Политика государства делится
на внешнюю и внутреннюю. Внутриполитическая
ситуация характеризуется соотношением
политических сил, отражающих взгляды
различных слоев населения на проблемы
общества. В течение десятилетий формируется
баланс сил общества, а политическая дестабилизация
может произойти в момент дисбаланса сил
при действии активаторов. Прогнозирование
смены политического режима на длительный
период как фактора инвестиционной привлекательности
маловероятно и непродуктивно. В краткосрочном
периоде вероятность проявления событий
более достоверна, если есть объективные
условия или документы.
Например, в 2009г. президент Венесуэлы
Уго Чавес заявил о необходимости взять
под контроль правительства ряд предприятий
металлургической промышленности.7 Министр энергетики и нефти
Венесуэлы Рафаэль Рамирес сообщил, что
менее чем за две недели были экспроприированы
69 частных компаний, выполнявших вспомогательные
работы, связанные с нефтедобычей в районе
озера Маракайбо, и пять предприятий в
штате Монагас. Правительство Венесуэлы
завершило национализацию третьего крупнейшего
банка страны Banco de Venezuela, принадлежащего
испанскому Banco Santander.
Национализации подлежали металлургические
кампании Matesi, Consigua, Ceramicas Carabobo, Tavsa, а также
Orinoco Iron и Venprecar, принадлежащие концерну
International Briquettes Holding. Уго Чавес объявил,
что правительство национализирует металлургические
компании, чтобы в перспективе создать
большое новое социалистическое, управляемое
государством предприятие.
Парламент Венесуэлы — Национальная
ассамблея — 7 мая 2009г. принял закон, закрепляющий
за государством всю деятельность, связанную
с добычей углеводородов, после чего были
немедленно национализированы 39 нефтесервисных
предприятий. Через некоторое время власти
национализировали еще 35 нефтесервисных
компаний, обеспечивающих процесс добычи
углеводородов в районе озера Маракайбо.
Правительство утверждает, что национализация
даст возможность существенно снизить
цены на продукцию предприятий. Закон
предоставляет местным судам право урегулирования
споров между частными компаниями и государством.
К политическим можно отнести
следующие факторы:
-характер политического
режима;
-политическую стабильность;
-политико-правовые механизмы
регулирования инвестиционного
процесса;
Крупные инвесторы не будут
вкладывать средства в те страны, где нет
политической стабильности и существуют
высокие политические риски. При этом
инвестиционную привлекательность необходимо
отнести к субъективным понятиям, так
как она существенно зависит от типа инвестора
и его целей, а инвестиционный климат является
объективным понятием, поскольку отражает
тенденции, влияющие на всех участников
инвестиционного процесса. В силу этого
факторы инвестиционного климата могут
быть трансформированы в факторы инвестиционной
привлекательности. На оценку инвестиционного
климата влияют следующие параметры:
– политическая стабильность
и предсказуемость;
– компетентность и политика
местных властей, уровень конфликта интересов
в их структурах;
– макроэкономические показатели
(бюджет, платежный баланс);
– качество налоговой системы
и уровень налогового бремени;
– качество банковской системы
и других финансовых институтов;
– защищенность и определенность
прав собственности, уровень корпоративного
управления;
– обязательность контрагентов
по исполнению договоренностей;
– открытость экономики;
– уровень развития инфраструктуры;
– качество рабочей силы;
– уровень монополизации рынка
и барьеры входы на рынок;
– уровень законности и правопорядка,
масштабы преступности и коррупции.
Под целенаправленным влиянием политических
факторов на инвестиционный климат мы
понимаем систему мер, предпринимаемых
органами государственной власти для
оптимизации инвестиционного климата
страны. Эти меры реализуются преимущественно
в экономической сфере при помощи политической
власти государства.
К политическим факторам инвестиционной
привлекательности отнесем следующие:
– политическая стабильность
и предсказуемость;
– компетентность всех уровней
публичной власти;
– ориентированность всех уровней
публичной власти на удовлетворение общественного
интереса;
– уровень конфликта интересов
в структурах власти;
– определенность и защищенность
прав собственности;
– уровень законности и правопорядка,
масштабы преступности и коррупции;
– уровень технологий социального
проектирования;
– уровень технологий связей
с общественностью в политической сфере.
Правообеспечивающий фактор.
В первую очередь, это законы и нормативные
акты, обеспечивающие права инвесторов,
а также препятствующие или стимулирующие
приток инвестиций. Кроме законов и нормативных
требований действует и инфраструктура,
определяющая эффективность реализации
законов.
Среди элементов механизма
юридического регулирования международных
инвестиций можно выделить:
а) специальные законы и нормативные
акты органов власти;
б) органы валютного контроля
и процесса инвестирования;
в) систему налогообложения,
в т.ч. правил отчетности для иностранных
инвесторов;
г) обеспечение правовой защиты
и процедуру решения споров.
В ЕС правообеспечение иностранных
инвесторов осуществляется в основном
законами государств - рецепиентов инвестиций.
Наиболее жестким режимом является режим
для иностранного инвестирования во Франции,
наиболее либеральным (мягким) является
режим в ФРГ. Лишь Греция, Италия, Португалия,
Турция и Испания имеют правовые акты,
регулирующие иностранные инвестиции.
В других странах одобрения иностранных
инвестиций не требуется. Ограничения
распространяются в основном на руководящие
органы. Так в Швеции иностранцы не могут
выступать в качестве учредителей. В Дании
большинство учредителей должны быть
датчанами. В правление акционерных обществ
Финляндии иностранцы допускаются только
с разрешения Государственного Совета.
В Норвегии и Дании иностранцы могут быть
членами правления, но при условии, что
они не менее 5 лет проживают в стране.
В Скандинавских странах действует запрет
на продажу земли иностранцам. В Швеции
земля может быть продана иностранцам
только с разрешения короля.
За пределами ЕС, в Норвегии,
например, земля не продается даже совместным
предприятиям. В Швейцарии и Японии президентом
общества может быть только коренной житель.
Закон РФ от 30.12.95 г. «О соглашениях
о разделе продукции» с изменениями (1999
г.) предусматривает, что раздел продукции
между сторонами происходит после вычета
из нее налоговых платежей и всех затрат.
Инвестор получает компенсационную продукцию
как возмещение его затрат по соглашению
с органами власти. Оставшаяся продукция
после уплаты роялти и компенсации, или
«прибыльная», делится между инвестором,
из которой он платит налог (обычно продукцией)
и долей государства. Государство получает
налоги и как учредитель - дивиденды. Инвестор
- компенсацию за произведенные работы
по соглашению и дивиденды. Государство
перераспределяет свою долю между федеральным
и региональным уровнями.
Во вторую очередь - это международные
конвенции и соглашения, в т, ч, о поощрении
и взаимной защите инвестиций, об избежании
двойного налогообложения, о страховании
инвестиций.
В качестве примера
можно привести и договор ФРГ с Пакистаном
«О поощрении и защите инвестиций» от
25 ноября 1959 г., где инвестиции определены
так: «Термин инвестиции включает в себя
капитал, экспортированный из одного договаривающегося
государства для инвестирования на территории
другого в самых различных формах: иностранная
валюта, товары, патенты, технические знания
и другая собственность»8.
В России действуют около ста
таких соглашений (с учетом заключенных
СССР). Стороны обычно гарантируют свободный
перевод сумм и доходов капиталовложений,
сумм от ликвидации или национализации
иностранной собственности.
Для избежание двойного налогообложения
предусматривается не- дискриминация
плательщиков, взаимный обмен информацией
между налоговыми службами, конкретный
способ избежания. Например, вычет из налогов
сумм, уплаченных уже за границей. При
этом устанавливается страна — источник
доходов. Какие доходы и имущество облагаются
налогами в этой стране и какие освобождаются.
Основными многосторонними
договорами по вопросам инвестиций являются
Вашингтонская конвенция 1965 г. и Сеульская
конвенция 1985 г. Они появились для того,
чтобы предоставить дополнительные гарантии
иностранным инвесторам и обеспечить
стабильность отношений в ходе иностранной
инвестиционной деятельности.
Вашингтонская конвенция была
заключена в целях перевода инвестиционных
споров из области международно-правовых
отношений в область частноправовых отношений.
До ее заключения у иностранных инвесторов
были достаточно ограниченные возможности
по их урегулированию. Они могли либо обратиться
в государственный суд, либо в международный
коммерческий арбитраж.9 В первом случае, как правило,
не удавалось добиться защиты своих прав,
а во втором – нужны особые основания,
в частности согласие обеих сторон. Поэтому
инвесторы, которые сталкивались с затруднениями
при урегулировании инвестиционных споров,
обращались за дипломатической защитой
к государству своей национальности, а
оно, в свою очередь, предъявляло требования
к государству-реципиенту.
Государствами – участниками
этой Конвенции был создан специальный
международный орган – Международный
центр по урегулированию инвестиционных
споров, куда означенный спор может быть
передан на его рассмотрение при наличии
письменного соглашения между сторонами.
Он урегулируется на тех же принципах,
что и обычные частноправовые споры. В
Вашингтонской конвенции особо оговаривается,
что государство происхождения инвестиций
не может выступать с дипломатической
защитой своих инвесторов, если спор передан
в Международный центр. Разногласия между
сторонами могут быть урегулированы в
ходе арбитражного производства, посредством
согласительной процедуры или с помощью
других средств разрешения споров.
Многостороннее соглашение
по гарантиям инвестиций (далее МИГА, или
Сеульская конвенция 1985 г.) действует при
наступлении форс-мажорных обстоятельств
политического фактора. После возмещения
ущерба государством своему экспортеру
оно приобретает право требовать сумму
компенсации у государства-реципиента
инвестиций. Многостороннее агентство
по гарантиям инвестиций (МАГИ) – международная
организация, входящая в структуру Всемирного банка, специализирующаяся на выдаче
гарантий инвесторам при работе в странах
третьего мира.
МАГИ существует на взносы стран-участниц,
которых на сегодняшний день 176, в том числе
и Россия.
Гарантии агентства покрывают такие
риски, как ограничения на перемещение
валюты, локальные военные конфликты,
конфискация имущества, нарушения инвестиционных
контрактов. Однако МАГИ не защищает от
возможности банкротства, то есть его
гарантии не распространяются на коммерческие
риски.
Объем покрываемого риска на сегодняшний
день ограничен 110 млн долларов США на
один инвестиционный проект, и общая сумма
на страну не должна превышать 440 млн долларов.
С момента своего создания в 1988 году МАГИ
выдало более 900 гарантий на сумму, превышающую
18 млрд долларов.
Серьезным недостатком считается отсутствие
принятой в международной практике юридической
нормы о неизменности первоначально определенных
условий хозяйствования в течение всего
периода окупаемости инвестиций. Компонент
«г» - социально-демографический. Это доля
экономически активного населения, его
половозрастная характеристика, занятость
населения, продолжительность жизни, возможность
и условия миграции рабочей силы, социальные
условия жизни населения и трудовых мигрантов.
Если экономика территории
развивается, т. е. экономический рост
выше альтернативного, то уровень иностранных
инвестиций на эту территорию, как показывает
практика, заметно превышает уровень инвестиций
на другие территории. Половину иностранных
инвестиций в Россию получает Москва,
которая по компонентам «а», «б» и «г»
заметно опережает другие территории
России. Такая же ситуация в других странах.
Это крупные промышленные центры. Не было
случая, чтобы отсталые территории первыми
после реформ получили объем иностранного
инвестирования больше, чем промышленно
развитые. Инвестиции стремятся в предприятия,
имеющие в перспективе рост доходности.
Это аксиома рынка. Экономический рост
территорий определяется в первую очередь
совокупным ростом доходности предприятий.
Параметр «б», характеризующий
фискальную нагрузку, влияет на инвестиционную
привлекательность территории уровнем
относительно уровня страны экспортера
инвестиций. В этом и состоит привлекательность
оффшорных зон. Уровень фискальной нагрузки
России в середине первого десятилетия
XX века занимает место сравнительно низкой
нагрузки по отношению к индустриально
развитым странам.
Различия в законах о налогообложении,
трактовке понятия «зарубежные инвестиции»
налогообложение дочерних предприятий
является непростым делом. Действуют разные
ставки налогообложения на дивиденды
и прибыль для зарубежных инвесторов выше
и ниже национального уровня. Картина
еще более усложняется из-за наличия многочисленных
двусторонних договоров, включающих налоговые
преференции и льготы. Правительства развитых
стран ограничивают деятельность своих
компаний в странах с низкими ставками
налогообложения, расценивая это как возможность
укрытия от налогов. Компании продолжают
изобретать сложные правовые схемы для
извлечения для себя пользы от этого.
В развитых странах власти предоставляют
налоговую скидку на прибыль в счет налогов
выплаченных корпорацией за рубежом. Если
ставка налога для иностранного подразделения
корпорации ниже, чем в стране базирования
материнской компании, то корпорация будет
платить комбинированные налоги, т. е.
добавленные до полной ставки страны базирования.
В этом случае действует система двойного
налогообложения. Если ставка налога в
стране базирования выше, чем в стране
базирования головной компании, добавленная
часть налогов равна нулю.
Некоторые страны удерживают
налоги на дивиденды, выплачиваемые за
рубеж. Компенсировать этот налог в стране,
взимающей подоходный налог, не представляется
возможным, поэтому налог на дивиденды
иностранным государством является препятствием
международному инвестированию.
Компонент «в» фактора интересует
любого инвестора как потенциальный рынок.
В большей степени компании со стратегией
внедрения или захвата местного рынка.
В результате исследования рынка маркетологами
выявляются затраты на освоение местного
рынка и потенциальный объем местного
совокупного спроса на продукцию предприятия.
Компонент «г» фактора важен
для обеспечения предприятия трудовыми
ресурсами нужной квалификации. Выявляются
затраты на подготовку кадров. Рассчитываются
выгода или убытки от привлечения местных
трудовых ресурсов.
Социально-экономический фактор
можно разделить на следующие компоненты:
а) экономическое состояние
территории;
б) уровень фискальной нагрузки
как внутри территории, так и при таможенном
регулировании;
в) размеры и возможности регионального
рынка;