика.

2.Опыт банковских кризисов стран СНГ и РФ.

2.1 Проблемы банковских систем стран СНГ.

Аббревиатура  СНГ расшифровывается как содружество  независимых государств. Это  региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. Первоначально в СНГ вошли Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украина и Белоруссия. Позднее к ним присоединились и другие союзные государства: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан..

До момента распада Советского Союза все эти страны существовали на едином территориальном , социо-политическом и экономическом пространстве. Далее развитие каждого государства, в частности развитие банковского сектора экономики шло по собственному сюжету .Далее подробнее остановимся на  :

размерах и основных характеристиках  банковских систем СНГ , тенденциях развития банковских систем стран СНГ в ходе кризиса на примере Казахстана, доходности банковских операций в СНГ и динамика плохих долгов ,прогнозе развития трех основных банковских систем СНГ на ближайшие годы,  слабых местах банковских систем стран СНГ.

 

Лидером по размеру банковской системы относительно ВВП и численности населения  является Казахстан, однако его банковская система весьма сильно пострадала в  ходе кризиса в силу того, что  высокие отношения кредитов к  депозитам поставили банки в  уязвимое положение при прекращении  притока финансовых ресурсов

Информация о работе Банковские кризисы в России