Денежно-кредитная система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

В Беларуси по итогам 2012 года не выполнены 9 из 11 прогнозных параметров денежно-кредитных показателей и показателей банковского сектора, свидетельствуют данные статотчета Нацбанка РБ.
Так, требования банков к экономике выросли за 2012 год на 37% при намерении ограничить их прирост по итогам года в пределах 17-23%. Прирост активов банков по итогам года составил 23,8% при прогнозе роста в пределах 14-18% за год.

Вложенные файлы: 1 файл

ДКП.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

 

 В 2005г. реализация денежно-кредитной  политики в значительной степени  зависела от эффективного, надежного,  устойчивого и безопасного функционирования  платежной системы.

 

 Программно-технический комплекс  автоматизированной системы межбанковских  расчетов (далее - АС МБ) соответствует  требованиям руководящих документов  и стандартов Республики Беларусь  по обеспечению технической возможности  проведения межбанковских расчетов. Случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено. [15, с.17].

 

 В 2005г. Национальным банком  уделялось внимание проведению  мероприятий по предотвращению, своевременному выявлению, локализации  и скорейшему устранению сбоев и отказов в обслуживании межбанковских расчетов, что позволило обеспечить среднегодовой параметр доступности клиентов к АС БМР за 2005г. – 99,84% дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99,5%). [13, с.18].

 

 В 2005г. в системе АС МБРР  проведено 43,8 млн. платежей на сумму 325,5 трл.руб, что на 10,5% и 34,9% соответственно превышает аналогичные показатели за 2004г. В 2005г. среднедневной оборот составил 1,28 трлн.руб. и 171,6 тыс. платежей, увеличившись по сравнению с 2004г. на 37% и 12,2% соответственно. [13, с.18].

 

 Развитие платежной системы  в 2005г. осуществлялось в направлении  проведения ряда организационных  и технических мероприятий: совершенствование  нормативной правовой базы, осуществление  надзора за платежными системами,  продолжение работ по интегрированию платежной системы Республики Беларусь с платежной системой Российской Федерации, внедрение в безналичный оборот банковских пластиковых карточек.

 

 В целом по Республике  Беларусь по состоянию на 01.01.2006г.  в обращении находились более 3,2 млн. банковских пластиковых карточек внутренних и международных расчетов. В среднем каждый третий гражданин республики имеет карт-счет в банке и возможность распоряжаться им с использованием карточки. Операции с использованием банковских пластиковых карточек можно осуществлять примерно в 4,6 тыс. предприятиях торговли (сервиса), 1253 банкоматах. По сравнению с 2004г. количество карточек увеличилось в 1,5 раза, число предприятий торговли, имеющих оборудование для операций с пластиковыми карточками – в 1,6 раза, число банкоматов – в 1,4 раза. Общее количество банкоматов соответствует имеющемуся уровню эмиссии пластиковых карточек. [13, с.18].

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

 

 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 Достижение стратегических  целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.

 

 В 2006г. сохранится стратегическая  направленность денежно-кредитной политики, которая, являясь составной частью экономической политики государства, будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

 

 В 2006г. конечной целью денежно-кредитной  политики будет являться обеспечение  с помощью монетарных инструментов (наряду с мерами общей экономической  политики Правительства Республики  Беларусь) снижения инфляции.

 

 Основными направлениями развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006г. предусмотрены следующие перспективы (табл. 3.1) [1]:

 

 Таблица 3.1

 

 Показатели деятельности Национального  банка и банков на 2006г.Показатели 

Прогноз на

 

01.01.2007г.

1 2

 

 

Индекс потребительских цен, % декабря к декабрю

 

Инфляция, %

 

Изменение официального обменного  курса по отношению к российскому  рублю, %

 

Официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США, рублей за 1 доллар США

 

Прирост широкой денежной массы, %

 

Прирост активной рублевой денежной массы (денежного агрегата М1), %

 

Прирост рублевой денежной базы, %

 

Прирост международных резервных  активов Республики Беларусь, млн.долларов США

 

Ставка рефинансирования, %

 

Процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам, %

 

Процентные ставки по вновь привлекаемым срочным депозитам, %

 

Прирост собственного капитала банков, %

 

Прирост ресурсной  базы банков, %

 

Прирост объемов  депозитов юридических лиц, %

 

Прирост объемов  депозитов физических лиц, %

 

 

107-109

 

7-9

 

плюс 2 –  минус 2

 

 

2100-2200

 

23-31

 

24-29

 

26-30

 

 

475-525

 

8-10

 

11-13

 

8-10

 

13-17

 

22-28

 

19-31

 

29-34

 

 

Прирост объем долгосрочной задолженности, %

 

Прирост объем краткосрочной задолженности, %

 

Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, %

 

Доля проблемной задолженности  в задолженности клиентов и банков по кредитным операциям

 

Прирост требований банков к экономике, %

 

Выдача банками долгосрочных (инвестиционных) кредитов экономике, трлн.руб.

 

Рентабельность капитала банков, %

 

Рентабельность активов банков, %.

 

Среднегодовой параметр доступности  клиентов к автоматизированной системе  межбанковских расчетов, % от ее дневного фонда рабочего времени 

22-30

 

20-28

 

не более 4,5

 

 

не более 2,5

 

21-29

 

3,6-3,8

 

11

 

1,8

 

 

не ниже 99

 

 

 

 В период до 2010 г. предполагается решение следующих задач [4]:

 

 недопущение годовой инфляции  выше 5 %;

 

 создание третьего уровня  кредитно-финансовых учреждений  — специализированных небанковских  кредитно-финансовых учреждений  с ограниченными лицензионными  полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д.);

 

 формирование золотовалютных  резервов на уровне, обеспечивающем  полное покрытие рублевой денежной  базы.

 

 достижение свободной конвертируемости белорусского рубля на национальном и внешних валютных рынках.

 

 Основной вектор преобразований  в денежно-кредитной политике  Республики Беларусь — переход  к зрелым рыночным институтам  и механизмам.

 

 Одновременно будет совершенствоваться  методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.

 

 В целом денежно-кредитная  политика будет проводиться и  четком соответствии с макроэкономическими  параметрами социального и экономического развития страны и будет направлена на стабилизацию экономики Республики Беларусь и повышение благосостояние населения.

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 В курсовой работе были  рассмотрены основные цели государства  в области экономики, которые  обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.

 

 Рассмотрена денежно-кредитная  политика Республики Беларусь, как  одна из важных составляющих  общеэкономического регулирования  в интересах активной рыночной  конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства  и безработицы, выравнивания платежного баланса. В работе представлена деятельность Национального банка в области национальной денежно-кредитной политики, которая сводится к двум основным направлениям. Первое - разработка денежно-кредитной политики в виде формулирования целей политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей. Второе - реализация политики в условиях поступательного экономического развития Республики Беларусь к устойчивому развитию. При рассмотрении денежно-кредитной политики Республики Беларусь установлено, что все утвержденные ориентиры на прошедший год выполнены, по всем параметрам наблюдается улучшение показателей. Это характеризует денежно-кредитную политику с положительной стороны. Направления дальнейшего развития денежно-кредитной сферы имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту благосостояния населения.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Указ Президента Республики  Беларусь от 21.12.2005г. № 608 «Об  утверждении Основных направлений  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь на 2006 год».

 

2. Указ Президента Республики  Беларусь от 10.09.2004г. № 438 «Об  утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005 год».

 

3. Указ Президента Республики  Беларусь от 10.09.2004г. № 437 «Об  утверждении важнейших параметров  прогноза социально-экономического  Развития Республики Беларусь  на 2005г.

 

4.Указ Президента Республики  Беларусь от 28.05.2002г. № 274 «Об  утверждении Концепции развития  банковской системы Республики  Беларусь на 2001 – 2010 годы».

 

5. Банковский кодекс Республики  Беларусь от 25.10.2000г. № 441-3.

 

6. Программа социально-экономического развития на 2006-2010 годы (проект, принятый на Всенародном собрании Республики Беларусь) /Рэспублiка, 24 февраля 2006г. № 36 (3973).

 

7. Постановление Правления Национального  банка от 28.06.2004г. № 92 «Об утверждении  Инструкции об экономических нормативах для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций».

 

8. Постановление Правления Национального  банка Республики Беларусь от 28.09.2000г. № 24.3 «Об утверждении  Правил осуществления межбанковских  расчетов».

 

9. Постановление Правления  Национального банка Республики Беларусь от 01.02.2006г. № 17 «Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2005г. и задачах банковской системы страны по их реализации в 2006 году».

 

10. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. Под ред. Г.И.Кравцовой. – МН.: БГЭУ, 2003г. – 527 с.

 

11. Деньги, кредит, банки: Учебник.  Под ред. О. И.Лаврушина. –  3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы  и статистика, 2003г. – 464с.

 

12. Экономическая теория. Учебное  электронное издание на СD-ROM. Система дистанционного обучения. Часть 1-4. Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Мн.: Издательский центр БГЭУ, 2005г.

 

13. Тенденции в денежно-кредитной  сфере Республики Беларусь в  2005 году. Отдел монетарного анализа  и прогнозирования ГУ монетарной  политики Национального банка Республики Беларусь. / Банкаўскі веснік, 2006г. № 8, с. 5-12.

 

14. Бриштелев А. Целевые ориентиры  монетарной политики в Республике  Беларусь./ Банкаўскі веснік, 2005г., студзень, с. 26 – 31.

 

15. Унгур Д. Финансовая система  и устойчивость платежной системы. / Банкаўскі веснік, 2006г., студзень, с. 13 – 20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На 2007 год

 

 

3.     Денежно-кредитная  политика в Республике Беларусь

 

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь - составная  часть единой государственной экономической политики.

 

Правовой  основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь.

 

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

 

Самостоятельную денежно-кредитную  политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения  независимости. В 1992 г. были приняты  законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.

 

В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько  временных этапов. Политика, проводимая в 1992—1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись прежде всего  нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Указанные и ряд других факторов обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.

 

В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г, начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. Устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии Национального банка, осуществлялся постепенный переход от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору, была повышена учетная ставка, осуществлен переход на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 % , в 1996 г. — 139,3 % . Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.

Информация о работе Денежно-кредитная система РБ