Денежно-кредитная система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

В Беларуси по итогам 2012 года не выполнены 9 из 11 прогнозных параметров денежно-кредитных показателей и показателей банковского сектора, свидетельствуют данные статотчета Нацбанка РБ.
Так, требования банков к экономике выросли за 2012 год на 37% при намерении ограничить их прирост по итогам года в пределах 17-23%. Прирост активов банков по итогам года составил 23,8% при прогнозе роста в пределах 14-18% за год.

Вложенные файлы: 1 файл

ДКП.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

 

С конца 1996 г. Национальный банк перешел  к довольно мягкой денежно-кредитной  политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был  удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия  Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введен режим множественности его обменного курса. Несмотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза), что привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а в 1999 г. достиг 351,2 %.

 

Вместе с тем произошли положительные  сдвиги в структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г. была ликвидирована множественность валютных курсов. Кроме того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и способствовала тем самым экономическому росту. С 1996 г. в республике наблюдаются положительные темпы роста реального ВВП.

 

Начиная с 2000 г. Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную  политику, которая позволила достичь  определенных положительных результатов. Ее приоритетными задачами были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны.

 

Уже в 2000 г. были установлены более  жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.

 

В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1.

 

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и  в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца. Другими словами, нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости от сроков, на которые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %, юридических лиц — 16 %, по привлеченным средствам в иностранной валюте — 12 % , то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны 6, 10 и 10 %.

 

Для регулирования денежной массы  Национальный банк использовал и  операции на открытом рынке, которые  осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами.

 

Начиная с 2004 г. контрольным показателем  денежно-кредитной политики стал официальный  обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что  было обусловлено в первую очередь  усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.

 

По итогам работы 1 полугодия 2009 года Национальный банк Республики Беларусь отмечает, что, несмотря на негативное влияние глобального кризиса, "Беларусь сохранила в основном положительную динамику социально-экономического развития. Свой вклад в это внесла национальная банковская система, проводимая денежно-кредитная политика" [сайт].

 

Реализуемая курсовая политика в определенной мере компенсировала негативное влияние  падения внешнего спроса на отечественную  продукцию. Основной целью было обеспечение  финансовой стабильности и формирование условий для долгосрочного экономического роста в целях сохранения возможности для гибкой реакции курсовой политики в случае появления дополнительных неблагоприятных внешних факторов с 22 июня 2009 года границы допустимых колебаний стоимости корзины иностранных валют решением правления Национального банка были расширены с плюс/минус 5 до плюс/минус 10%"[сайт].

 

За полугодие прирост привлеченных средств физических лиц составил почти Br3 трлн, или 22,5%. В среднем на одного жителя республики на 1 июля 2009 года приходилось Br1716,6 тыс., размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах.

 

Согласно Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы, основными целями единой государственной  денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка, как и ранее, будут: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной способности, и его курса по отношению к иностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития страны.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное автором в курсовой работе исследование позволило обосновать ряд выводов:

 

1. Под денежно-кредитной политикой  подразумевают совокупность мероприятий,  предпринимаемых центральным банком  в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Ее конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны.

 

2. Эффективность монетарной политики  в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Основными инструментами являются: операции на открытом рынке, регулирование официальной учетной ставки, установление обязательной нормы резервирования. Регулируя учетную ставку, центральный банк управляет объемами рефинансирования коммерческих банков, изменяя их возможности создания новых денег, изменяя резервную норму, он воздействует на денежный мультипликатор. Операции на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг) являются оперативным инструментом влияния на денежную базу.

 

3. Денежно-кредитная политика Республики  Беларусь направлена на создание  условий для поддержания высоких  темпов экономического роста,  выполнение показателей социально-экономического  развития страны и повышение благосостояния населения, прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское  дело и денежно-кредитная политика. — Л., 1991. - 448 с.

 

2.   Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учеб. / С.Н. Ивашковский. -М.: Дело, 2004. - С. 184 - 187.

 

3.   Макроэкономика: социально-ориентированный  подход: учеб. пособие / под ред.  Э.А. Лутохиной. - Минск: Тесей, 2003. - С. 181-193.

 

4.   Макроэкономика: учеб. пособие  / Н.И. Базылев [и др.]; под ред.  Н.И. Базылева, С.П.Гурко. - 2-е изд., перераб. - Минск: БГЭУ, 2000. -С. 135-168.

 

5.   Макроэкономика: учеб. пособие  / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред.  Л.П. Зеньковой. - Минск: Новое знание, 2002. - С. 113 - 129.

 

6.  Макроэкономика: учеб. пособие  / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2004. - С. 238 - 302.

 

7. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В.Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой,  Ю.М. Ясинского. - Минск: Акад. упр.  при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - С, 125 - 140.

 

8.   Микро- и макроэкономика: учеб. пособие / под ред. М.И. Плотницкого. - Минск: Книжный дом; Мисанта, 2004. - С. 140 - 150.

 

9.  Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д.  Современные деньги и банковское  дело: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 856 с.

 

10.Мишкин Ф. Экономическая теория  денег, банковского дела и финансовых рынков: учебное пособие для вузов. — М.: Аспект пресс, 1999. - 820 с.

 

11.Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь  на 2005 год. - Мн.: НБ РБ, 2005. - 25 с.

 

  1. www.nbrb.by

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на тему: Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 

 

Глава 1. Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики

 

1.1 Понятие, правовые основы, цели  и задачи денежно-кредитной политики

 

1.2 Типы денежно-кредитной политики 

 

Глава 2. Инструменты денежно-кредитной  политики

 

2.1 Операции на открытом рынке 

 

2.2 Изменение учетной ставки 

 

2.3 Изменение норм обязательных  резервов

 

2.4 Ограничение кредитования

 

Глава 3. Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2008 год и задачи на 2009 год.

 

Заключение 

 

Список использованной литературы

Введение

 

 

Одним из необходимых условий устойчивого  равновесного развития народного хозяйства  является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - это совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. [7: с. 462]

 

Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.

 

Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще, и финансового в частности, без центрального банка как органа государственного контроля и регулирования невозможно.

 

Первоначально термин центральный банк подразумевал самый крупный банк, находящийся в центре банковской системы. Затем центральные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе исторического развития государство национализировало их.

 

Вместе с тем их сущность в  принципе осталась неизменной и заключается  в посредничестве между государством и экономикой страны, регулировании  кредитных потоков в стране.

 

Разрабатывая и реализуя денежно-кредитную  политику, центральный банк выполняет ряд важных функций, к которым относятся:

 

• эмиссия кредитных денег;

 

• надзор и контроль за деятельностью  банковских учреждений;

 

• управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;

 

• выполнение роли "кредитора последней  инстанции";

 

• установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной  учетной ставки центрального банка  по кредитам;

 

• хранение обязательных резервов коммерческих банков;

 

• определение приоритетных целей  денежно-кредитной и валютной политики их реализации;

 

• кредитование коммерческих банков (рефинансирование);

 

• формирование эффективного механизма  денежно-кредитного регулирования  экономики;

 

• хранение официальных золотовалютных резервов;

 

• проведение научных исследований и др. [6: с. 266]

 

Какие бы функции не возлагались  на центральный банк, он всегда является органом регулирования, сочетающим в себе черты коммерческого банка  и государственного ведомства.

 

Денежно-кредитное регулирование  осуществляется центральным банком страны в два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы, т.е. на соотношение между спросом и предложением на ссудный капитал. Он, центральный банк, стремится достигнуть определенных сдвигов в динамике денежной массы и процентных ставок, добиться изменений в объемах кредитных операций и так далее. Этот этап проходит в рамках банковской системы. На втором этапе измененные финансовые параметры передаются в сферу производства, способствуя его развитию либо сдерживая его.

 

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической  политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д.

Информация о работе Денежно-кредитная система РБ