Инвестиционная привлекательность региона на примере Ростовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:09, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия, как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. Чем сложнее ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах. Результаты упомянутых оценок в той или иной степени отражают относительный уровень риска инвестирования в различных странах и регионах и являются важнейшими ориентирами для зарубежных инвесторов.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ.docx

— 605.39 Кб (Скачать файл)

3.2. Рекомендации по повышению  инвестиционного потенциала Ростовской  области

 

Основной целью инвестиционной политики Ростовской области, как утверждает правительство, является создание механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной и инвестиционной инфраструктуры и развитие инвестиционного потенциала, создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления со всеми участниками этих сфер в интересах интенсивного социально-экономического развития территории.49 Прежде всего, это создание на территории Ростовской области условий, позволяющих предприятиям региона приобрести конкурентные преимущества в различных отраслях и сферах экономики, жителям области повысить качество и уровень жизни, а региону в целом повысить конкурентоспособность по сравнению с другими регионами России – как места привлечения инвестиций. Ростовская область, обладая высоким научно-техническим потенциалом, тем не менее имеет недостаточный уровень развития инновационной системы, что является следствием:

- недостаточной инвестиционной привлекательности инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;

- слабого взаимодействия между наукой и бизнесом;

- недостаточного уровня развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;

- отсутствия системы экспертизы, конкурсного отбора и венчурного финансирования научно-технических проектов, обеспечивающих создание высокотехнологичной продукции;

- технологической отсталости и, как следствие, низкой конкурентоспособности продукции ряда отраслей промышленности;

- неразвитости сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка.50

Для повышения уровня инвестиционного потенциала Ростовской области можно предложить следующие меры, осуществляемые на уровне органов государственного управления:

1) Постоянное совершенствование  законодательства в инвестиционной  и инновационной сферах. Увеличивая  количество побудительных механизмов  для инвестора, закрепленных в  нормах регионального законодательства, можно добиться существенного  увеличения средств, вкладываемых  в экономику Ростовской области. К таким механизмам можно отнести  закрепление благоприятного налогового  режима для инвесторов и субсидирование  процентной ставки по кредитам.

2) Активная поддержка  и развитие приоритетных отраслей  экономики Ростовской области. Перечень  отраслей, перспективных для инвестирования  в Ростовской области в период  до 2013 года можно оценить в следующей таблице.51

3) Формирование  имиджа региона. Разработка и  решение проблем формирования  имиджа регионов становятся в  настоящее время все более  актуальными. Регионы, в которых  руководство понимает важность  имиджа и принципы его построения, получают большую заинтересованность  со стороны партнеров, инвесторов  при условии, что имидж несет  объективную, положительную окраску. Каждый аспект жизни региона  – от чистоты улиц до работы  предприятий и настроения их  работников – влияет на имидж. Регион, привлекательный для инвесторов, туристов и жителей – это товар на рынке территорий.52

Таким образом, имидж региона – это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного региона, содержит в себе значительный объем эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определенному социальному поведению. Имидж региона напрямую зависит от степени и качества использования всех ресурсов, которыми обладает регион. В настоящее время, Ростовская область в основном ассоциируется у инвесторов как аграрный регион. Однако, в регионе развиты и другие отрасли экономики. Для лучшего осведомления инвесторов необходимо создать единую базу данных инвестиционных предложений и площадок, расположенных на территории Ростовской области. Для того, чтобы расположить потенциальных инвесторов к размещению средств в инвестиционные объекты Ростовской области, необходимо четко сформулировать, какие преимущества ожидают инвестора при выборе данного региона. Наиболее важные инвестиционные проекты требуют индивидуального подхода с разработкой «особых предложений». Привлечению инвесторов так же будет способствовать систематическое проведение инвестиционных выставок, конференций, презентаций.

4) Развитие  инновационной деятельности. Переход экономики Ростовской области на инновационный путь развития будет способствовать повышению технологического уровня и конкурентоспособности промышленного производства, обеспечению на этой основе устойчивого роста производительности труда в региональной экономике, выбору приоритетных направлений развития науки и техники в Ростовской области и как следствие созданию условий для широкого привлечения инвестиционных ресурсов Ростовской области в инновационную сферу.

В области есть все необходимое для внедрения инновационных производств: технопарки, фонды, но все это почти не работает, и нет реальных результатов. Первая причина — это недостаток денежных средств. Вторая причина — при огромном количестве ответственных за инновации организаций, нет координирующего органа на уровне округа. Поэтому для эффективной модернизации Ростовской области необходим координирующий совет, а также сотрудничество с соседними регионами.53 Для повышения уровня инновационного потенциала и активизации инновационной деятельности могут быть предприняты следующие меры:

- Для решения задач инновационного развития должны быть использованы конкурентные преимущества Ростовской области: значительный технологический потенциал оборонных и смежных с ними гражданских отраслей промышленности, система образования мирового уровня, природные ресурсы, развитая транспортная инфраструктура. В связи с этим должно быть тесное взаимодействие государства, науки, образования, бизнеса и гражданского общества, как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации. Необходимо определение потребностей экономики региона в инновациях в соответствии с приоритетными направлениями деятельности региона.

- Создание венчурного фонда Ростовской области как рыночного механизма финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности, стимулирования развития малых наукоемких предприятий. Важными направлениями финансового обеспечения инновационной деятельности также являются: привлечение средств международных и российских организаций (ОАО "Российская венчурная компания", Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), венчурных фондов, "бизнес-ангелов" и др.), участие в федеральных программах, инвестиционных проектах.54

- Стимулирование инновационной активности молодежи, посредством проведения конкурсов, форумов, слѐтов, олимпиад, а также очно-заочных школ, проектно-исследовательских практик и курсов при ведущих вузах с применением современных сетевых форм коммуникации. Необходимо формирование нового поколения глобально конкурентоспособных кадров в сфере науки и инновационного предпринимательства.

- Развитие информационно-аналитического блока, обеспечивающего информирование субъектов инновационной деятельности, научного и гражданского сообщества, участников международного и межрегионального сотрудничества о направлениях и задачах государственной инновационной политики, осуществляющего непрерывный мониторинг инновационной деятельности и формирование единой региональной базы данных субъектов инновационной деятельности и их разработок. В связи с этим необходимо проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, конференций, форумов, венчурных ярмарок.

Для эффективной реализации инновационной политики Ростовской области необходимо усиление международного и межрегионального научно-технического сотрудничества. Необходима подготовка и реализация совместных проектов инновационного развития. Обмен научно-технической информацией и опытом, совместные исследования и прикладные разработки, работы в научно-технической сфере по контрактам и грантам, оказание технической помощи приведут к улучшению инновационной деятельности в регионе. Выполнение всех предложенных рекомендаций будет способствовать повышению частных потенциалов Ростовской области, которые являются составляющими инвестиционного потенциала в целом. Стимулирование привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, в особенности вложения в инновационное развитие области, обеспечит поступательное развитие экономики Ростовской области и повышение ее конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Ключевым итогом данной дипломной работы является понимание необходимости создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью в Ростовской области. В настоящее время проблемы регулирования комплексного развития региона и связанных с этим инвестиционных процессов решаются в основном на региональном уровне. Инвестиционная ситуация, сложившаяся в Ростовской области в настоящий момент, характеризуется воздействием на нее совокупности негативных факторов. Сохраняется тенденция сокращения потока государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственные фонды. При этом, частные инвесторы предпочитаю вкладывать свои средства в зарубежные активы. Кроме того, у Ростовской области есть серьезные регионы-конкуренты. Для решения данных проблем, необходимо разработать эффективную инвестиционную политику региона, ключевыми принципами которой должно стать:

- создание эффективных условий функционирования рынка товаров, услуг и капиталов на основе равного конкурентного режима для предпринимателей и инвесторов;

- разработка и внедрение благоприятного нормативного правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, обеспечение стабильности хозяйственных условий для инвестирования;

- открытость проводимой регионом инвестиционной политики; обеспечение ясности и прозрачности инвестиционного процесса, доступности для всех инвесторов информации, которая необходима для осуществления инвестиционной деятельности;

 

 

-  сбалансированность государственных, социальных, политических и экономических интересов всех участников инвестиционно-финансового рынка;

- взаимную ответственность и выполнение взятых на себя в соответствии с законом обязательств как со стороны исполнительных органов власти, так и других участников инвестиционного процесса;

- разработка положительного имиджа региона, который позволит увеличить вложения капитала как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных инвесторов.

Все представленные рекомендации нацелены на ускорение экономического роста на основе повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области, создания нормативно-правовых и инфраструктурных условий, активного привлечения в экономику области капиталов отечественных и иностранных инвесторов. Такая инвестиционная политика будет способствовать повышению инвестиционного потенциала, преодолению административных барьеров для инвесторов, усилению социальной направленности инвестирования и противодействию возникающим угрозам дестабилизации хозяйственной жизни, что в свою очередь приведет к целостности и процветанию как области, так и России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Агентство инвестиций  и развития. Потребительский потенциал  Волгоградской области: [Электронный  ресурс] - Режим доступа: http://www.airvo.ru/invest/analyst/.

2. Астраханская область. Единая информационная система  «Туризм в России»: [Электронный  ресурс] - Режим доступа: http://www.rostur.ru/russia/astrahanskaya/.

3. Большой советский энциклопедический  словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1980. – 542с.

4. Бузова И. А., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Коммерческая оценка инвестиций/ под ред. Есилова В. — СПб.: Питер, 2004. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

5. Вахрин П. И., Нешитой А. С. Инвестиции: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. — 380 с.

6. Географическое положение. Региональный Интернет-портал «Астрахань.Ru» : [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://astrakhan.ru/history/read/149/.

7. Губернатор и Правительство  Волгоградской области, официальный  портал. Географическое положение: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.volganet.ru/volgobl/region/geography/.

8. Жириков М. В., Иванова Е.В. Проблемы оценки туристического потенциала региона. IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 15 февраля – 31 марта 2012 года: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/.

9. Закон "О поддержке  инвестиционной деятельности на  территории Ростовской области"(в ред. Областных законов от 04.10.2000 № 107-ЗС, от 24.09.2001 № 171-ЗС, от 02.11.2001 № 187-ЗС, от 18.09.2002 № 268-ЗС) Консалтинговое обслуживание предприятий Юга России: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.i-con.ru/publications/33/.

10. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. (с изменениями, внесенными  Федеральным законом от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ; Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ) «Об инвестиционной  деятельности в РСФСР», ст. 1. Информационно-правовой  портал Гарант: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/1309589/.

11. Законодательное  собрание Ростовской области, Постановление  от 28 июня 2004г., № 402, «О стратегии  привлечения инвестиций Ростовской  области». Нормативные правовые  акты Российской Федерации. Министерство  юстиции Российской Федерации: [Электронный  ресурс] - Режим доступа: http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/legislation_RF/printable.php?d_id4=e7de8ed

 

5-7d66-4f07-93d7-5a7a349f411b&do4=document&id4=c0f2299e-6495-47a8-9335-edb5ac0ba327.

12. Звягинцева О.С. Оценка инвестиционного риска региона // Экономист. 2010. №9.

13. Звягинцева О.С. Проблемы современной экономики/ Евразийский международный научно - аналитический журнал. 2010. № 1 (33).

14. Иноземцев В. Будущее России – в новой индустриализации // Экономист. 2010. №11.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность региона на примере Ростовской области