Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа
В Беларуси по итогам 2012 года не выполнены 9 из 11 прогнозных параметров денежно-кредитных показателей и показателей банковского сектора, свидетельствуют данные статотчета Нацбанка РБ.
Так, требования банков к экономике выросли за 2012 год на 37% при намерении ограничить их прирост по итогам года в пределах 17-23%. Прирост активов банков по итогам года составил 23,8% при прогнозе роста в пределах 14-18% за год.
С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введен режим множественности его обменного курса. Несмотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза), что привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а в 1999 г. достиг 351,2 %.
Вместе с тем произошли
Начиная с 2000 г. Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными задачами были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны.
Уже в 2000 г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.
В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя
преемственность целей денежно-
Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного
формирования банками обязательных
резервов, который используется и
в настоящее время. Он предполагает
выполнение банками резервных требований
путем поддержания средней вели
Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами.
Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.
По итогам работы 1 полугодия 2009 года Национальный банк Республики Беларусь отмечает, что, несмотря на негативное влияние глобального кризиса, "Беларусь сохранила в основном положительную динамику социально-экономического развития. Свой вклад в это внесла национальная банковская система, проводимая денежно-кредитная политика" [сайт].
Реализуемая курсовая политика в определенной мере компенсировала негативное влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию. Основной целью было обеспечение финансовой стабильности и формирование условий для долгосрочного экономического роста в целях сохранения возможности для гибкой реакции курсовой политики в случае появления дополнительных неблагоприятных внешних факторов с 22 июня 2009 года границы допустимых колебаний стоимости корзины иностранных валют решением правления Национального банка были расширены с плюс/минус 5 до плюс/минус 10%"[сайт].
За полугодие прирост
Согласно Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы, основными целями единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка, как и ранее, будут: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной способности, и его курса по отношению к иностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития страны.
Заключение
Проведенное автором в курсовой работе исследование позволило обосновать ряд выводов:
1. Под денежно-кредитной
2. Эффективность монетарной
3. Денежно-кредитная политика
Список использованных источников
1. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское
дело и денежно-кредитная
2. Ивашковский, С.Н.
3. Макроэкономика: социально-ориентированный подход: учеб. пособие / под ред. Э.А. Лутохиной. - Минск: Тесей, 2003. - С. 181-193.
4. Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев [и др.]; под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко. - 2-е изд., перераб. - Минск: БГЭУ, 2000. -С. 135-168.
5. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. - Минск: Новое знание, 2002. - С. 113 - 129.
6. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2004. - С. 238 - 302.
7. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В.Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - С, 125 - 140.
8. Микро- и макроэкономика: учеб. пособие / под ред. М.И. Плотницкого. - Минск: Книжный дом; Мисанта, 2004. - С. 140 - 150.
9. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д.
Современные деньги и
10.Мишкин Ф. Экономическая
11.Основные направления
на тему: Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь
Минск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики
1.1 Понятие, правовые основы, цели
и задачи денежно-кредитной пол
1.2 Типы денежно-кредитной
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики
2.1 Операции на открытом рынке
2.2 Изменение учетной ставки
2.3 Изменение норм обязательных резервов
2.4 Ограничение кредитования
Глава 3. Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2008 год и задачи на 2009 год.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из необходимых условий
Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.
Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще, и финансового в частности, без центрального банка как органа государственного контроля и регулирования невозможно.
Первоначально термин центральный банк подразумевал самый крупный банк, находящийся в центре банковской системы. Затем центральные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе исторического развития государство национализировало их.
Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и экономикой страны, регулировании кредитных потоков в стране.
Разрабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, центральный банк выполняет ряд важных функций, к которым относятся:
• эмиссия кредитных денег;
• надзор и контроль за деятельностью банковских учреждений;
• управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;
• выполнение роли "кредитора последней инстанции";
• установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной учетной ставки центрального банка по кредитам;
• хранение обязательных резервов коммерческих банков;
• определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики их реализации;
• кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
• формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики;
• хранение официальных золотовалютных резервов;
• проведение научных исследований и др. [6: с. 266]
Какие бы функции не возлагались на центральный банк, он всегда является органом регулирования, сочетающим в себе черты коммерческого банка и государственного ведомства.
Денежно-кредитное
Денежно-кредитная политика центрального
банка является составной частью
единой государственной экономической
политики. При разработке прогноза
экономического развития страны в обязательном
порядке учитываются