Заработная плата и занятость населения на примере Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть основные понятия: заработная плата и занятость населения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность заработной платы, безработицы, её основные функции и формы, структуру занятости населения и её сущность;
- рассмотреть тарифные системы оплаты труда;
- проанализировать проблемы занятости населения и причины безработицы;
- сделать анализ начисления заработной платы по Иркутской области;
- рассмотреть показатели занятости населения по Иркутской области;
- рассмотреть подходы к решению проблем заработной платы и занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА:ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И СИСТЕМЫ
1.2 ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЛАВА 2. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.2 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.3 Анализ занятости населения
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
3.1 ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
3.2 Подходы к решению проблем занятости населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

По сравнению  с началом года в 41 муниципальном  образовании произошло снижение численности зарегистрированных безработных, в 2 - увеличение, в одном не изменилась.

Наибольшее снижение численности безработных произошло в городах: Братске (301 чел.; 18,6%), Иркутске (982 чел.; 29,9%), Нижнеудинске (214 чел.; 32%), Тайшете (216 чел.; 18,1%), Тулуне (273 чел.; 29,9%), Усть-Илимске (230 чел.; 17,4%), Усолье-Сибирском (225 чел.; 36,2%) в районах: Нижнеилимском (255 чел.; 23,8%), Тулунском (210 чел.; 27,3%), Шелеховском (246 чел.; 41,1%).

Увеличение численности  безработных произошло в районах: Мамско-Чуйском (57 чел.; 49,6%), Тайшетском (43 чел.; 6,5%).

Не изменилась численность зарегистрированных безработных  в городе Бодайбо.

По данным Федеральной  службы государственной статистики численность экономически активного  населения Иркутской области  составляет 1305,4 тыс. человек.

Уровень зарегистрированной безработицы (отношение численности  зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) по Иркутской области составлял на 1.01.2011 - 2,2%, на 1.01.2012 - 1,8%, по СФО на 01.01.2011 - 2,4%, на 01.01.2012 - 1,9%.

Вакансии

По состоянию  на 1 января 2012 года служба занятости  населения располагала сведениями о потребности предприятий в 32947 работниках (30029 на 1.01.2011), в том числе 28643 - по рабочим профессиям (25870 на 1.01.2011).

На одно свободное  место претендует в области 0,9 человек, не занятых трудовой деятельностью, и 0,7 безработных против соответственно 1,2 и 1,0 по состоянию на 1.01.2011.

Мероприятия активной политики занятости 

В январе-декабре 2011 года организована временная занятость  за счет средств федерального бюджета  в виде субвенций для 28245 человек, в том числе трудоустроено: на общественные работы 10292 человека (благоустройство городов и поселков, работа в военкоматах, больницах, детских домах); 14114 несовершеннолетних граждан на временные работы в свободное от учебы время; 3474 безработных гражданина, испытывающих трудности в поиске работы; 365 безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищуших работу впервые.

По программе "социальная адаптация" оказаны  услуги 7460 безработным гражданам.

 
Профессиональное обучение и профориентация

В январе-декабре 2011 года приступили к профессиональному  обучению по направлению службы занятости 9835 человек, закончили обучение за отчетный период 9734 человека.

Услуги по профессиональной ориентации получили 69,4 тыс. человек, по психологической поддержке - 9,7 тыс. безработных граждан.  

Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда

В целях регулирования  ситуации на рынке труда в 2011 году постановлением Правительства Иркутской  области от 10 февраля 2011 года №31-пп (в редакции от 3 ноября 2011 года №335-пп) утверждена Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2011 год (далее - Программа). Общий объем финансирования Программы составил 299,9 млн. рублей, в том числе средств бюджета Иркутской области - 15 млн. рублей. В рамках Программы планировалось обеспечить занятость 9,4 тыс. человек.

На 1 января 2012 года Программа выполнена на 106%, количество участников составило 9967 человек, в  том числе по мероприятиям:

- опережающее  профессиональное обучение и  стажировка работников, находящихся  под угрозой увольнения, работников  организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами - 3286 человек;

- профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации женщин, находящихся  в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности - 343 человека;

-профессиональная  подготовка врачей в соответствии  с программой модернизации здравоохранения  Иркутской области - 146 человек;

- опережающее  профессиональное обучение (стажировка) женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда - 3 человека;

- организация  общественных работ, временного  трудоустройства работников системообразующих  и градообразующих предприятий,  находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда - 1499 человек;

- содействие  самозанятости безработных граждан  и стимулирование создания безработными  гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудостройства безработных граждан - 2327 человека (в том числе создано дополнительно 749 рабочих мест для трудоустройства безработных граждан);

-стажировка  выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы - 1532 человека;

- оказание адресной  поддержки гражданам, обратившимся  в ОГКУ ЦЗН городов и районов  в целях поиска работы, включая  организацию их переезда в  другую местность для замещения  рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных программ - 581 человек;

- содействие  трудоустройству инвалидов, родителей,  воспитывающих детей-инвалидов,  многодетных родителей - 250 человек.

Пособие по безработице

Служба занятости населения выполняет важную социальную функцию по осуществлению гарантий государства в области занятости населения. Государство гарантирует безработным гражданам социальную поддержку.

Социальная поддержка  безработных граждан оказывается  в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и "Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости представления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".

Административный  регламент определяет сроки и  последовательность действий, административных процедур, при осуществлении полномочий по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном  порядке безработными.

В соответствии с законодательством о занятости населения граждане, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на следующие социальные выплаты:

- пособие по  безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности  безработного, в период участия безработных граждан в общественных работах без снятия с учета в качестве безработного;

- стипендию в  период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации  по направлению областного государственного  учреждения центра занятости населения города или района, в том числе в период временной нетрудоспособности.

Государственная услуга в виде пособия по безработице  предоставляется ежемесячно при  условии соблюдения гражданином, признанным в установленном порядке безработным, условий и сроков перерегистрации в качестве безработного, но не более двух раз в месяц.

Размер пособия  по безработице и порядок его  выплаты устанавливается Законом  Российской Федерации «О занятости  населения в Российской Федерации».

Пособие по безработице  гражданам, уволенным по любым основаниям, в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

- в первом (12-месячном) периоде выплаты:

-в первые  три месяца – в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

-в следующие  четыре месяца – в размере  60 процентов;

 

-в дальнейшем  – в размере 45 процентов, но  во всех случаях не выше  максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

- во втором (12-месячном) периоде выплаты – в размере  минимальной величины пособия  по безработице, увеличенной на  размер районного коэффициента.

Пособие по безработице  во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся  возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется:

- в первом (6-месячном) периоде выплаты – в размере  минимальной величины пособия  по безработице, увеличенной на  размер районного коэффициента;

- во втором (6-месячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной  и максимальной величин пособия  по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением  Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года № 888 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год» установлены:

- минимальная  величина пособия по безработице  850 рублей

- максимальная  величина пособия по безработице  4900 рублей

Социальная поддержка безработным гражданам оказывается за счет средств субвенций из федерального бюджета. За январь – декабрь 2011 года пособие по безработице начислено и выплачено 87 465 безработным гражданам на сумму 922 318,4 тыс. рублей.

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

3.1 Подходы к решению проблем заработной платы и занятости населения

  Одной из основных проблем любого, в том числе и отечественного рынка труда является безработица и как следствие – решение проблемы повышения занятости.

На протяжении 2009–2011 гг. уровень безработицы в  нашей стране снижается. Так в 2009 г. показатель безработицы был равен 6,3 млн чел (8,4% экономически активного населения), а в 2011 г. –  уже 5 млн. чел. или 6,6% экономически активного населения, что на 1,3 млн. человек меньше. Однако, в предкризисный 2007 г. безработица составила 4,6 млн. человек, или 6,2% экономически активного населения. Т.е. последствия финансового кризиса все еще присутствуют на рынке труда нашей страны.

По мнению многих авторов, оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно, т.к. наряду с зарегистрированной безработицей существует скрытая (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существенно различается).

До сих пор  преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т.д.

Как утверждает Кутаев Ш. К. «на сегодняшний день главной проблемой занятости остается неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы».

В настоящее  время ситуация на рынке труда  приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников. Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально – квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально – квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего, машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

Информация о работе Заработная плата и занятость населения на примере Иркутской области