Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:13, диссертация

Краткое описание

Цель данной диссертационной работы – на основе изученного материала и действующих законодательных актов предложить методы по усовершенствованию системы кредитования малого и среднего бизнеса.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
- изучить применяемые условия анализа деятельности предприятий в контексте вопросов кредитования: актуальные условия анализа деятельности малого и среднего бизнеса; характеристику малых предприятий; виды и характеристику кредитов, выдаваемых предприятиям МСБ; правила и нормы анализа пакета документов для получения кредита; методы и способы, используемые банками для возвратности кредитов.
- провести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Садко», а так же дать оценку кредитоспособности данного предприятия.
- раскрыть проблемы кредитования МСБ в России; описать программы поддержки системы кредитования в Санкт-Петербурге и в зарубежных странах; изложить предложения по улучшению системы кредитования, а так же предложения по развитию малого и среднего предпринимательства в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………….…..6
Глава 1. Применяемые условия анализа деятельности предприятий малого и среднего бизнеса……………………………………………...……………….….9
Актуальность кредитования малого и среднего бизнеса……...…………..9
Характеристика предприятий малого и среднего бизнеса……...………..12
Виды и характеристика кредитов, выдаваемых коммерческими банками предприятиям МСБ………………………………………………...……..13
Правила и нормы анализа пакета документов для получения кредита....19
Методы и способы, используемые банками для возвратности кредита....28
Методика оценки кредитоспособности………………………………..…55
Глава 2. Анализ финансового состояния ЗАО «Садко». Оценка кредитоспособности………………………………………………….………....58
2.1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Садко»…58
2.2. Оценка кредитоспособности ЗАО «Садко»…………………………..….63
Глава 3. Совершенствование механизмов кредитования малого и среднего бизнеса………………………………………………………………………...…68
3.1. Проблемы кредитования МСБ в России………………………………..….68
3.2. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного
самоуправления…………………………………………………..…………71
3.2.1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства…………………………………………....………...71
3.2.2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства ……………………………………………………..72
3.2.3. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...73
3.2.4. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...74
3.2.5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства……………………75
3.2.6. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности……………………………………….75
3.2.7. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность………………...76
3.3. Программы поддержки системы кредитования малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге………………………………………………………………..77
3.4. Программы по развитию малого и среднего бизнеса на примере зарубежных стран……………………………………………………………………………...85
3.5. Предложения по развитию малого и среднего
предпринимательства……………………………………...………………….90
3.6. Предложения по улучшению системы кредитования …...…………………98
Заключение……………………………………………………………………..106
Список литературы…………………………………………………………….109

Вложенные файлы: 1 файл

кредит.doc

— 582.00 Кб (Скачать файл)

Налоги с  малого бизнеса должны полностью  поступать в региональные и местные  бюджеты. Тем самым регионы будут  заинтересованы в сборе таких  платежей и, следовательно, в развитии малого бизнеса. В то же время предельные ставки налогов на малые предприятия должны быть зафиксированы на федеральном уровне. В этом случае малый бизнес будет защищен от излишнего давления в регионах.

Концентрация  финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и вне бюджетных источников по таким приоритетным направлениям, как:

    • создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
    • увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что может значительно расширить сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
    • эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса; передача государственных финансовых ресурсов на особо льготных условиях специализированным лизинговым компаниям для реализации лизинговых проектов для субъектов малого предпринимательства;
    • формирование, при активном участии государства, венчурных фондов для финансирования проектов малого инновационного бизнеса;
    • оказание поддержки малым предприятиям в решении финансово-имущественных проблем, связанных с арендой недвижимости. В частности, установить обязательное резервирование производственных площадей и земельных участков с сетевыми коммуникациями, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания производственно-технологических зон малого предпринимательства. Запретить одностороннее расторжение договоров аренды земельных участков с субъектами малого бизнеса по инициативе административных органов без компенсации производственных затрат и без предоставления нового аналогичного участка. Ввести в практику механизм заключения договоров аренды нежилых помещений с субъектами малого предпринимательства на срок не менее 15 лет (при желании арендатора) с предоставлением им права выкупа данных помещений в рассрочку в течение действия договоров аренды.

Активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего (из-за бедности значительной части населения) консервативного типа потребительского поведения. Это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания (молочных, мясных, кондитерских и т.п.), крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.

 

3.6. Предложения  по улучшению системы кредитования.

За последнее  десятилетие в Российской Федерации  так и не сложилось более-менее  стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки малого предпринимательства. Хотя большинство малых и средних региональных банков кредитует сейчас в основном малое и среднее предпринимательство, инвестиционно-кредитное сотрудничество региональных банков и предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешают общая экономическая ситуация в стране, низкий уровень капитализации самих банков. Сдерживающим фактором расширения кредитования малого бизнеса остаются высокие риски, отсутствие правовых гарантий эффективного возврата кредита, слабость информационной базы по кредитным историям заемщиков. Вместе с тем даже в таких условиях региональные банки стремятся обеспечить финансирование малого предпринимательства на более полный производственный цикл.

Для преодоления  ограничений кредитования малого бизнеса  необходимо прежде всего создать  систему гарантирования кредитно-финансовых рисков, которая бы включала ответственность государства, банка и заемщика.

С этой целью  федеральный центр и местные  органы власти должны сформировать целевой гарантийный фонд за счет средств бюджета развития для обеспечения вложения банков с лимитом гарантий на один бизнес-проект. Такой фонд потребует отвлечения денежных средств из бюджета только в случае невозврата ссудной задолженности банку. Это позволит:

    • в отсутствие законодательной базы, защищающей финансовые интересы банков, распределить доли ответственности между банком, государством (в лице органов управления федерального, регионального и муниципального уровней) и субъектом малого бизнеса;
    • обеспечить увеличение ресурсной базы банков, так как наличие дополнительных гарантий и поручительства привлечет вкладчиков и инвесторов;
    • активизировать инвестиционную деятельность в регионе;
    • стимулировать развитие малых предприятий как субъектов кредитного и инвестиционного процессов.

Сформировать  координационный центр, необходимый  для осуществления данной задачи, можно на базе представительств Ассоциации региональных банков России и банков — членов Ассоциации.

Нужно также  принять во внимание, что существующая в России система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, что для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступным. В то же время поручительство, не являющееся формой обеспечения, дает более широкие возможности для погашения долга, чем залог, так как поручитель отвечает перед банком всем своим имуществом, а не только заложенным.

При решении  проблем финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства следует также учесть, что большая часть предприятий малого бизнеса применяет упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения, в результате чего невозможно полностью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества.

С проблематикой  кредитования малого бизнеса тесно  связаны вопросы совершенствования  финансовых механизмов ипотечного кредитования. В этом смысле необходимо добиться обеспечения прав кредиторов на возврат кредитов, обеспеченных залогом жилья, при одновременной защите прав граждан на жилье.

Следующей важной задачей является создание условий удешевления кредитов для малых предприятий. Путями решения этой проблемы могли бы стать:

    • совершенствование нормативных требований Банка России, направленных на удешевление банковского бизнеса, что позволит снизить ставки по кредитам. При этом надо учесть, что рентабельность кредитования малых предприятий, как правило, заметно ниже рентабельности кредитования средних и крупных предприятий (для работы с большим количеством клиентов банк должен сформировать серьезный штат специалистов кредитных, юридических, операционных отделов, обеспечить их рабочими местами, средствами связи и т.д., что повышает себестоимость кредитования малого бизнеса);
    • изменение порядка формирования банками обязательных резервов, а именно: переход от конфискационного принципа к принципу лимитирования (ограничения) средств на корреспондентском счете в Банке России для бесперебойного осуществления расчетов;
    • рефинансирование под максимально низкие процентные ставки региональных банков со стороны ЦБ РФ под поручительство и казначейские гарантии финансовых органов субъектов Федерации и муниципальных властей, осуществляющих программы поддержки малого бизнеса;
    • законодательное разрешение банкам создавать собственные фонды кредитования малых предприятий по ставкам ниже рыночных. Целесообразно поэтому внести дополнения и изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
    • законодательное оформление как на федеральном, так и на региональном уровнях целевого субсидирования части коммерческой процентной ставки по банковским кредитам, предоставляемым предприятиям малого бизнеса. Такой опыт уже существует в ряде регионов (Ставропольский край, Республика Мордовия, Республика Татарстан и др.).
    • разработка системы компенсации государством процентов по кредитам, привлекаемым малыми предприятиями, в течение первых лет их деятельности. Для того чтобы местные власти были заинтересованы в осуществлении подобных программ, статьи расходов могут быть урегулированы, например, соотношением местных и федеральных бюджетов.

Важным направлением в создании кредитно-финансового  механизма малого бизнеса должно стать развитие негосударственных небанковских организаций.

Микрофинансирование как поддержка субъектов малого предпринимательства, основой которого является предоставление небольших средств на короткий срок для предпринимательских целей, является одной из простых, но важных составляющих развития малого предпринимательства. Микрофинансовые организации могли бы обеспечить субъекты малого бизнеса минимально необходимым стартовым капиталом и оборотными средствами.

Целесообразно учесть опыт других стран, которые успешно  применяют практику предоставления кредитов предпринимателям в кратчайшие сроки и без открытия расчетного счета. При этом, как показывает опыт, для банков должна быть разработана система защиты залоговых кредитов. Банку России необходимо проработать вопрос по усовершенствованию методики оценки степени риска заемщика — субъекта малого предпринимательства.

Дальнейшее  развитие механизмов и структур микрокредитования  и самофинансирования малых предприятий  предполагает, в частности, аккумуляцию  средств предпринимателей в специализированных структурах, работа которых осуществляется на принципах взаимности и субсидиарной ответственности участников. Деятельность таких кредитных кооперативов также могла бы осуществляться под патронатом (покровительством) региональных коммерческих банков. В этом случае кредиты банков будут направлены на пополнение фондов кредитования кредитных кооперативов.

В целях расширения источников кредитования малого и среднего бизнеса необходимо предусмотреть  дополнительные налоговые преференции (льготы) для инвесторов, финансирующих долгосрочные и (или) стартовые проекты субъектов малого предпринимательства. Например, это могут быть вычеты из налога на прибыль на полную сумму инвестиций, разбитую равными долями на весь срок окупаемости этой инвестиции.

Представляется  целесообразным сделать более эффективным использование механизма лизинга оборудования и технологий для поддержки малого бизнеса. Особенно важно при этом участие местных властей. Часть лизинговых платежей должна субсидироваться государством или покрываться за счет льготы по уплате налогов.

Следует поддержать также рекомендации, данные Советом  Ассоциации региональных банков России кредитным организациям — членам Ассоциации. Принятие региональными  банками активного участия в  работе региональных органов власти и финансовых институтов по расширению кредитования малого бизнеса; введение ими в практику своей деятельности некоммерческих консалтинговых услуг для субъектов малого предпринимательства, обеспечение внедрения новых банковских технологий для обслуживания малых предприятий — все эти меры, безусловно, будут способствовать совершенствованию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого бизнеса.

Программы финансовой поддержки малых предприятий, микрокредитования, предоставления государственных гарантий, субсидирования процентных ставок за счет средств бюджетов могут быть реализованы только при внесении существенных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и действующее банковское законодательство.

В заключении можно отметить, что Кредитование малого бизнеса – сложный механизм взаимоотношений между банками и представителями малого бизнеса. Для решения проблем кредитования бизнеса необходимо комплексный и системный подход. Основная задача банков в условиях развития кредитования – повышение доверия предпринимателей к своим банковским продуктам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой партнер. Банк тоже заинтересован в процветании малого бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса. Для этого целесообразно будет принять следующие меры:

  1. Развитие системы стандартов кредитования малого бизнеса 
    Банкам необходимо разработать единую методологию определения малого бизнеса, анализа рентабельности предприятия, оценки его платежеспособности. Необходимо пересмотреть систему оценки рисков от операций кредитования малого бизнеса, а также определить уровень ликвидности залогового обеспечения достаточный для минимизации банковских рисков и приемлемый для малого бизнеса.
  2. Постепенное улучшение условий кредитования 
    Основные усилия необходимо направить на упрощение процедуры получения кредита, улучшение сервиса, увеличения сроков кредитования, а затем уже на снижение процентных ставок. В настоящее время предпринимателей больше интересует скорость, комфорт и удобство кредитования. В перспективе ставки должны снизиться вследствие конкуренции и увеличения объемов кредитного рынка.
  3. Развитие «start up» проектов. 
    Кредитование малого бизнеса в будущем будет тесно связано с развитием «стартовых» проектов и постепенным заполнением этой кредитной ниши банками. Здесь значительную поддержку должны оказать Фонды содействия кредитованию малого бизнеса, выступив в качестве гаранта начинающих проектов, но перспективных проектов. Активное развитие деятельности указанных фондов, должно стимулироваться государством через принятие ряда законопроектов, предусматривающих механизмы формирования капитала кредитных организаций.
  4. Развитие кредитных бюро. 
    Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются кредиторы в России - это отсутствие информации о заемщике, его кредитной истории. Если на Западе любой банк может в течение получаса запросить и узнать кредитную историю заемщика, у нас деятельность кредитных бюро далека от совершенства. На запросы и ответы уходит значительное время, затягивается процедура получения кредита заемщиком. Наряду с этим банкам необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса для клиентов с положительной кредитной историей. Таким малый бизнес сам будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с банком, ответственно подходит к ведению бухгалтерского учета и отчетности.
  5. Поддержка со стороны государства 
    Необходимо развитие законодательства в части конкретных мер и механизмов поддержки малого бизнеса, развитие федеральных программ, направленных на стимулирование кредитования малого бизнеса.
  6. Повышение доверия между банками и бизнесом 
    Этого можно добиться только путем тесного сотрудничества. Банки должны вести активную рекламу своих кредитных продуктов, объяснять их преимущества и просвещать, таким образом, представителей малого бизнеса. Очень важна в этом вопросе грамотная информационная поддержка бизнесменов и консультирование их по всем возникающим вопросам. Все это необходимо для устранения периодически возникающих стереотипов среди предпринимателей о недоступности кредитов для бизнеса.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса