Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:13, диссертация

Краткое описание

Цель данной диссертационной работы – на основе изученного материала и действующих законодательных актов предложить методы по усовершенствованию системы кредитования малого и среднего бизнеса.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
- изучить применяемые условия анализа деятельности предприятий в контексте вопросов кредитования: актуальные условия анализа деятельности малого и среднего бизнеса; характеристику малых предприятий; виды и характеристику кредитов, выдаваемых предприятиям МСБ; правила и нормы анализа пакета документов для получения кредита; методы и способы, используемые банками для возвратности кредитов.
- провести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Садко», а так же дать оценку кредитоспособности данного предприятия.
- раскрыть проблемы кредитования МСБ в России; описать программы поддержки системы кредитования в Санкт-Петербурге и в зарубежных странах; изложить предложения по улучшению системы кредитования, а так же предложения по развитию малого и среднего предпринимательства в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………….…..6
Глава 1. Применяемые условия анализа деятельности предприятий малого и среднего бизнеса……………………………………………...……………….….9
Актуальность кредитования малого и среднего бизнеса……...…………..9
Характеристика предприятий малого и среднего бизнеса……...………..12
Виды и характеристика кредитов, выдаваемых коммерческими банками предприятиям МСБ………………………………………………...……..13
Правила и нормы анализа пакета документов для получения кредита....19
Методы и способы, используемые банками для возвратности кредита....28
Методика оценки кредитоспособности………………………………..…55
Глава 2. Анализ финансового состояния ЗАО «Садко». Оценка кредитоспособности………………………………………………….………....58
2.1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Садко»…58
2.2. Оценка кредитоспособности ЗАО «Садко»…………………………..….63
Глава 3. Совершенствование механизмов кредитования малого и среднего бизнеса………………………………………………………………………...…68
3.1. Проблемы кредитования МСБ в России………………………………..….68
3.2. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного
самоуправления…………………………………………………..…………71
3.2.1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства…………………………………………....………...71
3.2.2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства ……………………………………………………..72
3.2.3. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...73
3.2.4. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...74
3.2.5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства……………………75
3.2.6. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности……………………………………….75
3.2.7. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность………………...76
3.3. Программы поддержки системы кредитования малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге………………………………………………………………..77
3.4. Программы по развитию малого и среднего бизнеса на примере зарубежных стран……………………………………………………………………………...85
3.5. Предложения по развитию малого и среднего
предпринимательства……………………………………...………………….90
3.6. Предложения по улучшению системы кредитования …...…………………98
Заключение……………………………………………………………………..106
Список литературы…………………………………………………………….109

Вложенные файлы: 1 файл

кредит.doc

— 582.00 Кб (Скачать файл)

Себестоимость реализованной продукции - затраты  на производство продукции и услуг, выручка от реализации которых получена в течение отчетного периода. Себестоимость реализованной продукции  включает прямые затраты труда, сырья, материалов, а также накладные затраты, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию.

  1. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КОДС)

 

КОДЗ 

КОДЗ 

 

Дебиторская задолженность - сумма средств, причитающихся организации/индивидуальному  предпринимателю со стороны других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся их должниками

Выручка от реализации - полученные доходы предприятия/индивидуального предпринимателя от реализации товаров, собственной продукции или услуг.

  1. Коэффициент соотношения между суммой собственных средств и суммой кредита (КССК)

 

К

К

 

Сумма кредита  – предполагаемая сумма выдачи кредита, а также сальдо по текущим кредитам клиента перед Банком.

  1. Коэффициент соотношения между суммой оборотных средств и суммой кредита (КСОК)

 

К

 

  1. Коэффициент маневренности (КМ)

 

 

Собственные средства = Уставный капитал + Нераспределенная прибыль (непокрытй убыток)

 

 

 

Таблица 3

Нормативные значения и характеристика коэффициентов

 

            Коэффициенты

Оптимальное значение

Комментарий

КТЛ

≥ 1

Коэффициент показывает, насколько текущие активы покрывают (в состоянии погасить) текущие обязательства.

ДСК

≥ 0,5

Этот коэффициент  относится к показателям, которые дают информацию о долгосрочной стабильности клиента. Чем больше срок кредита, тем важнее значение этого коэффициента. Коэффициент показывает, сколько собственных средств работает в бизнесе компании/индивидуального предпринимателя.

КОСС

≥ 0

Коэффициент дает информацию о доле  собственных  оборотных средств, либо какая часть оборотных средств профинансирована за счет собственных средств компании/индивидуального предпринимателя.

При несоответствии коэффициента нормативному значению особое внимание уделять ликвидности и делимости основных средств.

КОКЗ

 

< 90

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает вынужденное или добровольное расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого компании/ индивидуальному предпринимателю.

КОДЗ

 

30-60

Выражается  количеством дней, сумма выручки  за которые требуется для полного  погашения счетов к получению (отгрузка с отсрочкой платежа). Коэффициент дает информацию о возможных предложениях в получении дебиторской задолженности и соответственно в потоке денежных средств. Если количество дней велико, это может оказать отрицательное влияние на способность компании/индивидуального предпринимателя погасить кредит.

КССК

 

≥ 1

Коэффициент показывает, во сколько раз собственные средства будут превышать задолженность  перед банком.

КСОК

 

≥ 1-1,2

Этот коэффициент  дает информацию о том, насколько  текущие Активы (оборотные средства) покрывают сумму кредита. Он играет большую роль при финансировании оборотных средств.

КМ

≥ 0

Коэффициент маневренности  дает информацию об объеме собственных  оборотных средств в деятельности компании/индивидуального предпринимателя.17


 

 

2.2. Оценка кредитоспособности ЗАО «Садко»

Использование только количественных факторов является недостаточным в связи со спецификой предприятий малого и среднего бизнеса. Они обладают своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, внутренними закономерностями развития, к которым относятся: быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, непосредственная связь с потребителем, потребность в относительно небольшом стартовом капитале. Эти характеристики могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в определении устойчивости (стабильности) данных субъектов экономики.

В связи с  этим принимается   также  во  внимание  информация,  способная   повлиять  на   оценку  заемщика:

1. Анализ рынка

- отсутствие  сезонности бизнеса – отсутствие  неравномерности деятельности в  течение года, связанной с сезоном, выраженной в подъёме, сокращении или полном прекращении деятельности в отдельные периоды года;

- независимость  от одного или нескольких поставщиков  - отсутствие или незначительные  риски прекращения деятельности  в связи с отказом от сотрудничества  одного или нескольких поставщиков;

- независимость  от одного или нескольких потребителей  – отсутствие или незначительные  риски прекращения деятельности  в связи с отказом от сотрудничества  одного или нескольких потребителей;

- бизнес дифференцированный - бизнес, при котором заемщик стремится осваивать сразу несколько сегментов рынка со специально разработанными для них продуктами и специфической политикой.

 

2. Деловая репутация  - мнение о субъекте малого  и среднего бизнеса, сформировавшееся  на основе его профессиональных  качеств, практической деятельности. В том числе:

- отсутствие  судебных разбирательств;

- стаж работы  руководителей в отрасли более  3 лет;

- срок работы  предприятия более 1 года;

 

Сравнение осуществляется по бинарной схеме: если показатель удовлетворяет  установленным нормативам, то выставляется один балл, если не удовлетворяет - ноль.

Финансовое  положение компании/индивидуального  предпринимателя признается как:

1. хорошее –  16 баллов и выше,

2. среднее –  8-15 баллов,

3. плохое –  менее 8 баллов, при условии, если  компания/ индивидуальный предприниматель признан несостоятельным (банкротом), либо является устойчиво неплатежеспособным, а также, если анализ производственной и (или) финансово-хозяйственной деятельности заемщика свидетельствуют об угрожающих тенденциях.

 

Таблица 4

Оценка кредитоспособности предприятия

I Показатели  финансово- хозяйственной деятельности

   
 

Значение

Баллы

Коэффициент общей  ликвидности

1,01

1

Доля собственного капитала

0,05

0

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,05

1

Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности

90,35

0

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности

38,33

1

Коэффициент соотношения  между суммой собственных средств  и суммой кредита

0,15

0

Коэффициент соотношения  между суммой оборотных средств и суммой кредита

2,91

1

Коэффициент маневренности

1,00

1

 

да/нет

Баллы

Отсутствие, не связанного с сезонностью, снижения темпов роста объемов производства и рентабельности, более чем на 30% по сравнению с предыдущей отчетной датой

да

1

Отсутствие  значительного роста кредиторской или дебиторской задолженности, более чем на 35% по сравнению с  предыдущей отчетной датой.

да

1

Отсутствие  у компании/индивидуального предпринимателя  скрытых потерь (например, неликвидных  запасов готовой продукции и (или) требований, безнадежных ко взысканию) в размере, равном или превышающем 25% его чистых активов (собственных средств (капитала);

да

1

Отсутствие  случая неисполнения (прекращения) в  течение последнего года компанией/индивидуальным предпринимателем обязательств по иным договорам с кредитной организацией-кредитором, предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в форме имущества, которое не реализовано кредитной организацией в течение 180 календарных дней или более

да

1

Отсутствие  убыточной деятельности, не предусмотренной планом развития компании/индивидуального предпринимателя (бизнес-планом), согласованным с кредитной организацией, которая привела к существенному (30% и более) снижению его чистых активов

да

1

       
       

II. Анализ  рынка

да/нет

Баллы

Отсутствие  сезонности бизнеса

да

1

Независимость от одного или нескольких поставщиков

да

1

Независимость от одного или нескольких потребителей

да

1

Бизнес дифференцированный

да

1

III. Деловая  репутация18

да/нет

Баллы

Отсутствие  судебных разбирательств

Да

1

Стаж работы руководителей в отрасли более 3 лет

Да

1

Срок работы предприятия более 1 года

Да

1

       

Итого баллов

17

       

Финансовое  состояние заемщика характерезуется  как:

Хорошее

Для получения окончательной оценки анализируемых факторов, необходимо скорректировать результат на финансовое положение компании и на наличие кредитной истории в Банке. Предположим, что рассматриваемое юридическое лицо имеет развитый и пользующийся спросом бизнес, за рассматриваемый период не наблюдается снижение рентабельности, не негативных тенденций, влияющих на финансовое состояние, финансовое положение данного юридического лица можно считать хорошим. Кредитная история у Поручителя отсутствует.

     
 

да/нет

Баллы

Кредитная история в Банке

   

1. положительная

 

-

2. отсутствует

да

0

3. отрицательная

 

-

Наличие негативных явлений (тенденций)

   

1. Отсутствие  негативных тенденций

да

1

2. Наличие негативных  тенденций, не влияющих на финансовое  состояние (убыточная деятельность, предусмотренная бизнес-планом, согласованным с кредитной организацией, снижение темпов роста объемов производства, связанных с сезонными факторами)

 

-

3. Наличие угрожающих  тенденций (убыточная деятельность, падение более чем на 30% на протяжении  анализируемых периодов объемов производства, увеличение роста кредиторской или дебиторской задолженности, более чем на 35% на протяжении анализируемых периодов, наличие скрытых потерь в размере, равном или превышающем 25% собственного капитала на протяжении анализируемых периодов)

 

-

       

Всего баллов

18

       

Финансовое  положение может быть признано как 

Хорошее

       

На основании  проведенного анализа производственно-хозяйственной  деятельности ЗАО «Садко», можно  сделать вывод о том, что финансовое состояние предприятия можно отнести к хорошему (таблица 4), а значит имеет возможность вовремя погасить задолженность. Компания является кредитоспособной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование механизмов кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.

 

3.1. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса

в России

Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в нашей  стране остаётся нерешённой на протяжении длительного периода времени. Потребность  в кредитах предприятий в 2007 году оценивалась  Минэкономразвития суммой в 700-800 млрд. рублей, тогда как реально было выдано кредитов на сумму не более 250 млрд., то есть  порядка 30% от необходимого объёма. С другой стороны в том же 2008 году аналитики отметили рост объёмов данного сегмента рынка на 22% и достиг 1322млрд рублей19. Кроме того, необходимо отметить некоторое противоречие: с одной стороны предприниматели нуждаются в денежных средствах, а банки готовы их им предоставить, а с другой стороны, по данным опросов, проведённых среди представителей малого и среднего бизнеса лишь около 12% бизнесменов регулярно пользуются банковскими кредитами.

Почему возникла такая  ситуация? Банкиры дают на этот вопрос два ответа. Прежде всего, для получения  кредита деятельность предприятия  должна быть более или менее «прозрачной». В среде малого и среднего бизнеса на этот шаг готовы решиться не многие предприятия. Зачастую «выход из тени» грозит потерей конкурентных преимуществ, по причине того, что конкуренты обеспечат себе более стабильное финансовое положение, продолжая работать по «серым» схемам. Таким образом, низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчётах, становится основанием для отказа в получении кредита. Однако более высокая прибыль сопряжена с увеличением налогового бремени. Это чревато для предприятия значительным снижением прибыли и потерей конкурентоспособности. Получается замкнутый круг. Тем бизнесменам, кто всё-таки хочет из него вырваться, банкиры приводят следующую закономерность. Чаще всего, повышение легитимности (законности) бизнеса на 25-30% даёт предприятиям возможность воспользоваться кредитными инструментами, выгода от которых уже через небольшой период времени покроет увеличившуюся налоговую нагрузку.

Сами бизнесмены приводят несколько другие данные. Согласно статистике, порядка 15% представителей малого и среднего бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. На самом деле привести среднее значение ставки по кредитованию малого и среднего бизнеса достаточно сложно. Всё потому, что в зависимости от вида кредитного инструмента, суммы кредита, периода времени, на который он предоставляется, залогового обеспечения, а также валюты, в которой выдается кредит, процентная ставка может изменяться от 10 до 19% годовых. Другой причиной не слишком высокой популярности кредитов в среде малого и среднего бизнеса, которую привели около 23% предпринимателей, являются требования банка по предоставлению поручителей. И, наконец, порядка четверти всех бизнесменов не прибегают к использованию кредитных инструментов из-за необходимости предоставления залога. Основная причина этого заключается в низкой стоимости активов предприятий малого бизнеса. Существуют и беззалоговые кредитные инструменты, однако сумма кредита в данном случае, как правило, не превышает 500-700 тыс. рублей. Это мало даже для «малого» предприятия, не говоря уже о среднем. Необходимо также отметить, что существует зависимость между получением кредита и видом залога. Чем больше скорость реализации залога, тем больше вероятность получения бизнесменом кредита. В случае если залогом являются, например продовольственные, фармацевтические товары или бытовая химия, срок хранения которых составляет менее полугода, банки выдают кредит неохотно. Это связано с тем, что в случае непогашения кредита, банку сложно будет реализовать залог до истечения срока его годности.

На сегодняшний день, по оценкам экспертов, более 80%20 банков разработали собственные программы кредитования малого и среднего бизнеса. При этом слабым местом подобных программ является отсутствие универсальной системы оценки бизнесменов, обращающихся за кредитом. В Европе и США система оценки носит название «скоринг» и является полностью автоматизированной. Скоринг представляет собой бальную систему оценки, позволяющую отсеять субъективные факторы и определить насколько целесообразно давать кредит тому или другому предприятию. В России балы выставляются человеком. Таким образом, оценка предприятия не может быть всецело объективной.

Одно из самых важных условий для любого банка, без  соблюдения которого вероятность получения  кредита практически равна нулю, это регистрация предприятия и ведение бизнеса в регионе присутствия банка не менее шести месяцев. Второе условие – это отсутствие просроченной задолженности по кредитам, взятым ранее. Следующее условие это показатель успешной деятельности предприятия – наличие постоянного дохода. Необходимо отметить, что последний критерий для большинства банков имеет определяющее значение: ведь гарантом возврата кредита является, в первую очередь, стабильный и приносящий доходы бизнес. Однако низкая легитимность бизнеса также не может служить основанием для «пожизненного» отказа в кредитовании. Чаще всего банки советуют повторно обратиться за кредитом через несколько месяцев, либо всё же выдают кредит, сокращая при этом его объём. Другим обстоятельством, которое может послужить причиной для отказа от кредитования может служить плохая кредитная история. По словам самих банкиров, в последние годы предприятия с плохой историей встречаются всё реже: бизнесмены понимают, что соблюдение платёжной дисциплины – залог того, что он сможет получить кредит в будущем. Кстати, в последнее время банки вспоминают не только о кредитной истории данной организации, но и её владельца. И, наконец, последним важным обстоятельством, которое способно воспрепятствовать получению банковского кредита – это проблемы у предприятия с законом. В данном случае далеко не все проблемы являются 100% гарантией отказа: всё зависит от их характера и “тяжести”.

Существуют и положительные  моменты кредитования. Например, крупные  банки поощряют постоянных клиентов. Это выражается в упрощённой форме получения кредита, а также в снижении процентной ставки. Так, например, хорошая кредитная история может снизить процентную ставку на 0,5%.

Обобщая всё сказанное  выше, можно отметить, что малый или средний бизнес, который имеет наиболее высокие шансы получить необходимый ему кредит в требуемом размере – это предприятие, оперирующее на рынке данного региона не менее полугода, приносящее своим владельцам стабильную прибыль, а также имеющее чёткие перспективы развития. Если же говорить в общем о кредитовании малого и среднего бизнеса в нашей стране, то несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг в последние несколько лет, ему необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Среди них совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, улучшение условий кредитования и так далее. Однако, несмотря на высокие темпы роста, объемы кредитования малого и среднего бизнеса в России, по оценкам экспертов, смогут догнать объёмы кредитования в развитых странах не ранее, чем через 15 лет. 

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса