Комплексный анализ ОАО «Машиностроительный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследования анализа прибыли и рентабельности на предприятии.
Достижение указанной цели предусматриваю решение следующих задач:
1) изучить теоретические основы прибыли и рентабельности на предприятии;
2) дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия;
3) проанализировать прибыль и рентабельность на предприятии;
4) предложить пути увеличения прибыли и рентабельности на предприятии ОАО «Машиностроительный завод».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методические основы анализа прибыли и рентабельности. 5
2.1. Общая экономическая характеристика ОАО «Машиностроительный завод» 15
2.2. Анализ размеров прибыли и рентабельности предприятия ОАО «Машиностроительный завод» 17
2.2.1. Анализ динамики прибыли и структуры ее формирования 17
2.2.2. Анализ влияния факторов на прибыль 18
2.2.3.Показатели рентабельности предприятия. Факторный анализ рентабельности 21
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по КАЭДП.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия. Рост прибыли является основой для самофинансирования деятельности предприятия, расширенного воспроизводства. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшим показателем оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

В современных рыночных условиях, при нестабильной экономической ситуации  достижение высоких результатов работы предприятия связано с риском, поэтому актуальной становится проблема управления прибылью, анализа ее структуры, и поиск возможностей ее роста. В связи с этим выбранная тема курсовой работы весьма актуальна.

Цель курсовой работы – исследования анализа прибыли и рентабельности на предприятии.

Достижение указанной цели предусматриваю решение следующих задач:

1) изучить теоретические основы  прибыли и рентабельности на  предприятии;

2) дать краткую организационно-экономическую  характеристику предприятия;

3) проанализировать прибыль и  рентабельность на предприятии;

4) предложить пути увеличения  прибыли и рентабельности на  предприятии ОАО «Машиностроительный завод».

В качестве объекта исследования выбрано открытое акционерное общество «Машиностроительный завод».

Предметом исследования является бухгалтерская финансовая отчетность ОАО «МСЗ», анализ ее прибыли и рентабельности продукции.

Период исследования выбран 2011 – 2013 года.

В ходе исследований использовались следующие приемы и методы экономических исследований: монографический, исторический, экономико-статистический и другие.

Информационной базой послужила первичная бухгалтерская и финансовая отчетность ОАО «Машиностроительный завод» за 2011 – 2013 гг.: бухгалтерский баланс, приложения к бухгалтерскому балансу, Отчет о финансовых результатах и другие.

1. Теоретические и методические  основы анализа прибыли и рентабельности.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Как экономическая категория прибыль выражает экономические отношения:

  • между предприятием и работником по поводу оплаты труда;
  • между предприятиями по поводу товарообменных операций;
  • между предприятиями и государством по поводу взаимоотношений с бюджетом.

Эти отношения носят ярко выраженный  расчетный характер и имеют множество форм.

Таким образом, прибыль представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости, сформированную в процессе общественного воспроизводства для удовлетворения различных интересов предприятия, его собственников, персонала и государства.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции эти достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходы главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

Изучение всех аспектов, связанных с прибылью, показало, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Это привело к четкому разграничению понятий бухгалтерская и экономическая прибыль. Первая – результат реализации товаров и услуг, вторая – результат «работы» капитала.

Рассмотрим более подробно отдельные виды прибыли предприятия в соответствии с приведенной ее систематизацией по основным признакам.

1. По источникам формирования  прибыли, используемым в ее учете, выделяют прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества и прибыль от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции — товаров, работ, услуг — является основным ее видом на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой их деятельности. Аналогом этого термина выступает термин «прибыль по основной деятельности». В обоих случаях под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Прибыль от реализации имущества представляет собой доход от продажи изношенных или неиспользуемых видов основных фондов и нематериальных активов, а также излишне закупленных ранее запасов сырья, материалов и некоторых других видов материальных ценностей, уменьшенный на сумму затрат, понесенных предприятием в процессе обеспечения их реализации.

Прибыль от внереализационных операций формально характеризуется термином «доходы от внереализационных операций», однако по своему сущностному содержанию относится к категории прибыли, так как отражается в отчетности в виде сальдо между полученными доходами и понесенными расходами по этим операциям. К составу доходов, формирующих эту прибыль, относятся доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других совместных предприятий с отечественными и зарубежными партнерами (в виде распределенной прибыли на сумму его паев в совместных предприятиях); доходы от принадлежащих предприятию облигаций, акций и других ценных бумаг, выпущенных сторонними эмитентами (в виде сумм процентов и дивидендов); доходы по депозитным вкладам предприятия в банках/полученные штрафы, пени и неустойки и некоторые другие.

2. По источникам формирования  прибыли в разрезе основных  видов деятельности предприятия выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. На первый взгляд кажется, что этот признак классификации идентичен ранее рассмотренному, но это не так. Только первые позиции систематизации прибыли по этим признакам совпадают, так как операционная прибыль является результатом операционной (производственно-сбытовой или основной для данного предприятия) деятельности. Что касается инвестиционной деятельности, то ее результаты отражены частично в прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов), а частично – в прибыли от реализации имущества (такая реализация активов носит характер дезинвестиций и является предметом инвестиционной деятельности предприятия).

Особого рассмотрения требует понятие прибыли от финансовой деятельности, основные денежные потоки по которой связаны с обеспечением предприятия внешними источниками финансирования (привлечение дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссия облигации или других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, а также обслуживание привлеченного капитала путем выплаты дивидендов и процентов и погашения обязательств по основному долгу). Казалось бы, что такое содержание денежных потоков не может сформировать прямо прибыль предприятия, так как в конечном счете возвращать всегда приходится больше денежных средств, чем получено. Вместе с тем, в процессе финансовой деятельности как собственный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах операционной или инвестиционной прибыли. Поэтому под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные (методика расчета такого эффекта рассматривается в соответствующем разделе). Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа, обеспечения получения депозитного процента по среднему остатку денежных средств на расчетном или валютном счетах и т п.

По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, валовую и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.

Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат. Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и переменных. Чистая прибыль характеризует сумму валовой прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее.

По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций конечного их эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.

По характеру инфляционной «очистки» прибыли выделяют номинальный и реальный ее виды Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темп инфляции в соответствующем периоде.

По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода (т е. периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов и т.п.

По регулярности формирования выделяют прибыль, которая формируется предприятием регулярно, и так называемую «чрезвычайную» прибыль. Термин «чрезвычайная» прибыль, широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее формирования. Примером чрезвычайной прибыли может служить прибыль, полученная от продажи одного из филиалов предприятия.

По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части. Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой для характеристики этих видов прибыли используются термины соответственно нераспределенная и распределенная прибыль.

По значению итогового результата хозяйствования различают положительную прибыль (или собственно прибыль) и отрицательную прибыль (убыток). В нашей практике эта терминология получила пока ограниченное распространение, хотя и встречается в экономических публикациях последних лет по вопросам бухгалтерского учета

Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных классификационных признаков, он, тем не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и предпринимательской практике.

Таким образом, прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Обобщающим показателем анализа и оценки эффекта деятельности предприятия на определенных стадиях его формирования является финансовый результат. В плане счетов, действующем с 2000 г., открывается сопоставляющий синтетический счет 99 «Прибыли и убытки», предназначенный для выявления конечного финансового результата деятельности любого предприятия. Счет прибылей и убытков связан с другими синтетическими счетами бухгалтерского учета, которые отражают движение: доходов и расходов предприятия. Так, на счете 90 «Продажи» формируется финансовый результат от экономической деятельности, который отражается в отчетности формой №2 «Отчет о, прибылях и убытках» в двух показателях: валовая прибыль и прибыль от продаж.

В процесс е формирования финансовых результатов рассчитывают:

- валовую прибыль (Пв);

- прибыль (убыток) от продаж (Ппр);

- прибыль (убыток) до налогообложения (Пдн );

- чистую прибыль (убыток) отчетного периода (Пч).

Если валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции, то прибыль oт продаж формируется как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы.

Валовая прибыль рассчитывается по формуле:

где В - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг пр. (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

С - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от продаж рассчитывается по формуле:

Информация о работе Комплексный анализ ОАО «Машиностроительный завод»