Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:50, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть основные понятия: заработная плата и занятость населения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность заработной платы, безработицы, её основные функции и формы, структуру занятости населения и её сущность;
- рассмотреть тарифные системы оплаты труда;
- проанализировать проблемы занятости населения и причины безработицы;
- сделать анализ начисления заработной платы по Иркутской области;
- рассмотреть показатели занятости населения по Иркутской области;
- рассмотреть подходы к решению проблем заработной платы и занятости населения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА:ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И СИСТЕМЫ
1.2 ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЛАВА 2. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.2 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.3 Анализ занятости населения
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
3.1 ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
3.2 Подходы к решению проблем занятости населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.
На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда. Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных проблем особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма.
В настоящее время в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.
Применительно к г. Иркутску можно отметить следующее проблемы в сфере развития рынка труда:
– снижение численности трудовых ресурсов в условиях демографического кризиса;
– несоответствие спроса и предложения рабочей силы на городском рынке труда.
Формирование
трудовых ресурсов города определяется
основными тенденциями
В среднесрочной перспективе пополнение трудовых ресурсов будет происходить за счет притока населения в трудоспособном возрасте, в том числе вступления в трудоспособный возраст молодежи, родившейся в 80-е годы, добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и привлечения иностранной рабочей силы на территорию города.
Качественное
воспроизводство будет
Рыночные преобразования в России обернулись катастрофическим снижением покупательной способности заработной платы, необоснованными перекосами на всех уровнях социально-трудовых отношений. Ситуация с покупательной способностью минимальной заработной платы и оплаты труда работников бюджетной сферы оказалась практически замороженной на недопустимо низком уровне. Сегодня для многих уже ясно, что попытки реализовать либеральные идеи в чистом виде в начале XXI в. не дают положительного результата. Без проведения действенной государственной социально-экономической политики невозможно в полной мере использовать преимущества России в сырьевых ресурсах и квалифицированной рабочей силе и обеспечить динамичное развитие страны как основы кардинального повышения уровня жизни населения. Для решения этой задачи необходимо активное включение государства в создание конкурентной среды и формирование механизма эффективного и социально справедливого распределения вновь созданной стоимости по факторам производства. Олигархические группы, монополистические объединения, коррумпированные чиновники и преступные группировки не просто «убивают» конкуренцию, они, лоббируя принятие выгодных для себя законов, разоряют государство, перераспределяют вновь созданную стоимость в личных интересах и тем самым искусственно сдерживают рост реальной заработной платы большей части наемных работников. В настоящее время основной фактор производства, которым является наемный труд, оценивается в стране по необоснованно низкой ставке. Причем средняя заработная плата (2009 г. – 25 тыс. руб.) всего в 1,5 раза превышает минимальный потребительский бюджет (15 тыс. руб.). По данным Госкомстата, доля оплаты труда в ВВП с учетом скрытой заработной платы и отчислений в социальные фонды в 2009 г. составила 46,4%, в то время как в развитых государствах она равняется в среднем 55%, а в США – около 60%. Здесь следует учитывать, что Госкомстат включает в скрытую заработную плату и доходы от собственности и предпринимательской деятельности, тем самым искусственно завышая долю оплаты труда в ВВП. При этом указанные доходы направляются, как правило, не на развитие производства, а на строительство (или покупку) загородных домов, открытие счетов в зарубежных банках и т.п.
Из-за отсутствия эффективной социальной политики в стране резко возросла дифференциация доходов и заработной платы по различным группам населения. По данным Госкомстата, в 2007 – 2008 гг. соотношение доходов 10% богатых и 10% бедных составило 14 против 13,7 в 2009 г. В первом квартале 2010 г. разрыв увеличился до 14,5 (в 2007 г. этот показатель в Японии равнялся 7,1; Германии – 6,1; Австрии – 4,4; а в среднем по всем развитым государствам – 10). Еще более высоким является соотношение средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников: в октябре 2007 г. оно превысило 25, а в апреле 2010 г. – 30,5. Кроме того, очень высок межрегиональный разрыв по уровню средней заработной платы. Еще более значительны в этом плане различия по отраслям. Причем из года в год эти диспропорции нарастают. Естественно, проблема не в снижении оплаты труда газовиков или нефтяников, а в кардинальном увеличении зарплаты низкооплачиваемым категориям работников и прежде всего в сельском хозяйстве, легкой промышленности, отраслях бюджетной сферы. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), как и прежде, выполняет, по сути, роль технического норматива, составив по отношению к прожиточному минимуму трудоспособного человека (ПМ ТЧ) в III квартале 2010 г. всего 76,9% [(4611 : 5625) 100]. Это меньше, чем установлено государственным бюджетом на 2010 г., а в нем данная пропорция запланирована на более низком уровне по сравнению с 2009 г., что лишний раз подтверждает отсутствие вразумительной государственной политики в сфере доходов и оплаты труда. Также продолжает оставаться высокой задолженность по заработной плате.
Как отмечает Климова Н.В. «сложившийся в стране нищенский уровень реальной заработной платы и критически высокая ее дифференциация породили многочисленные проблемы». Растет социальная напряженность в обществе, доля населения, имеющего доход меньше прожиточного минимума, составляет 25%. При низкой цене труда подрывается заинтересованность собственников и работодателей к внедрению новой техники и технологий. В свою очередь у наемных работников снижаются мотивы к высокопроизводительному труду. Квалифицированные кадры уходят из образования, науки и здравоохранения, тем самым резко ограничивая развитие человеческого капитала и переход к экономике знаний. Кроме того, низкая заработная плата сдерживает формирование рынка жилья. Ее следствием является также слабый платежеспособный спрос, тормозящий развитие экономики. К проблемам, порождаемым этим фактором, можно добавить и коррупцию, и контрабанду дешевых товаров и т.п.
Чтобы переломить ситуацию и использовать богатейшие природные и человеческие ресурсы страны в интересах всего общества, органы государственной власти должны принять экстраординарные меры и внести кардинальные изменения в социально-экономическую политику, в частности – в политику доходов и заработной платы. Решение поставленной в Президентском послании задачи удвоить ВВП и преодолеть бедность требует активизации работы по повышению эффективности использования ресурсов страны, внедрению новых технологий на основе передовых научных достижений и развития человеческого капитала. Отмечу, что за счет новых знаний в развитых государствах получают 70-85% прироста ВВП.
Умножение знаний и развитие человеческого капитала обеспечивают прежде всего работники образования, науки, культуры и здравоохранения. И неслучайно на Западе учителя, врачи и ученые являются не менее конкурентоспособными, чем работники топливно-энергетического комплекса, финансовой сферы, государственной службы и тем более промышленности. Исключительное значение образования, науки и здравоохранения в формировании человеческого капитала, являющегося важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития в постиндустриальную эпоху, выдвигает на первый план задачу кардинального повышения заработной платы в бюджетной сфере.
Для того чтобы обеспечить развитие человеческого капитала и на этой основе ускорить темпы экономического роста, провести структурные реформы (пенсионную, жилищно-коммунальную и др.), заработную плату по стране в целом в кратчайшее время необходимо увеличить не менее чем в 2 раза. При этом минимальная заработная плата должна быть увеличена до прожиточного минимума трудоспособного человека (ПМ ТЧ), т.е. почти в 1,5 раз. Только тогда доля затрат домохозяйств на питание и товары первой необходимости в среднем будет составлять примерно 30%, а не 60-70% как в настоящее время. Только тогда в семьях появятся денежные ресурсы для оплаты жилищно-коммунальных и других услуг (в том числе в образовании и здравоохранении) по ценам, приближенным к рыночным, и, следовательно, будут созданы условия для глубоких структурных преобразований.
Решение проблемы о кардинальном повышении заработной платы неразрывно связано с обоснованием ее соотношения с темпами роста производительности труда. Вывод о том, что при опережающих темпах роста заработной платы затраты на рабочую силу, приходящиеся на единицу товара, увеличиваются, а конкурентоспособность экономики снижается, является верным только при неизменном соотношении доходов по факторам производства.
Итак, сегодня в России доля оплаты труда в ВВП ниже, чем в развитых странах. При этом остро стоит вопрос о сохранении и развитии кадрового потенциала в образовании, здравоохранении и науке как основе ускорения темпов роста экономики. В данных условиях можно считать экономически обоснованной такую политику, которая направлена на обеспечение опережающих темпов роста заработной платы над производительностью труда. Причем, во-первых, рост заработной платы в отраслях бюджетной сферы должен происходить за счет ограничения необоснованно высоких доходов от собственности и предпринимательской деятельности монополистов и тех компаний, которые присваивают природную ренту, получая на этом сверхприбыли. И, во-вторых, указанное опережение должно носить кратковременный характер до выхода на оптимальное соотношение оплаты труда и ВВП.
Эта задача при проявлении политической воли органов власти может и должна быть выполнена в кратчайшие сроки. В результате страна получит мощный стимул развития экономики знаний, обеспечивающий динамичный рост ВВП, и на его основе – уровня жизни населения.
В решении проблемы кардинального повышения заработной платы значительное место занимает политика правительства по регулированию цен и тарифов на услуги монополистов. Сегодня в структуре цены высокий удельный вес занимает стоимость сырья, топлива, электроэнергии, материалов и т.д. В последнее время на них устанавливались опережающие темпы роста цен по сравнению с заработной платой и конечной продукцией. Так, согласно предложениям Минэкономразвития в проекте бюджета на 2011 г. предусмотрена инфляция порядка 7%, а предельное повышение тарифов: на газ – 15%, электроэнергию – 17% и железнодорожные перевозки грузов – 12%. И если цены на эти виды ресурсов активно приближаются к мировым, то заработная плата остается на необоснованно низком уровне. Думается, что государственная политика формирования тарифов на услуги монополистов должна быть более эффективной как с точки зрения ее влияния на изменение уровня жизни россиян, так и создания условий для динамичного развития экономики в целом, без чего невозможно кардинальное повышение реальной заработной платы. По крайней мере, тарифы и услуги фирм-монополистов не должны расти быстрее последней.
Нельзя не учитывать того факта, что в России затраты топлива и электроэнергии на одного жителя или единицу производимой продукции в силу природно-климатических условий выше по сравнению с европейскими и другими развитыми странами. Поэтому призывы западных государств к России установить на внутреннем рынке мировые цены на топливо и электроэнергию должны оцениваться с позиций национальных интересов.
Как вполне резенно утверждает Беляева М.Г. главный фактор в ускорении темпов роста ВВП – развитие человеческого капитала. Только это обеспечит формирование новых знаний, являющихся основой создания современных технологий, использование которых и даст скачок производительности труда. Решение данной сложнейшей задачи требует, чтобы заработная плата, прежде всего работников образования, здравоохранения, науки и культуры, была встроена в механизм экономического роста.
Важным шагом в реформировании заработной платы должно стать поднятие МРОТ до ПМ ТЧ. Чтобы это сделать, необходимо выработать принципиально новые подходы в реализации политики доходов и оплаты труда. Во-первых, органам государственной власти следует отказаться от остаточного принципа выделения финансовых ресурсов на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. И, во-вторых, важно нацелить деятельность руководителей организаций на рост производительности труда.
Информация о работе Заработная плата и занятость населения на примере Иркутской области