Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:13, диссертация

Краткое описание

Цель данной диссертационной работы – на основе изученного материала и действующих законодательных актов предложить методы по усовершенствованию системы кредитования малого и среднего бизнеса.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
- изучить применяемые условия анализа деятельности предприятий в контексте вопросов кредитования: актуальные условия анализа деятельности малого и среднего бизнеса; характеристику малых предприятий; виды и характеристику кредитов, выдаваемых предприятиям МСБ; правила и нормы анализа пакета документов для получения кредита; методы и способы, используемые банками для возвратности кредитов.
- провести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Садко», а так же дать оценку кредитоспособности данного предприятия.
- раскрыть проблемы кредитования МСБ в России; описать программы поддержки системы кредитования в Санкт-Петербурге и в зарубежных странах; изложить предложения по улучшению системы кредитования, а так же предложения по развитию малого и среднего предпринимательства в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………….…..6
Глава 1. Применяемые условия анализа деятельности предприятий малого и среднего бизнеса……………………………………………...……………….….9
Актуальность кредитования малого и среднего бизнеса……...…………..9
Характеристика предприятий малого и среднего бизнеса……...………..12
Виды и характеристика кредитов, выдаваемых коммерческими банками предприятиям МСБ………………………………………………...……..13
Правила и нормы анализа пакета документов для получения кредита....19
Методы и способы, используемые банками для возвратности кредита....28
Методика оценки кредитоспособности………………………………..…55
Глава 2. Анализ финансового состояния ЗАО «Садко». Оценка кредитоспособности………………………………………………….………....58
2.1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Садко»…58
2.2. Оценка кредитоспособности ЗАО «Садко»…………………………..….63
Глава 3. Совершенствование механизмов кредитования малого и среднего бизнеса………………………………………………………………………...…68
3.1. Проблемы кредитования МСБ в России………………………………..….68
3.2. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного
самоуправления…………………………………………………..…………71
3.2.1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства…………………………………………....………...71
3.2.2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства ……………………………………………………..72
3.2.3. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...73
3.2.4. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...74
3.2.5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства……………………75
3.2.6. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности……………………………………….75
3.2.7. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность………………...76
3.3. Программы поддержки системы кредитования малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге………………………………………………………………..77
3.4. Программы по развитию малого и среднего бизнеса на примере зарубежных стран……………………………………………………………………………...85
3.5. Предложения по развитию малого и среднего
предпринимательства……………………………………...………………….90
3.6. Предложения по улучшению системы кредитования …...…………………98
Заключение……………………………………………………………………..106
Список литературы…………………………………………………………….109

Вложенные файлы: 1 файл

кредит.doc

— 582.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в банке могут запросить:

  • баланс на последнюю отчетную дату с расшифровкой дебиторской, кредиторской задолженности и основных средств;
  • копии накладных и счетов фактур на товар с оплатой;
  • оборотносальдовую ведомость по 41 счету за последние полгода (помесячно);
  • калькуляцию себестоимости производимой продукции (для кредитов на производство);
  • список основных средств (вне зависимости от постановки на баланс);
  • складскую справку о размере ТМЗ (товаров, готовой продукция, сырья) в ценах приобретения;
  • копию кредитного договора и копии оплат при наличии кредитной истории или текущего кредита.

При предоставлении банку копии документа необходимо также предъявить оригинал. При необходимости  банк может запросить дополнительные документы.

В последнее  время все большее распространение получают так называемые скоринговые схемы принятия решения по кредиту, когда всех заемщиков разделяют на группы по степени кредитного риска. Это позволяет существенно сократить срок рассмотрения заявки и упростить требования по пакету предоставляемых документов.

 

1.5. Методы и способы, используемые банками для возвратности кредита

Обеспечение возвратности кредита состоит в проведении комплекса операций (действий), в  ходе которых формируются и поддерживаются потенциальные и реальные денежные потоки, перемещающие кредитные ресурсы от заемщиков к кредиторам. Возвратность может быть рассмотрена в узком (как операция, отдельный перераспределительный поток) и в широком смысле (как система, ряд взаимосвязанных последовательных операций, комплекс).

В первом случае возврат рассматривается как  непосредственное перемещение кредитных  ресурсов от заемщика к кредитору, как  операция, противоположная выдаче кредита.

Во втором случае возврат кредита представляется более детально, как сложный многозвенный процесс, который может включать такие этапы, как вывод ресурсов из оборота заемщиков второго (а возможно, и следующих) порядка, возврат ресурсов в оборот основного заемщика, вывод средств из его оборота и возврат средств кредитору при плановом возвратном движении кредитных ресурсов. Это может характеризоваться как полный, но узкий сценарий, реализуемый при неклассифицированных (беспроблемных) кредитах. Реальная же ситуация часто требует частичного подключения одного или нескольких дополнительных денежных потоков погашения кредитной задолженности, а в критических случаях и полной замены ими основных. Это уже можно назвать полным широким сценарием, включающим этапы концентрации ресурсов у заемщиков второго (а также и следующих) порядка как по основным, так и по дополнительным источникам; концентрация ресурсов у основного заемщика, включающая и возврат от заемщиков второго порядка, и активизацию, в необходимых размерах, дополнительных источников, и, наконец, возврат средств кредитору по основному или дополнительному источникам или погашение потерь при невозврате кредита (проявлению кредитного риска) по альтернативным денежным потокам. Эти дополнительные и альтернативные денежные потоки могут образовываться в обороте заемщиков, в их активах и имуществе, в обороте и активах третьих лиц, вовлекаемых в кредитный процесс, и даже в ресурсах самого кредитора.

В развитии современных  методов обеспечения возврата кредита  с позиций сегодняшних проблем  устойчивости коммерческих банков, вопросы  формирования банками резервов на возможные потери по ссудам занимают особое место.

Действующим законодательством  в целях обеспечения финансовой надежности банков предусмотрено обязательное формирование кредитными организациями  резервов на возможные потери по ссудам. Так, согласно статье 71 Федерального закона Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также статье 24 новой редакции Федерального закона «О банках и банковской деятельности в РФ» банковские организации обязаны создавать резервы на покрытие кредитных рисков. При этом порядок формирования и использования данных резервов устанавливается Банком России. Центральным банком устанавливаются также размеры создаваемых банками резервов.

При создании коммерческими  банками резерва на возможные  потери по ссудам согласно инструкции Банка России «О составлении финансовой отчетности» используется принцип осторожности, который заключается в том, чтобы при управлении кредитными рисками, а также выделении сомнительных задолженностей не возникло ситуации, при которой угрожающие финансовому положению банка существующие риски переносились бы на следующие периоды.

Поэтому использование  банками данного принципа при  создании резерва на возможные потери по ссудам позволяет, во-первых, достоверно отразить в финансовой отчетности реальную оценку ссуд коммерческого банка и, во-вторых, избежать в дальнейшем распределения части валовой прибыли для покрытия потерь по выданным ссудам.

Резерв на возможные  потери по ссудам представляет собой  специальный резерв, необходимость формирования которого обусловлена кредитными рисками в деятельности банков. Указанный резерв обеспечивает создание банком более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли банков в связи со списанием потерь по ссудам.

Величина минимальных  резервов может определяться двояким  способом — по отношению к банковским пассивам либо к банковским активам.7 Способ определения резервных требований к банковским пассивам является наиболее старым. Суть его состоит в том, что коммерческие банки должны резервировать в обязательном порядке часть привлеченных депозитов клиентов на счетах в центральном банке. В подавляющем большинстве стран применяется именно этот способ определения объема резервных требований. В немногих странах базисом исчисления размера минимальных резервов служат предоставленные кредиты. На практике нормы обязательных резервов по пассивам могут устанавливаться по отношению ко всем банковским пассивам или к их отдельным статьям.

Разновидностью метода определения резервных требований по отношению к банковским пассивам является метод установления минимальных резервов к изменению объема совокупных пассивов банков, то есть к увеличению или уменьшению их сальдо за определенный период времени, которое формируется в результате поступлений денег на основные корреспондентские счета и выдач с них денежных средств. В большинстве стран используется именно этот способ установления резервной базы, особенно удобной при введении схемы резервных требований.

Второй способ определения величины резервных требований по отношению к банковским активам (кредитам) считается чисто французским изобретением и на практике применяется значительно реже. Сущность его заключается в лимитировании (количественном ограничении) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста. Причем указанные параметры устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого коммерческого банка. Кроме того, могут лимитироваться объем и число кредитов, предоставляемых банком одному клиенту. На практике рассмотренные выше директивные параметры в области развития кредитных операций банков получили название "кредитные потолки", а сам метод определения величины резервных требований по отношению к банковским кредитам нередко называется методом "кредитных потолков" (ограничений). За нарушение установленных кредитных лимитов коммерческие банки подвергаются со стороны центрального банка санкциям в виде уплаты высокого учётного процента или обязательного перечисления на беспроцентные счета в центральном банке суммы, равной превышению этих лимитов.

Таким образом, Центральный Банк может  регулировать темпы роста денежной массы, используя технику кредитных  ограничений.

У каждого способа определения  резервной базы по отношению к  банковским пассивам или к банковским активам есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны, обязательные резервы способствуют улучшению банковской ликвидности, когда они рассчитываются на основе пассивных банковских операций. В данном случае их влияние на экономику является посредственным. Установление обязательных резервов по пассивным операциям ведёт к снижению размера выдаваемых банком ссуд: ресурсы удорожаются, если банк не намерен сократить общий объём активных кредитных операций. Результатом этого является рост взимаемых банком по активным операциям процентных ставок и сокращение объема кредитов. С другой стороны, основанные на активных кредитных операциях нормы обязательных резервов выступают в качестве прямого ограничителя осуществления инвестиций, способствуя в целом поддержанию умеренных процентных ставок. Исключение составляют периоды, когда центральный банк проводит политику, направленную на урегулирование платежного баланса страны, например, путем привлечения иностранных капиталов. Но метод установления резервных требований по отношению к банковским активам не лишении существенных недостатков. Кредитные ограничения — это самая жесткая форма глобального воздействия на кредит. В свою очередь, такая практика приводит к снижению деловой активности в стране, ухудшению функционирования банковской системы в целом, препятствует развитию конкуренции в банковском деле, затрудняет доступ мелких и средних фирм к банковскому кредиту, ухудшая их платеже - и кредитоспособность и финансовое положение. Поэтому селективный характер кредитных ограничений часто подкрепляется системой субсидий и льгот для кредитов, предоставляемых банками отдельным секторам экономики, например, энергетике, сельскому хозяйству или экспортным отраслям.

В соответствии с Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России) Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля, применяя методы и инструменты, установленные законом8.

Обязательные резервы ( резервные  требования) – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной  политики Банка России – представляет собой механизм регулирования общей  ликвидности банковской системы, используемой для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона « О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России.

Обязанность выполнения резервных  требований возникает с момента  получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России. Обязательства кредитной организации перед третьими лицами не являются основанием освобождения от обязанностей по депонированию обязательных резервов в Банке России.9

Порядок депонирования  обязательных резервов осуществляется исключительно на основании Положения  Банка России « Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации» от 30 марта 1996 года №37( далее по тексту Положение Банка России № 37) . При осуществлении депонирования правила расчетов и других банковских операций применяются в случаях, прямо указанных Положением Банка России № 3710.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона « О Центральном  банке Российской Федерации ( Банке  России)» размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также  порядок их депонирования в Банке  России устанавливаются Советом директоров Банка России. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации.

Порядок депонирования  части привлеченных денежных средств, установленный Положением Банка  России № 37 ,распространяется на все кредитные организации, действующие на территории Российской Федерации на основании лицензии ( разрешения) Банка России с правом совершения соответствующих банковских операций.

Регулирование размера  обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитными организациями, производится территориальным учреждением ( расчетно- кассовым центром) Банка России по местонахождению головной кредитной организации в целом по кредитной организации, включая филиалы, находящиеся на территории России.

Если кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации, имеют свои филиалы, открытые в установленном порядке за границей ( в странах ближнего зарубежья либо на территориях государств дальнего зарубежья), то указанные филиалы самостоятельно депонируют часть привлеченных ими средств в национальном банке того государства, на территории которого открыт филиал, в порядке и по нормативам обязательных резервов, установленным национальным банком соответствующего государства. При этом кредитная организация представляет в территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России документ, подтверждающий факт депонирования филиалом кредитной организации обязательных резервов со стороны национального банка этого государства, если такое подтверждение предоставляется национальным банком страны местонахождения филиала11.

В этом случае кредитная  организация, расположенная на территории Российской Федерации, представляет в соответствующее территориальное учреждение ( расчетно-кассовый центр) Банка России, кроме сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы, также баланс без включения в него филиалов, расположенных на территории зарубежных государств.

Если зарубежный филиал кредитной организации- Российской Федерации в соответствии с законодательством государства местонахождения филиала не депонирует обязательные резервы в национальном банке этого государства, кредитная организация представляет Расчет регулирования размера обязательных резервов, депонируемых в Банке России ( далее по тексту- Расчет), по данным сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы (в т.ч. расположенные на территории зарубежных государств).

Регулирование размера  обязательных резервов, подлежащих депонированию  кредитной организацией, производится территориальным учреждением (расчетно- кассовым центром) Банка России ежемесячно ( по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным) путем сверки сумм фактически внесенных кредитной организацией средств и подлежащих внесению из остатков на счетах по учету обязательств кредитной организации, установленных п. 2.1 Положения Банка России №37 , и действующих нормативов обязательных резервов.

Кредитная организация, не имеющая в своем составе  филиалов, представляет Расчет на 1 число  месяца, следующего за отчетным, и другие документы, установленные Положением Банка России №37, соответствующему территориальному учреждению ( расчетно-кассовому центру) Банка России в третий рабочий день месяца, следующего за отчетным, кредитная организация, имеющая филиалы, - в четвертый рабочий день месяца, следующего за отчетным.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса