Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа
В Беларуси по итогам 2012 года не выполнены 9 из 11 прогнозных параметров денежно-кредитных показателей и показателей банковского сектора, свидетельствуют данные статотчета Нацбанка РБ.
Так, требования банков к экономике выросли за 2012 год на 37% при намерении ограничить их прирост по итогам года в пределах 17-23%. Прирост активов банков по итогам года составил 23,8% при прогнозе роста в пределах 14-18% за год.
В Беларуси по итогам 2012 года не выполнены
9 из 11 прогнозных параметров денежно-кредитных
показателей и показателей
Так, требования банков к экономике выросли за 2012 год на 37% при намерении ограничить их прирост по итогам года в пределах 17-23%. Прирост активов банков по итогам года составил 23,8% при прогнозе роста в пределах 14-18% за год.
Рублевая денежная база выросла на 77,2% (годовой прогноз роста в пределах 25-28%), рублевая денежная масса - на 57,2% (21-25%), широкая денежная масса - на 44,6% (22- 24%).
Состоялось расширенное
Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2012 год и задачах банковской системы страны по их реализации в нынешнем году шел разговор 24 января на расширенном заседании Правления Национального банка. Оно проходило с участием представителей Комитета государственного контроля, Национального собрания, заинтересованных министерств и ведомств, структурных подразделений центрального аппарата, Главных управлений и организаций Национального банка, Ассоциации белорусских банков, банков.
Как отмечалось на заседании, действия Национального банка в 2012 году были направлены на поддержание монетарной стабильности в стране и формирование условий для сбалансированного развития экономики.
Главным результатом проводимой денежно-кредитной политики стало существенное замедление инфляционных процессов. За прошлый год потребительские цены выросли на 21,8 процента против 108,7 процента за 2011 год.
Сохранен уровень
В 2012 году банковская система продолжала
оказывать необходимую
Обменный курс белорусского рубля формировался на основе спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке при ограниченном вмешательстве Национального банка.
В прошедшем году продолжилось развитие системы безналичных расчетов. Удельный вес расчетов с использованием банковских пластиковых карточек и электронных денег в розничном товарообороте увеличился с 9,5 до 13 процентов.
Замедление инфляционных процессов, сохранение устойчивой ситуации на валютном и депозитном рынке позволили в 2012 году постепенно снижать ставку рефинансирования. В течение года она была уменьшена на 15 процентных пунктов и с 12 сентября составляет 30 процентов годовых. До конца прошлого года ставка рефинансирования не изменялась, что обусловлено, прежде всего, антиинфляционной направленностью проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики.
Изменение ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности, а также ситуация с ликвидностью в банковском секторе в основном определяли динамику ставки по межбанковским кредитам и ставок депозитно-кредитного рынка.
Поддержание привлекательных процентных ставок на денежном рынке обеспечило существенный рост рублевых вкладов населения. В результате за 2012 год срочные рублевые депозиты физических лиц увеличились на 5,8 трлн. рублей, или на 62,3 процента.
Достигнутые в 2012 году результаты являются последовательным шагом в обеспечении ценовой стабильности и создании финансовых условий для устойчивого экономического развития Республики Беларусь.
В нынешнем году денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Главная ее цель – ограничение прироста потребительских цен до 12 процентов. На это, как отмечалось на заседании, должны быть направлены все денежно-кредитные инструменты, применяемые Национальным банком, а решения по их использованию приниматься с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
При этом останутся жесткими подходы Национального банка в решении ряда вопросов. Динамика ставки рефинансирования в течение этого года будет во многом зависеть от макроэкономической ситуации, в первую очередь – во внешней торговле и на валютном рынке. При закреплении положительных тенденций в экономике ставка рефинансирования к концу 2013 года может снизиться до 13 – 15 процентов годовых. В то же время для обеспечения макроэкономической стабильности может потребоваться установление ставки рефинансирования на более высоком уровне.
Для обеспечения экономической безопасности государства в 2013 году международные резервные активы запланировано нарастить на 0,3 – 0,7 млрд. долларов США.
Серьезное внимание Национальный банк будет также уделять вопросам наращивания ресурсной базы банков, в том числе за счет долгосрочных ресурсов, обеспечения доступности (по цене) рублевых ресурсов, повышения эффективности выдаваемых кредитов, повышения устойчивости отдельных банков и банковского сектора в целом, развития безналичных расчетов, повышения финансовой грамотности населения.
Участники заседания обратили внимание и на то, что в ближайшие годы перед экономикой стоят масштабные задачи по модернизации предприятий, требующие значительных инвестиционных вложений. В связи с этим важным направлением расширения ресурсной базы остается привлечение иностранного капитала в инвестиционные проекты. Ведущую роль в данном вопросе должна сыграть банковская система.
Интервью первого заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Алымова Ю.М. ("СБ – Беларусь сегодня", 18 сентября 2012 года)
Оригинал публикации на сайте газеты "СБ – Беларусь сегодня".
Приоритетом процентной политики останется поддержание положительного уровня процентных ставок в экономике. При этом динамика ставки рефинансирования в течение 2013 года будет во многом зависеть от протекающих макроэкономических процессов, в том числе во внешнеэкономической сфере и на валютном рынке.
Действия Национального банка Республики Беларусь в 2012 году были направлены на поддержание монетарной стабильности в стране и формирование условий для сбалансированного развития экономики. Приоритетом денежно-кредитной политики установлена ценовая стабильность(в 2012 году – снижение инфляции до 22 процентов), сообщила пресс-служба Нацбанка РБ. Для достижения данной цели проводилась жесткая монетарная политика: поддерживались высокие процентные ставки, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченных объемах, увеличивались нормативы фонда обязательного резервирования. Результатом стало существенное замедление инфляции. За 2012 год потребительские цены выросли на 21,8 процента против 108,7 процента за 2011 год. Процентная политика Национального банка выступала в качестве основного антиинфляционного инструмента. Значение ставки рефинансирования при ее постепенном снижении в течение года осталось достаточно высоким – 30 процентов годовых. Это сформировало динамику реальных процентных ставок на рынке кредитов и депозитов на устойчиво положительном уровне и обеспечило высокую доходность и сохранность сбережений. Срочные вклады(депозиты)населения в белорусских рублях с начала 2012 года увеличились на 5,8 трлн. рублей, в иностранной валюте – на 1,9 миллиардов. долларов США. Сохранена стабильная ситуация на валютном рынке, чему способствовало улучшение состояния внешней торговли. Поступление валютной выручки в страну выросло с 41,8 миллиардов. долларов США в январе – ноябре 2011 г. до 46,7 миллиардов. долларов США за 11 месяцев 2012 г. В рамках нового курсового механизма участникам валютного рынка было предоставлено больше возможностей по формированию курса белорусского рубля. Национальный банк, выступая то в роли покупателя, то в роли продавца иностранной валюты, лишь сглаживал резкие колебания обменного курса. За 2012 год обменный курс белорусского рубля снизился к доллару США на 2,6 процента, к евро – на 5 процентов, к российскому рублю – на 8 процентов. Золотовалютные резервы Республики Беларусь увеличились по итогам года на 179 миллионов. долларов США и на 1 января 2013 г. составили 8,1 миллиардов. долларов США. В 2012 году продолжилась конструктивная работа с Антикризисным фондом ЕврАзЭС и МВФ, в ходе взаимодействия с которыми вырабатывались совместные стабилизационные меры для экономики Республики Беларусь. Достигнутые в 2012 году результаты являются последовательным шагом в обеспечении ценовой стабильности и создании финансовых условий для устойчивого экономического развития Республики Беларусь.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Денежно-кредитная политика
1.1. Цели, задачи и принципы денежно-
1.2. Типы денежно-кредитной
1.3. Методы регулирования денежно-
1.4. Нормативная база денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь
2. Анализ выполнения денежно-
за 2005г.
2.1. Исполнение денежно-кредитных показателей
2.2. Уровень процентных ставок
2.3. Устойчивость банковской системы
3. Перспективы развития денежно-
Заключение
Список использованных
ВВЕДЕНИЕ
Темой настоящей курсовой работы является: «Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь».
Основными целями любого
государства в области
Денежно-кредитная политика
центрального банка является
составной частью единой
Главная задача денежно-
Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
рассмотреть практическое осуществление денежно-кредитной политики Национальным банком Республики Беларусь, уточнить достигнутые результаты в денежно-кредитной сфере.
Для решения поставленных
задач при подготовке курсовой
работы были использованы
1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
1.1. Цели, задачи и принципы денежно-
Денежно-кредитная (
Осуществляют денежно-
Принципы денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь [2]:
- четкое ее определение, раскрытие конечной цели или промежуточных целевых ориентиров;
- обеспечение прозрачности
- самостоятельное определение
Национальным банком механизма
применения инструментов
Юридическую базу денежно-