Денежно-кредитная система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

В Беларуси по итогам 2012 года не выполнены 9 из 11 прогнозных параметров денежно-кредитных показателей и показателей банковского сектора, свидетельствуют данные статотчета Нацбанка РБ.
Так, требования банков к экономике выросли за 2012 год на 37% при намерении ограничить их прирост по итогам года в пределах 17-23%. Прирост активов банков по итогам года составил 23,8% при прогнозе роста в пределах 14-18% за год.

Вложенные файлы: 1 файл

ДКП.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

 

 Во всех случаях понижение  процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение – замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничением верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

 

 С ростом  глобализации финансовых рынков  результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется ее гибкостью. Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс.

 

 Обязательное  резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов  привлечения ресурсов банков. Коммерческие  банки в законодательном порядке  должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам. [10, с, 374].

 

 Система  обязательного резервирования выполняет  следующие функции: контрольную  (за расширением денежной ассы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков.

 

 Коммерческий  банк обязан депонировать часть  привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещенном в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

 

 Норматив  резервных требований устанавливается  в законодательном порядке и  представляет собой процентное  отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным или  относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части обязательств или кредитов).

 

 Устанавливая и пересматривая  норматив резервных требований, центральный банк регулирует  объемы, структуру и динамику  привлеченных ресурсов коммерческих  банков, влияет на их стоимость,  объемы, структуру и динамику  доходных активов, на уровень  прибыльности кредитных организаций.

 

 При использовании данного  инструмента денежно-кредитной политики  следует учитывать, что даже  небольшие изменения норм обязательных  резервов вызывают значительные  сдвиги в объеме резервов, масштабе  и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства

 

 Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентам счетов в национальной валюте и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банка за пределами страны.

 

 Национальный банк Республики  Беларусь совместно с уполномоченными  государственными органами устанавливает  порядок ввоза в республику и вывоза за ее переделы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п. [1]

 

 Операции на открытом рынке,  проводимые эмиссионным банком, состоят из операций покупки-продажи  ценных бумаг, операций на рынке  кредитных ресурсов и на валютном  рынке. Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций резервы последних увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Как центральный банк изменяет цену продажи (покупки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздействует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокращение) кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций. Таки образом операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная – избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики применяется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения.

 

 Центральный банк инициирует  операции на открытом рынке,  определяет их условия, сроки  и инструменты. Применяются стандартные,  ускоренные тендеры либо двухсторонне  процедуры. При проведение операций  на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объекта и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

 

 На открытом рынке различают  операции, осуществляемые на регулярной  и нерегулярной основе. Регулярные  операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральные банки используют операции валютного СВОПа.

 

 В Республике Беларусь осуществляется  процентная политика. Достижение конечной цели денежно-кредитной политики в условиях ориентации на поддержание стабильного обменного курса предполагает необходимость усиления роли процентной ставки в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Принципиально это означает переход от управления объемом денежного предложения к управлению ценой денег в экономике. Данная задача решается путем повышения роли ставки рефинансирования как основной процентной ставки Национального банка. [1]

 

 Процентная политика направлена на поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях. Политика процентных ставок по инструментам Национального банка проводится прежде всего для сглаживания колебаний ставок на краткосрочном денежном рынке.

 

 Важными условиями эффективности  осуществления процентной политики  в Республике Беларусь является  недопущение рефинансирования банков  по льготным процентным ставкам  (ниже ставки рефинансирования) и финансовая устойчивость банков. При этом банкам не устанавливаются размеры процентных ставок и других параметров по операциям с денежными средствами физических и юридических лиц.

 

 Значимым элементом повышения  прозрачности и эффективности  реализации денежно-кредитной политики и формирования экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями денежно-кредитной политики является раскрытие информации о совершаемых операциях, об обязательном резервировании, о динамике ликвидности банковской системы. [1]

 

 По-прежнему операционной целью  останется ставка однодневного (овернайт) межбанковского рынка кредитов  в национальной валюте, на котором  осуществляется основной объем  операций. В то же время обеспечивается  реализация принципа, при которой величина процентной ставки на краткосрочном рынке приближается к уровню ставки рефинансирования.

 

 Кроме того, Национальный банк  Республики Беларусь проводит  снижение уровня нормативов отчислений  в фонд обязательного резервирования. Это метод направлен на постепенное выравнивание нормы обязательного резервирования по различным категориям привлеченных средств без предоставления льгот и преференций банкам.

 

 

1.4. Нормативная база денежно-кредитной  политики

 

 Национального банка Республики  Беларусь

 

 

 Нормативной базой для разработки и реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь являются:

 

1. Банковский кодекс Республики  Беларусь от 25.10.2000г. № 441-3.

 

2. Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь  на 2006 год., утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 21.12.2005г. № 608.

 

3. Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь  на 2005 год., утвержденные Указом Президента  Республики Беларусь от 10.09.2004г.  № 438.

 

3. Указ Президента Республики Беларусь от 10.09.2004г. № 437 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического Развития Республики Беларусь на 2005 год».

 

4. Закон Республики Беларусь  «О бюджете Республики Беларусь  на 2005 год».

 

5. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год.».

 

6. Концепция развития банковской  системы Республики Беларусь  на 2001 – 2010 годы, одобренной Указом  Президента Республики Беларусь  от 28.05.2002г. № 274.

 

7. Программа социально-экономического  развития на 2006-2010 годы (проект, принятый на Всенародном собрании Республики Беларусь).

 

8. Постановление Правления Национального  банка от 28.06.2004г. № 92 «Об утверждении  Инструкции об экономических  нормативах для банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций».

 

9. Постановление Правления Национального  Банка Республики Беларусь от 29.09.2004г. № 148 «Об утверждении  Инструкции о порядке формирования  и использования специального  резерва на покрытие возможных  убытков по активам банка и  небанковской кредитно-финансовой организации, подверженным кредитному риску».

 

10. Постановление Правления Национального  банка Республики Беларусь от 18.11.2004г. № 172 «Об утверждении  Инструкции о порядке формирования  и использования банками и  небанковскими кредитно-финансовыми организациями резерва под обесценение ценных бумаг».

 

11. Постановление Совета директоров  Национального банка Республики  Беларусь от 23.11.2005г. № 352 «Об  установлении норматива минимальной  суммы остатка средств фонда  обязательных резервов».

 

 12. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2000г. № 24.3 «Об утверждении Правил осуществления межбанковских расчетов».

 

 

2. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

 

 В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2005Г.

 

 

2.1. Исполнение денежно-кредитных показателей

 

 

 Параметры денежно-кредитных  показателей в 2005г. поддерживались  на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих достижение оптимальной  в складывающихся условиях динамики  обменного курса белорусского  рубля.

 

 Параметры денежного предложения в белорусских рублях в 2005 г. формировались в условиях замедления инфляционных процессов, сохранения достаточно высоких темпов экономического роста, деловой и инвестиционной активности в экономике и соответственно, увеличения спроса юридических и физических лиц на реальные денежные остатки.

 

 Объем денежной массы в  результате высоких темпов экономического  роста увеличился за 2005 год на 42,2%, или на 3,7 трлн.руб., и на 01.01.2006 г. составил 12,6 трлн.руб. при ее  увеличении за 2004г на 44,1%. При этом объем рублевой денежной массы увеличился за 2005г. на 3,2 трлн.руб. и на 01.01.2006г. составил 8,6 трлн.руб. Такой рост рублевого денежного предложения в 2005г. сложился в условиях более интенсивного увеличения спроса экономики на деньги. [13, с. 5].

 

 Скорость обращения широкой  денежной массы снизилась в  2005г. на 10,7%, в 2004г. – на 7,9%. При  этом скорость обращения рублевой  денежной массы уменьшилась в  2005г. на 18,9%, в 2004г. – на 16,3%. Это  свидетельствует об увеличении  спроса экономики на национальную валюту [13, с. 6].

 

 Основными факторами роста  спроса экономики на белорусские  рубли стали: увеличение производства  товаров и услуг, продолжающийся  рост удельного веса денежных  форм расчетов в общем объеме  выручки от реализации, потребность  субъектов хозяйствования в трансформации заработанных ресурсов в иностранной валюте в активы в белорусских рублях, что связано с необходимостью финансирования ими текущей деятельности и инвестиций в основной капитал, а также с предпочтением активов в национальной валюте сравнительно с иностранной.

Информация о работе Денежно-кредитная система РБ