Заработная плата и занятость населения на примере Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть основные понятия: заработная плата и занятость населения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность заработной платы, безработицы, её основные функции и формы, структуру занятости населения и её сущность;
- рассмотреть тарифные системы оплаты труда;
- проанализировать проблемы занятости населения и причины безработицы;
- сделать анализ начисления заработной платы по Иркутской области;
- рассмотреть показатели занятости населения по Иркутской области;
- рассмотреть подходы к решению проблем заработной платы и занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА:ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И СИСТЕМЫ
1.2 ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЛАВА 2. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.2 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.3 Анализ занятости населения
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
3.1 ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
3.2 Подходы к решению проблем занятости населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

   В этом плане, на мой взгляд, следует использовать зарубежный опыт. Сегодня многие страны устанавливают часовой, а некоторые в дополнение и месячный минимум оплаты труда. Например, в США, Канаде и Франции законодательно определена минимальная часовая оплата труда, а в Чехии, Венгрии, Нидерландах и Японии – оба названных показателя. Думается, что и России нужно федеральным законом задавать не только месячный, но и часовой МРОТ. При этом целесообразно, чтобы месячный МРОТ составлял вначале не менее 50% ПМ ТЧ, а далее необходимо обеспечить динамичное повышение первого до уровня второго.

   Важно также принять закон об индексации часового МРОТ, предусмотрев в нем не только периодичность повышения заработной платы, но и корректировку в зависимости от динамики средней заработной платы (СЗП). Если СЗП растет быстрее, чем потребительские цены, то следует проводить доиндексацию, например, на 60% размера превышения. Так, цены за квартал или полугодие (в зависимости от периодичности индексации или ее порога) выросли на 2, а СЗП – на 7%. Тогда в соответствии с воздействием первого фактора индексируем часовой МРОТ на 2%, а под влиянием второго еще на 3%. Аналогичный механизм должен применяться и к корректировке месячного МРОТ. Конкретный процент доиндексации мог бы определяться при утверждении Государственной думой государственного бюджета.

   Таким образом, будет поддерживаться соотношение МРОТ и СЗП с учетом требований МОТ и Европейской социальной хартии, которую подписала Россия. Как известно, в развитых странах это соотношение не опускается ниже 40-50%. Комитет по социальным правам Совета Европы, комментируя ст. 4 Европейской социальной хартии, подчеркивает, что соотношение минимальной и средней заработной платы за вычетом налогов не должно быть ниже 60%. Следовательно, нам, чтобы выйти на аналогичный уровень необходимо увеличить МРОТ более чем в 2 раза. Аргументами в пользу часового МРОТ, при котором каждый час работы будет оплачиваться не ниже ПМ ТЧ, являются не только повышение его покупательной способности, но и активизация деятельности руководителей предприятий на повышение производительности труда, укрепление трудовой дисциплины, улучшение использования рабочего времени. Все это в совокупности будет содействовать развитию человеческого капитала, формированию умножающегося знания и внедрению на этой основе новых технологий и позволит обеспечить рост ВВП 8-10% в год.

   Учитывая имеющиеся резервы кардинального повышения заработной платы, прежде всего МРОТ, решение данной проблемы целиком зависит от воли органов власти проводить не однобокую, а сбалансированную социально-экономическую политику, в которой меры по регулированию заработной платы были бы встроены в механизм экономического роста. В этих целях необходимо активизировать работу по доработке и принятию Концепции реформирования заработной платы и закона «О государственном регулировании заработной платы», а также внести изменения в закон «Об акционерных обществах». Но в первую очередь следует принять закон о часовом МРОТ, соответствующем ПМ ТЧ, и его индексации.

   При установлении МРОТ на уровне ПМ ТЧ и пропорциональном увеличении окладов работников отраслей бюджетной сферы не только потребуются существенные финансовые ресурсы, но и вырастут поступления в бюджет. Это произойдет благодаря дополнительным сборам подоходного налога, единого социального налога, НДС, а также выведению из тени части заработной платы, возрастанию товарооборота, экономии на дотациях ЖКХ, сокращению пособий и т.д. Использование природной ренты в интересах всего общества, а не ограниченного круга лиц, также является серьезным источником кардинального повышения заработной платы в бюджетной сфере. По оценкам аудиторов Счетной палаты, рентные платежи дадут прибавку в бюджет до 7-8 млрд долл. (по мнению других экономистов, бюджет в 2011 г. мог бы дополнительно получить за счет этого фактора до 20 млрд). Такое перераспределение позволит оптимизировать долю оплаты труда в ВВП и более справедливо делить вновь созданную стоимость между трудом и капиталом. Чтобы увеличить поступления в бюджет необходимо устранить огромные потери, которые он несет из-за просчетов или корыстных интересов тех, кто управляет государственной собственностью. Нужно срочно внести соответствующие изменения в законодательство. Они, прежде всего, должны быть направлены на пресечение действий руководителей некоторых акционерных обществ, создающих подконтрольные посреднические фирмы, в которых оседает прибыль. Используя подобные схемы, недобросовестные предприниматели недоплачивают в казну огромные суммы. Так, компания «Роснефть» за последние два года недодала в бюджет около 1 млрд руб.

   Как отмечает Селянина Е.Н: один из резервов повышения заработной платы низкооплачиваемым категориям работников – ограничение неоправданно высоких доходов топ-менеджеров акционерных обществ, в которых государство владеет контрольным пакетом акций. Притчей во языцех стали «запредельные» заработки руководителей естественных монополий и других акционерных обществ, занимающих монопольное положение. Органы государственной власти должны усилить контроль за деятельностью подобных структур. Правительству не следует уклоняться от представления в Государственную думу проекта закона «Об упорядочении регулирования заработной платы и доходов руководителей государственных (унитарных) предприятий и акционерных обществ с государственным участием». Необходимо внести изменения и в федеральный закон «Об акционерных обществах», в которых предусмотреть доступность для всех без исключения акционеров сведений о структуре и размерах доходов первых руководителей.

   Сегодня правительство озабочено одним, как снизить налоги на бизнес, и, следовательно, сократить государственные расходы. Однако заметим, что доля последних в ВВП во многих странах Европы выше, чем у нас: в России она составляет около 1/3, а в Германии – 43,3%, Франции – 48,7, Италии – 44,8, Швеции – 52,6 %. Очевидно, ключевую роль в корректировке модели экономического развития России должно играть не снижение доли государственных расходов в ВВП, а пересмотр их структуры и эффективности. А это зависит от качества управления социально-экономической сферой страны. Если правительственные структуры не могут полноценно распоряжаться оставшейся в их распоряжении собственностью, то нужно идти не по пути сокращения государственных расходов (которые по сравнению с западными странами находятся на более низком уровне), а повышать качество управления.

   Думается, что в условиях, когда работники отраслей бюджетной сферы, от которых зависит формирование новых знаний и развитие человеческого капитала, получают нищенскую заработную плату, когда беспрецедентны разрывы по доходам различных социальных групп, необходимо вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога. Почему в Германии предельная ставка налога на индивидуальные доходы составляет 53%, в США – 39,6, Швеции – более 50%? А в этих странах дифференциация доходов в 3-4 раза меньше, чем в России. Другое дело, что данная шкала должна быть построена таким образом, чтобы умеренный налог 13% платили домохозяйства с душевым доходом до 10-15 тыс. руб. Введение прогрессивной шкалы будет способствовать снижению дифференциации доходов и заработной платы, а, следовательно, повышению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. При соответствующих коррективах в системе налогообложения, предусматривающих льготы на ту часть прибыли, которая направляется на развитие производства, ее введение будет также способствовать увеличению инвестиций.

   Выше нами были рассмотрены лишь некоторые, лежащие на поверхности резервы роста заработной платы низкооплачиваемых категорий, от которых зависит формирование экономики знаний. В частности, не затронуты такие проблемы, как борьба с коррупцией, разделение власти и бизнеса, создание конкурентной среды и более благоприятных условий для инвестиций, изменение бюджетной политики, снижение дифференциации доходов и т.д.

   Таким образом, в России имеется достаточно финансовых ресурсов для кардинального повышения заработной платы, и прежде всего МРОТ, а также окладов работников отраслей бюджетной сферы. Нужна лишь политическая воля представителей верховной власти в решении этого исключительно важного для россиян вопроса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Рассмотрев данную работу можно подвести итоги. Заработная плата в условиях рыночной экономики есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Основным элементом заработной платы выступает ставка заработной платы. Сущность заработной платы проявляется в функциях, которые она выполняет в фазах общественного производства: производстве, распределении, обмене и потреблении. Под организацией заработной платы понимают ее построение, обеспечение взаимосвязи количества труда с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов (нормирование, тарифная система, премии, доплаты и надбавки). Весьма важным элементом организации заработной платы является тарифная система, представляющая собой совокупность различных нормативных материалов, с помощью которых устанавливается уровень заработной платы работников в зависимости от группы факторов. Но в настоящее время тарифы и оклады постепенно уступают место бестарифным и другим нетрадиционным формам организации оплаты труда, которые имеют свои преимущества. Они относительно просты, способны заинтересовать работников и коллективы в достижении высоких конечных результатов, в реализации внутренних производственных резервов. Модели в целом отвечают условиям самофинансирования и рыночной экономики. Но вместе с тем они не лишены отдельных недостатков.  Средняя зарплата по Иркутской области в декабре 2011 года составила 30 тыс. 990,6 рубля, как сообщает Иркутскстат, по сравнению с предыдущим месяцем она увеличилась на 31,2%, с соответствующим периодом прошлого года на 18,5%. В целом по России средняя зарплата в ноябре текущего года была 24 тыс. 296 рублей. Оплата труда в Иркутской области была на 673 рубля ниже российского уровня. Минимальная заработная плата бюджетников Иркутской области увеличена с 1 мая 2011 года. Об этом заявил Губернатор – Председатель Правительства Иркутской области Дмитрий Мезенцев на пресс-конференции в рамках фестиваля «Байкальская пресса – 2011». В южных районах Приангарья показатель составил 4611 рублей, в северных районах – с учетом территориального коэффициента – 7205 рублей.       Глава региона сообщил, что трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между Правительством Иркутской области, работодателями и профсоюзами о повышении минимального размера оплаты труда будет подписано в ближайшее время.

   Губернатор отметил, что с 1 октября 2011 года заработная плата работников всех государственных и муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области будет выплачиваться в рамках введения новой системы оплаты труда.

- Выплаты будут  производиться с 1 октября, но  касаться они будут периода  с 1 сентября 2011 года, на эти цели  в бюджете региона предусмотрено  более 500 млн. рублей. Рост фонда оплаты труда составит около 20%, - подчеркнул Дмитрий Мезенцев.

   Кроме того, с предусмотрено увеличение фонда оплаты труда для врачей и специалистов со средним медицинским образованием. Это потребует затрат из областного бюджета, в том числе в рамках программы по модернизации здравоохранения, почти 800 млн. рублей. Глава региона обратил внимание журналистов на тот факт, что увеличение фонда оплаты труда для всех работников учреждений здравоохранения планируется путем поэтапного введения новой системы оплаты труда. Оно началось с 1 сентября 2011 года и завершится в 2012 году. Кроме того, в Приангарье ведется работа по выполнению поручения Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина о поэтапном повышении средней зарплаты в сфере образования до средней зарплаты в промышленности.

   Среднемесячная заработная плата по крупным, средним и малым предприятиям составила за 2011 год с учетом филиалов - 25031 руб., рост к уровню 2010г. составил 107,4%. Для сравнения, средняя зарплата в Красноярском крае в этом году – 25 тыс. 90 руб., в Новосибирской области – 19 тыс. 502 руб., в Забайкальском крае – 18 тыс. 684 руб. Таким образом, Иркутская область среди соседних регионов по размеру средней зарплаты занимает второе место. Если учитывать показатели Иркутской области за последние пять лет, то зарплаты в экономических сферах в среднем выросли с 2007 года на 8 тыс. 500 рублей, или на 62%.

   Рынок  труда является одним из элементов  рыночной экономики. Он представляет  собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силой. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов: отношения между наемными работниками и работодателями; отношения между субъектами рынка труда и их представителями; отношения между субъектами рынка труда и государством. Основная функция рынка труда состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве

   Занятость  населения составляет необходимое  условие для его воспроизводства. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением потребностей, не противоречащих законодательству приносящих им заработок (трудовой доход). Состояние занятости, ее важнейшие характеристики позволяют судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного пути экономического развития.

   В январе-декабре  2011 года службой занятости присвоен  статус безработного 61592 гражданам.  С учетом безработных, стоящих  на учете на начало года, служба  занятости проводила работу с 90187 безработными гражданами. Сняты с учета 66845 безработных граждан, что составило 74,1% от безработных, с которыми проводила работу служба занятости. Из числа безработных трудоустроены 37223 человека.

   На 1.01.2012 состоит на учете в службе  занятости 23398 безработных, из них назначено пособие по безработице - 21197. Среди безработных женщины составляют 59,4% (на 1.01.2011 - 58,2%), молодежь в возрасте 16-29 лет - 31,7% (на 1.01.2011 - 33,2%).

На долю безработных  граждан, проживающих в городах, приходится 62%, сельской местности - 38% (на 1.01.2011 соответственно 64,1% и 35,9%).   

    Средняя  продолжительность безработицы  на 1.01.2012 составляет 4,3 месяца, такая  же и в сельской местности  (на 1.01.2011 соответственно 4,4 месяца и  4,2 месяца в сельской местности). Наибольшее снижение численности безработных произошло в городах: Братске (301 чел.; 18,6%), Иркутске (982 чел.; 29,9%), Нижнеудинске (214 чел.; 32%), Тайшете (216 чел.; 18,1%), Тулуне (273 чел.; 29,9%), Усть-Илимске (230 чел.; 17,4%), Усолье-Сибирском (225 чел.; 36,2%) в районах: Нижнеилимском (255 чел.; 23,8%), Тулунском (210 чел.; 27,3%), Шелеховском (246 чел.; 41,1%). Увеличение численности безработных произошло в районах: Мамско-Чуйском (57 чел.; 49,6%), Тайшетском (43 чел.; 6,5%).

    Уровень зарегистрированной безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) по Иркутской области составлял на 1.01.2011 - 2,2%, на 1.01.2012 - 1,8%, по СФО на 01.01.2011 - 2,4%, на 01.01.2012 - 1,9%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. О занятости населения: Федеральный закон РФ ( в редакции Федерального закона от 20 апр 1996 № 36 – ФЗ) с изменениями на 30 ноября 2011
  2. Федеральный закон:  «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»
  3. Трудовой кодекс Р.Ф.
  4. ГК РФ
  5. Алиев И. М. Экономика труда: учеб. / И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина. – М.: Юрайт, 2011. – 671 с.
  6. Беляева М. Г. Как сделать цивилизованным российский рынок труда / М. Г. Беляева // ЭКО. – 2011. – № 3. – С. 123-131.
  7. Ветлужских Е. Преимущества и недостатки подходов к системе оплаты труда / Е. Ветлужских // Справочник по управлению персоналом. – 2009. – № 9. – С. 104-108.
  8. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учеб. Пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – Питер: СПб, 2008. – 288 с.
  9. Волгин Н. Оплата труда – стимул или тормоз: некоторые проблемы теории и современной практики / Н. Волгин // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2009. – № 6. – С. 17-25.
  10. Голубченко А. Безработица и кризис / А. Голубченко, И. Флис // Финансовый контроль. – 2009. - № 4. – с. 50-54.
  11. Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. - М., 2007. - С. 320.
  12. Егорова Е.А., Кучмаева О.В. Экономика труда: Учеб. Пособие / Е.А. Егорова, О.В. Кучмаева. – М.: МФПА, 2004. – 80с.
  13. Ивашковский С.Н. Макроэкономика :Учебн. Пособие /  С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2002. – 100с.
  14. Камаев В.Д. Экономическая теория. - М.: Владос, 2004. - С. 375.
  15. Квеско Р.Б. Занятость населения и её регулирование :Учебн. Пособие / Р.Б. Квеско. – Томск.: ТПУ, 2008. – 102с.
  16. Климова Н.В. Анализ эффективности расходов на оплату труда / Н.В. Климова // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. - № 5. – с. 2-7.
  17. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учеб. Пособие / М.Г. Колосницына. – М.: ИЧП Магистр, 1998. – 240 с.
  18. Коробейников О.П., Хавин Д.В., Ноздрин В.В. Экономика предприятия:Учебн. Пособие / О.П. Коробейников, Д.В. Хавин., В.В. Ноздрин. – Н-Н.: НГАСУ, 2003. – 233с.
  19. Кутаев Ш.К. Повышение эффективности структур содействия занятости населения / Ш.К. Кутаев // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. - № 11. – с. 46-50.
  20. Мазин А.Л. Экономика труда :Учебн. Пособие – 2-ое изд., - М.: Юнити – Дана, 2007. – 575с.
  21. Наумов И. Страну накроет новая волна безработицы / И. Наумов // Независимая. – 2009. – № 64. – С. 4.
  22. Озерникова Т.Г., Носырева И.Г. Экономика труда :Учебн. Пособие / Т.Г. Озерникова, И.Г. Носырева. – Иркутск : БГУЭП, 2009. – 444с.
  23. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда :Учебн. Пособие / Ю.М. Остапенко. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 199с.
  24. Плакся В. И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект) / В. И. Плакся. – М.: РАГС, 2007. – 381 с.
  25. Рофе А.И. Экономика труда : Учебник / А.И. Рофе. – М.: КНОРУС, 2010. – 400с.
  26. Савченко П.В. Политика доходов и заработной платы :Учебн. пособие/ П.В. Савченко. – М.: Экономист, 2004. – 525с.
  27. Садовая Е.С. Ролитика занятости и адаптационный потенциал рынка труда в России / Е.С. Садовая, М.Г. Хохлова // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - № 10. – с. 81-93.
  28. Селянина Е. Н. Новая система оплаты труда / Е. Н. Селянина // Справочник экономиста. – 2009. – № 5. – С. 108-109.
  29. Сидорова Е.С. Заработная плата : Практическое пособие / Е.С. Сидорова. – М.: ОМЕГА, 2006. – 294с.
  30. Соболевская А.А. Зарубежный опыт организации заработной платы и его применение в России / А.А. Соболевская // Труд за рубежом. – 2010. – №1. – С. 49-57.
  31. Соболева И. Политика занятости в России и мировой опыт / И. Соболева  //Проблемы теории и практики управления. – 2010. – № 11. – С. 23-35.
  32. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия :Учебн. пособие / И.П. Хунгуреева, Н.Э Шабыкова, И.Ю. Унгаева. - У-У.: ВСГТУ,  2004. – 240с.
  33. Чукреев П.А., Корытова Е.В. Занятость населения и её регулирование :Учебн. Пособие / П.А. Чукреев, Е.В. Корытова. – У-У.: ВСГТУ, 2010. – 212с.
  34. Шелофаст А.И. Организация и оплата труда :Учебн. Пособие / Л.Н. Шелофаст. – Иркутск: БГУЭП, 2002. – 309с.
  35. Экономика труда : учебник – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Проф. Ю.П. Кокина, проф. П.Э. Шлендера. – М.: Магистр, 2010. – 686с.
  36. Яллай В.Д. Макроэкономика :Учебн. Пособие / В.Д. Яллай. – Псков : ПГПИ, 2003. – 102с.
  37. Постановление от 24 Сентября 1989 г. N 794"О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края"
  38. Постановление от 18 ноября 2009 г. № 339/118-пп: «О порядке введения и установления систем оплаты труда работников государственных учреждений Иркутской области, отличных от единой тарифной сетки»
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 г. Москва "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"
  40. Постановление от 15 июня 2007 г. N 375: «Об утверждении положения об особенностях порядка исчислений пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2009 N 839)
  41. Постановление от 18 августа 2008 г. N 620 Москва: « Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета»
  42. Постановление от 18.07.96 N 841«О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.05.98 N 465, от 08.08.2003 N 475, от 06.02.2004 N 51, от 14.07.2008 N 517, от 15.08.2008 N 61
  43. Постановление Госкомстата РФ от 10 июля 1995 г. № 89 «Об утверждении Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера»
  44. Отчет мэра города Иркутска «О деятельности органов местного самоуправления города Иркутска в 2010 году»
  45. Об итогах социально-экономического развития  Российской Федерации в 2009 году. – М.: Минэкономразвития России, 2010. – 328 с.
  46. Об итогах социально-экономического развития  Российской Федерации в 2010 году. – М.: Минэкономразвития России, 2011. – 365 с.
  47. Об итогах социально-экономического развития  Российской Федерации в 2011 году. – М.: Минэкономразвития России, 2012. – 380 с.
  48. Программа социально-экономического развития Иркутска до 2020 года [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.admirkutsk.ru/?rubr=99 (10 апреля 2012)
  49. Irkstat.ru
  50. Irkzan.ru
  51. Novosibstat.ru
  52. http://irk-vesti.ru
  53. http://www.irkobl.ru
  54. http://www.agroline.ru

Информация о работе Заработная плата и занятость населения на примере Иркутской области