Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа
В Беларуси по итогам 2012 года не выполнены 9 из 11 прогнозных параметров денежно-кредитных показателей и показателей банковского сектора, свидетельствуют данные статотчета Нацбанка РБ.
Так, требования банков к экономике выросли за 2012 год на 37% при намерении ограничить их прирост по итогам года в пределах 17-23%. Прирост активов банков по итогам года составил 23,8% при прогнозе роста в пределах 14-18% за год.
В 2005г. реализация денежно-
Программно-технический
В 2005г. Национальным банком
уделялось внимание проведению
мероприятий по предотвращению,
своевременному выявлению,
В 2005г. в системе АС МБРР проведено 43,8 млн. платежей на сумму 325,5 трл.руб, что на 10,5% и 34,9% соответственно превышает аналогичные показатели за 2004г. В 2005г. среднедневной оборот составил 1,28 трлн.руб. и 171,6 тыс. платежей, увеличившись по сравнению с 2004г. на 37% и 12,2% соответственно. [13, с.18].
Развитие платежной системы
в 2005г. осуществлялось в
В целом по Республике Беларусь по состоянию на 01.01.2006г. в обращении находились более 3,2 млн. банковских пластиковых карточек внутренних и международных расчетов. В среднем каждый третий гражданин республики имеет карт-счет в банке и возможность распоряжаться им с использованием карточки. Операции с использованием банковских пластиковых карточек можно осуществлять примерно в 4,6 тыс. предприятиях торговли (сервиса), 1253 банкоматах. По сравнению с 2004г. количество карточек увеличилось в 1,5 раза, число предприятий торговли, имеющих оборудование для операций с пластиковыми карточками – в 1,6 раза, число банкоматов – в 1,4 раза. Общее количество банкоматов соответствует имеющемуся уровню эмиссии пластиковых карточек. [13, с.18].
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.
В 2006г. сохранится
В 2006г. конечной целью
Основными направлениями развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006г. предусмотрены следующие перспективы (табл. 3.1) [1]:
Таблица 3.1
Показатели деятельности
Прогноз на
01.01.2007г.
1 2
Индекс потребительских цен, % декабря к декабрю
Инфляция, %
Изменение официального обменного курса по отношению к российскому рублю, %
Официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США, рублей за 1 доллар США
Прирост широкой денежной массы, %
Прирост активной рублевой денежной массы (денежного агрегата М1), %
Прирост рублевой денежной базы, %
Прирост международных резервных активов Республики Беларусь, млн.долларов США
Ставка рефинансирования, %
Процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам, %
Процентные ставки по вновь привлекаемым срочным депозитам, %
Прирост собственного капитала банков, %
Прирост ресурсной базы банков, %
Прирост объемов депозитов юридических лиц, %
Прирост объемов депозитов физических лиц, %
107-109
7-9
плюс 2 – минус 2
2100-2200
23-31
24-29
26-30
475-525
8-10
11-13
8-10
13-17
22-28
19-31
29-34
Прирост объем долгосрочной задолженности, %
Прирост объем краткосрочной
Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, %
Доля проблемной задолженности в задолженности клиентов и банков по кредитным операциям
Прирост требований банков к экономике, %
Выдача банками долгосрочных (инвестиционных) кредитов экономике, трлн.руб.
Рентабельность капитала банков, %
Рентабельность активов банков, %.
Среднегодовой параметр доступности клиентов к автоматизированной системе межбанковских расчетов, % от ее дневного фонда рабочего времени
22-30
20-28
не более 4,5
не более 2,5
21-29
3,6-3,8
11
1,8
не ниже 99
В период до 2010 г. предполагается решение следующих задач [4]:
недопущение годовой инфляции выше 5 %;
создание третьего уровня
кредитно-финансовых
формирование золотовалютных
резервов на уровне, обеспечивающем
полное покрытие рублевой
достижение свободной
Основной вектор
Одновременно будет
В целом денежно-кредитная
политика будет проводиться и
четком соответствии с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были
рассмотрены основные цели
Рассмотрена денежно-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Указ Президента Республики
Беларусь от 21.12.2005г. № 608 «Об
утверждении Основных
2. Указ Президента Республики Беларусь от 10.09.2004г. № 438 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005 год».
3. Указ Президента Республики
Беларусь от 10.09.2004г. № 437 «Об
утверждении важнейших
4.Указ Президента Республики
Беларусь от 28.05.2002г. № 274 «Об
утверждении Концепции
5. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000г. № 441-3.
6. Программа социально-экономичес
7. Постановление Правления
8. Постановление Правления
9. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.02.2006г. № 17 «Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2005г. и задачах банковской системы страны по их реализации в 2006 году».
10. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. Под ред. Г.И.Кравцовой. – МН.: БГЭУ, 2003г. – 527 с.
11. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О. И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003г. – 464с.
12. Экономическая теория. Учебное электронное издание на СD-ROM. Система дистанционного обучения. Часть 1-4. Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Мн.: Издательский центр БГЭУ, 2005г.
13. Тенденции в денежно-кредитной
сфере Республики Беларусь в
2005 году. Отдел монетарного анализа
и прогнозирования ГУ
14. Бриштелев А. Целевые
15. Унгур Д. Финансовая система и устойчивость платежной системы. / Банкаўскі веснік, 2006г., студзень, с. 13 – 20.
На 2007 год
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики.
Правовой
основой денежно-кредитной
Основные направления денежно-
Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.
В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992—1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись прежде всего нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Указанные и ряд других факторов обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.
В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г, начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. Устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии Национального банка, осуществлялся постепенный переход от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору, была повышена учетная ставка, осуществлен переход на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 % , в 1996 г. — 139,3 % . Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.