Инвестиционная привлекательность региона на примере Ростовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:09, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия, как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. Чем сложнее ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах. Результаты упомянутых оценок в той или иной степени отражают относительный уровень риска инвестирования в различных странах и регионах и являются важнейшими ориентирами для зарубежных инвесторов.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ.docx

— 605.39 Кб (Скачать файл)

г) социально-демографический.

Все компоненты различаются в разной степени для территорий, имеющих федеральный, региональный или местный уровень власти. Компонент «а» имеет небольшие различия, компонент «б» практически одинаков для разных территорий государства. Компоненты «в» и «г» взаимосвязаны для одной территории, но отличны по отношению к другим территориям РФ.

В компоненты «а» входят такие параметры, как валовой региональный продукт (ВРП), отношение ВРП к ВНП, динамика изменения как ВРП, так и ВНП, уровень инфляции, динамика промышленного производства, удельный вес убыточных предприятий, дефицит бюджета и внешняя задолженность государства или местного бюджета, риск финансовой нестабильности. В компонент «б» входят ставки прямого и косвенного налогообложения, в том числе местные и региональные. Сравнительный анализ по данному комплексу составляющих делается по отношению к зарубежным системам налогообложения. Сюда же входят ставки таможенных налогов и акцизов, конвертируемость и возможность репатриации валюты, сила валюты и стабильность относительно инфляции. В компонент «в» входят параметры, определяющие совокупный, потребительский и инвестиционный спрос региона: численность населения, средняя зарплата и сумма вкладов населения, соотношение доходов населения и стоимости продуктов питания, размеры капиталовложений в регионе, объем ввоза и вывоза продукции на другие территории и за границу государства (региональный импорт - экспорт). Компонент «г» - социально-демографический. Это доля экономически активного населения, его половозрастная характеристика, занятость населения, продолжительность жизни, возможность и условия миграции рабочей силы, социальные условия жизни населения и трудовых мигрантов.

Если экономика территории развивается, т. е. экономический рост выше альтернативного, то уровень иностранных инвестиций на эту территорию, как показывает практика, заметно превышает уровень инвестиций на другие территории. Половину иностранных инвестиций в Россию получает Москва, которая по компонентам «а», «б» и «г» заметно опережает другие территории России. Такая же ситуация в других странах. Это крупные промышленные центры. Не было случая, чтобы отсталые территории первыми после реформ получили объем иностранного инвестирования больше, чем промышленно развитые. Инвестиции стремятся в предприятия, имеющие в перспективе рост доходности. Это аксиома рынка. Экономический рост территорий определяется в первую очередь совокупным ростом доходности предприятий.

Регулирующая роль государства заключается в перераспределении инвестиций на территории, обделенные вниманием инвесторов. Для этого создаются условия, усиливающие привлекательность территории. Это обычно делается после того, когда индустриальные центры «насытятся» иностранными инвестициями, и местные власти отсталых регионов наряду с федеральными проявят активность.

Параметр «б», характеризующий фискальную нагрузку, влияет на инвестиционную привлекательность территории уровнем относительно уровня страны экспортера инвестиций. В этом и состоит привлекательность оффшорных зон. Уровень фискальной нагрузки России в середине первого десятилетия XX века занимает место сравнительно низкой нагрузки по отношению к индустриально развитым странам.

Различия в законах о налогообложении, трактовке понятия «зарубежные инвестиции» налогообложение дочерних предприятий является непростым делом. Действуют разные ставки налогообложения на дивиденды и прибыль для зарубежных инвесторов выше и ниже национального уровня. Картина еще более усложняется из-за наличия многочисленных двусторонних договоров, включающих налоговые преференции и льготы. Правительства развитых стран ограничивают деятельность своих компаний в странах с низкими ставками налогообложения, расценивая это как возможность укрытия от налогов. Компании продолжают изобретать сложные правовые схемы для извлечения для себя пользы от этого.

В развитых странах власти предоставляют налоговую скидку на прибыль в счет налогов выплаченных корпорацией за рубежом. Если ставка налога для иностранного подразделения корпорации ниже, чем в стране базирования материнской компании, то корпорация будет платить комбинированные налоги, т. е. добавленные до полной ставки страны базирования. В этом случае действует система двойного налогообложения. Если ставка налога в стране базирования выше, чем в стране базирования головной компании, добавленная часть налогов равна нулю.

Некоторые страны удерживают налоги на дивиденды, выплачиваемые за рубеж. Компенсировать этот налог в стране, взимающей подоходный налог, не представляется возможным, поэтому налог на дивиденды иностранным государством является препятствием международному инвестированию.

Компонент «в» фактора интересует любого инвестора как потенциальный рынок. В большей степени компании со стратегией внедрения или захвата местного рынка. В результате исследования рынка маркетологами выявляются затраты на освоение местного рынка и потенциальный объем местного совокупного спроса на продукцию предприятия.

Компонент «г» фактора важен для обеспечения предприятия трудовыми ресурсами нужной квалификации. Выявляются затраты на подготовку кадров. Рассчитываются выгода или убытки от привлечения местных трудовых ресурсов.

Примером рассмотрения социально-экономического фактора может стать рассмотрение Приволжского Федерального округа. По предварительным данным территориальных органов Росстата, определены отдельные социально-экономические показатели субъектов федерации в Приволжском Федеральном округе в январе-феврале 2013 года.

Социально-экономическое положение всех 14 регионов ПФО в отчетный период характеризовалось наличием как позитивных, так и негативных тенденций.

Везде, кроме Республики Марий Эл, отмечен рост среднедушевых денежных доходов населения относительно аналогичного периода 2011 года. Лучших результатов достигла Пензенская область, где индекс по данному показателю составил 123%. Чувашия занимает 6 место среди регионов ПФО - 115,3%.

Реальные денежные доходы населения увеличились в 12 субъектах ПФО. Максимальный индекс зафиксирован в Пензенской области – 118,4%. Чувашская Республика по этому показателю делит 4-5 место с Нижегородской областью – 111,6%. Снижение реальных денежных доходов произошло в Марий Эл (95,4% от уровня прошлого года) и Пермском крае (99,7%).10

Максимальное значение индекса реальных располагаемых денежных доходов населения в январе-феврале 2012 года к соответствующему периоду предыдущего года зафиксировано в Пензенской области – 119,5%, минимальное зарегистрировано в Республике Марий Эл – 93,9%. В Чувашии значение этого индекса составляет 112% (4 место).

Республика Чувашия является безоговорочным лидером в ПФО по росту промышленного производства. Его индекс в январе-феврале 2012 года составил в республике 120,1%. Снижение объемов промышленного производства допустили Мордовия (99,2%) и Пермский край (99,1%).

По индексу работ, выполненных  по виду деятельности «Строительство» в январе-феврале 2012 г., Чувашия занимает 5-е место – 115,9%. Лучший результат у Удмуртии – 165,5%, худший у Нижегородской области – 66,2%.

В сельскохозяйственной отрасли в ПФО Чувашия лидирует по производству яиц. Рост составил 9,8%. Худший показатель (92% от уровня января-февраля прошлого года) зафиксирован в Татарстане.

Четвертое место Чувашия занимает по уровню официально зарегистрированной безработицы. В нашей республике на 1 марта 2012 года этот показатель составлял 1,25. Самая низкая безработица зарегистрирована в Нижегородской области – 0,98. Наиболее высокая  зарегистрирована в Пермском крае  – 1,96.

Инфраструктурный фактор определяет обеспеченность территории объектами производственной и социальной инфраструктуры.

Под производственной инфраструктурой подразумевается насыщенность территории источниками и сетями: энергетики, транспорта, водоснабжения, канализации, связи. К инфраструктурным факторам можно отнести наличие учреждений, обеспечивающих производственные функции, например, финансовые, консалтинговые, страховые и другие услуги.

Под объектами социальной инфраструктуры подразумеваются жилье и учреждения, обеспечивающие услуги населению. Это учреждения культуры, образования, здравоохранения, спорта.

Проект предполагает подключение производственного объекта к сетям для обеспечения деятельности. Вопрос состоит в том, есть ли такие объекты, готовые для продажи своей продукции, или нет. Если таковые отсутствуют, значит в проекте должно быть предусмотрено, например, строительство теплоцентрали (ТЭЦ), сетей канализации и станций, сетей электроснабжения с понижающими подстанциями, сетей водоснабжения и т. д. Если объекты производственной инфраструктуры есть, и они согласны на подключение нового производственного объекта к их сетям, разрабатывается проект подключения к стыковочным узлам местных сетей, и устанавливаются цены на пользование ресурсами. Если национальный режим платежей за пользование ресурсами местной производственной инфраструктуры распространяется по межгосударственному соглашению на иностранные инвестиции, то цены не отличаются от цен для местных производственных объектов. В противном случае цены должны быть согласованы на стадии прединвестиционных исследований.

Для работников инвестируемого предприятия должно быть предусмотрено наличие арендного жилья, яслей, детских садов, школ, поликлиник и больниц. Если мест социальной инфраструктуры на территории не хватает, в проект необходимо вложить средства для их строительства.

Создание собственной инфраструктуры является тяжелым бременем для проекта и обычно является суровой необходимостью. Это бывает в случае строительства объекта в необжитом, бедном, с точки зрения инфраструктуры, месте. При строительстве в городских условиях нельзя рассчитывать, что инфраструктура города может удовлетворить потребность нового предприятия. В большинстве случаев городские власти потребуют строительства или долевого участия в строительстве объектов инфраструктуры.

Большое значение для принятия решения об инвестировании инфраструктуры имеет расчетный прогнозируемый срок планирования инвестиций и срок окупаемости основного производства и инфраструктуры. По сути это два отдельных проекта: для основного производства и для инфраструктуры. Цены на продукцию от собственной производственной инфраструктуры будут ниже, чем на цены от внешней территориальной инфраструктуры, но каков при этом срок окупаемости объектов собственной инфраструктуры и какова остаточная стоимость? Расчеты должны основываться на альтернативных вариантах использования средств. Структура проекта включает расчеты чистой приведенной стоимости инвестиций и ежегодной дисконтированной суммы разности денежных потоков: от собственной инфраструктуры и платы от использования внешней.

В конечном итоге расчеты должны показать влияние инфраструктуры на чистую приведенную стоимость и другие параметры эффективности проекта.

В качестве примера рассмотрения инфраструктурного фактора инвестиционной привлекательности региона можно рассмотреть инфраструктурное развитие Костромской области.

Транспортная инфраструктура.

Костромская область имеет выгодное транспортно-географическое положение. расположение в центре европейской части России является предпосылкой для превращения региона в центр, обеспечивающий межрегиональное и международное взаимодействие по ряду аспектов: экономическому, информационному, транспортному, коммуникационному, социальному, культурному и др. через территорию костромской области проходят основные железнодорожные (связывающие Москву с Владивостоком), водные и автомобильные магистрали, соединяющие северо-западные направления Российской Федерации.11 Основой железнодорожного транспорта на территории региона является северная железная дорога – филиал ОАО “Российские Железные Дороги”, входящая в состав транспортного коридора север – юг, а также транссибирской магистрали. Главной водной артерией костромской области является река Волга. Речная транспортная система имеет выходы в Черное, Балтийское и Северное моря. По территории области проходят крупные автотранспортные коридоры, такие как Москва – Екатеринбург, северо-запад – Урал (Санкт-Петербург – Екатеринбург), Урень – Котлас. Регион имеет регулярное авиасообщение с крупными российскими городами. в последнее время все большую популярность приобретает малая авиация, что особенно актуально при территориальной близости костромской области к федеральному центру.

Таким образом, статус костромской области как крупного транзитного узла способствует развитию производственной, социальной и туристической инфраструктур и делает территорию региона привлекательной для инвестиций.

Инженерная инфраструктура.

Совершенствование инженерной инфраструктуры в костромской области определяется главным образом программами развития субъектов естественных монополий, прежде всего следующими:

– программой перспективного развития электроэнергетики костромской области на период 2013–2017 годов, предусматривающей развитие сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, а также формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики. если говорить об уровне энергообеспеченности региона, то энергосистема костромской области характеризуется значительным избытком генерирующих мощностей относительно собственного потребления. имеется реальная возможность разместить здесь крупные энергоемкие производства.

– Областной целевой программой “развитие газификации Костромской области до 2015 года”, предусматривающей поэтапную газификацию всех муниципальных образований костромской области.

Природный фактор, воздействующий на состояние инвестиционного климата, подразделяется на два комплекса: природоохранный и природно-климатический.

Природоохранный комплекс. Для потенциального инвестора необходимо знать не только степень загрязненности территории отходами антропогенной деятельности, но и сколько дополнительно необходимых инвестиций потребуют экологические барьеры.

Первый компонент комплекса фактора включает выбросы и сбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, автотранспорта; суммарная величина реализации жидкого топлива; средний уровень радиоактивного фона и другие стандартные параметры загрязненности окружающей среды.

Второй компонент включает уровень платы за загрязнение окружающей среды, расходы на проведение природоохранных мероприятий, дополнительные расходы на внедрение экологобезопасньгх технологий, замкнутых циклов водоснабжения, очистки газов, утилизации твердых отходов. Этот комплекс составляющих учитывает увеличение инвестиций, косвенно связанных с основным процессом производства.

В качестве примера может быть рассмотрен полуостров Камчатка с прилегающими морями, располагающий богатейшей флорой и фауной, традиционно относят к районам с относительно благополучной экологической обстановкой, но это не совсем так. Состояние локальных, интенсивно освоенных территорий и акваторий уже несколько лет определяется как близкое к критическому. Объем различных видов загрязнения, для относительно небольшой территории области, в основном сконцентрирован на площади города Петропавловска и Елизовского района. Здесь находится почти 80% объектов промышленного потенциала и проживает 70% населения. Начиная с 1992 г., в экономике и социальной сфере Камчатки наметился спад производства, преобладали отрицательные тенденции из-за низкой финансовой обеспеченности производственной деятельности.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность региона на примере Ростовской области