Денежно-кредитная система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

В Беларуси по итогам 2012 года не выполнены 9 из 11 прогнозных параметров денежно-кредитных показателей и показателей банковского сектора, свидетельствуют данные статотчета Нацбанка РБ.
Так, требования банков к экономике выросли за 2012 год на 37% при намерении ограничить их прирост по итогам года в пределах 17-23%. Прирост активов банков по итогам года составил 23,8% при прогнозе роста в пределах 14-18% за год.

Вложенные файлы: 1 файл

ДКП.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

 

 Основные направления взаимоувязываются  с макро экономической государственной  политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками[10, c. 362].

 

 В совокупности функций центральных  банков (в том числе Национального  банка Республики Беларусь) выделяют:

 

 - функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей);

 

- функцию реализации политики, установления определенных условий  использования инструментов для  достижения целей [5].

 

 Разработка денежно-кредитной  политики опирается на общие  целевые ориентиры экономического  развития страны и включает  в себя определение стратегических  целей и основных задач денежно-кредитной  политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др. [11, с. 459].

 

 Процесс денежно-кредитного  регулирования включает два этапа.  На первом национальный банк  воздействует на параметры денежно-кредитной  сферы. На втором изменения  данных параметров передаются  в сферу производства.

 

 Соответственно различают промежуточные  и конечные цели денежно-кредитной  политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического  роста, высокий уровень занятости,  относительно стабильный уровень  цен, равновесие платежного  баланса страны. Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Приоритетной целью монетарной политики является стабилизация уровня цен в стране [14, c. 26].

 

 Процесс формулирования целей  денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

 

 На втором этапе устанавливаются  промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

 

 На третьем этапе устанавливаются  операционные цели денежно-кредитной  политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др).

 

 На четвертом этапе производится  отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков [14, c. 28].

 

 В Республике Беларусь важнейшими  условиями обеспечения высоких  темпов долговременного экономического  роста являются достижение и  сохранение финансовой стабильности, в основе которой – низкий уровень инфляционных процессов в стране. В связи с этим одним из стратегических элементов государственной экономической политики является ее направленность на устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Таким образом, конечная цель денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь – обеспечение с помощью монетарных инструментов (с учетом мер экономической политики правительства Республики Беларусь) снижения инфляции. [1].

 

 Учитывая отсутствие прямого  механизма воздействия на инфляцию  с помощью инструментов денежно-кредитной  политики Национальным банком  применяется система промежуточных  целевых ориентиров, обеспечивающих  достижение конечной цели.

 

 Стратегические цели денежно-кредитной политики Национально банка Республики Беларусь [1]:

 

 обеспечение эффективного функционирования  денежно-кредитной системы;

 

 содействие денежно-кредитной  системы достижению устойчивого  экономического роста;

 

 повышение реальных денежных доходов населения;

 

 рост инвестиций и сбережений.

 

 Таким образом, денежно-кредитная  политика Национального банка  Республики Беларусь направлена  на снижение уровня инфляции  с помощью монетарных инструментов  наряду с мерами общей экономической  политики, а также на обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

 

 Основная задача денежно-кредитной  политики Республики Беларусь  заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса [6].

 

 При осуществлении денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь особое внимание уделяется развитию банковской системы. Основные задачи развития банковской системы Республики Беларусь [6]:

 

 повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной  базы;

 

 оптимизация структуры активов  и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;

 

 расширение состава и улучшения  качества банковских услуг, развитие  информационных и новых банковских  технологий.

 

 

1.2. Типы денежно-кредитной политики

 

 

 Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. [11, с. 468].

 

 В условиях инфляции проводится  политика «дорогих денег» (политика  кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

 

 В периоды спада производства  для стимулирования деловой активности  проводится политика «дешевых  денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

 

 Регулирование количества денег  в обороте (объема денежной  массы, в узком смысле –  денежная политика) является составной  частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

 

 Центральный банк выбирает  тот или иной тип денежно-кредитной  политики исходя из состояния  экономики страны. При разработке  денежно-кредитной политики необходимо  учитывать, что, во-первых, между  проведением того или иного  мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

 

1.3. Методы регулирования денежно-кредитной  политики

 

 

 Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора методов (инструментов) денежно-кредитного регулирования.

 

 Методы регулирования денежно-кредитной  политики классифицируются по  ряду признаков [11, с. 459]:

 

в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

 

по срокам воздействия – кратко- и долгосрочные;

 

по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы  кредитования коммерческих банков) и  качественные (цена кредита);

 

по форме воздействия – прямы  и косвенные;

 

по числу объектов – общие  и селективные.

 

 Прежде всего, важнейшими  являются прямые (административные) и косвенные (экономические), а  также общие, влияющие на рынок  ссудного капитала в целом,  и селективные, предназначенные  для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. [11, с. 460].

 

 Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях  изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных  ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяются при регулировании банковских систем. В условиях слабо развитого государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

 

 С помощью косвенных инструментов  формируют условия для целенаправленного  изменения основных параметров  финансового рынка. При этом  косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование – на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

 

 Общие методы влияют на  весь кредитный рынок и в  основном являются косвенными. Селективные  методы регулируют отдельные  виды кредита либо применяются  к ограниченному перечню банков. [11, с. 462].

 

 В разных странах на разных  стадиях развития финансового  рынка применяются различные  комбинации инструментов денежно-кредитной  политики.

 

 В совокупности инструментов  денежно-кредитного регулирования  выделяют следующие основные  группы [11, с: 463]:

 

 рефинансирование банков;

 

 процентные ставки по операциям  центрального банка;

 

 обязательное резервирование;

 

 валютные операции;

 

 операции на открытом рынке;

 

 прямые количественные ограничения;

 

 установление ориентиров роста  денежной массы;

 

 Механизмы рефинансирования  представляют собой совокупность  каналов снабжения банков дополнительной  ликвидностью, посредством которых  денежные средства поступают  от центрального банка нуждающимся  в них коммерческим банкам. Одновременно  используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

 

 Центральным банком используются  следующие инструменты рефинансирования:

 

 переучет векселей;

 

 ломбардный механизм, состоящий  из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего – предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;

 

 ломбардный кредитный аукцион;

 

 операции РЕПО и др.

 

 Процентная политика (изменение  учетной ставки) — старейший метод  денежно-кредитного регулирования,  с помощью которого национальный  банк влияет на денежную базу  и ликвидность банков [10, с. 372].

 

 Процентная политика центрального  банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую (ставка значительно превышает уровень инфляции), мягкую (ставка меньше уровня инфляции) и нейтральную процентную политику (ставка умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков).

Информация о работе Денежно-кредитная система РБ