Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:13, диссертация

Краткое описание

Цель данной диссертационной работы – на основе изученного материала и действующих законодательных актов предложить методы по усовершенствованию системы кредитования малого и среднего бизнеса.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
- изучить применяемые условия анализа деятельности предприятий в контексте вопросов кредитования: актуальные условия анализа деятельности малого и среднего бизнеса; характеристику малых предприятий; виды и характеристику кредитов, выдаваемых предприятиям МСБ; правила и нормы анализа пакета документов для получения кредита; методы и способы, используемые банками для возвратности кредитов.
- провести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Садко», а так же дать оценку кредитоспособности данного предприятия.
- раскрыть проблемы кредитования МСБ в России; описать программы поддержки системы кредитования в Санкт-Петербурге и в зарубежных странах; изложить предложения по улучшению системы кредитования, а так же предложения по развитию малого и среднего предпринимательства в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………….…..6
Глава 1. Применяемые условия анализа деятельности предприятий малого и среднего бизнеса……………………………………………...……………….….9
Актуальность кредитования малого и среднего бизнеса……...…………..9
Характеристика предприятий малого и среднего бизнеса……...………..12
Виды и характеристика кредитов, выдаваемых коммерческими банками предприятиям МСБ………………………………………………...……..13
Правила и нормы анализа пакета документов для получения кредита....19
Методы и способы, используемые банками для возвратности кредита....28
Методика оценки кредитоспособности………………………………..…55
Глава 2. Анализ финансового состояния ЗАО «Садко». Оценка кредитоспособности………………………………………………….………....58
2.1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Садко»…58
2.2. Оценка кредитоспособности ЗАО «Садко»…………………………..….63
Глава 3. Совершенствование механизмов кредитования малого и среднего бизнеса………………………………………………………………………...…68
3.1. Проблемы кредитования МСБ в России………………………………..….68
3.2. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного
самоуправления…………………………………………………..…………71
3.2.1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства…………………………………………....………...71
3.2.2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства ……………………………………………………..72
3.2.3. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...73
3.2.4. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...74
3.2.5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства……………………75
3.2.6. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности……………………………………….75
3.2.7. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность………………...76
3.3. Программы поддержки системы кредитования малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге………………………………………………………………..77
3.4. Программы по развитию малого и среднего бизнеса на примере зарубежных стран……………………………………………………………………………...85
3.5. Предложения по развитию малого и среднего
предпринимательства……………………………………...………………….90
3.6. Предложения по улучшению системы кредитования …...…………………98
Заключение……………………………………………………………………..106
Список литературы…………………………………………………………….109

Вложенные файлы: 1 файл

кредит.doc

— 582.00 Кб (Скачать файл)

В 2003 году усилиями ЦБ РФ этот порядок претерпел некоторые изменения в части либерализации требований по резервированию и списанию по кредитам. Было подготовлено Положение от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной задолженности и приравненной к ней задолженности», которое вступило в силу 1 августа 2004 года. Согласно данному Положению возможно формирование портфельных (однородных) ссуд, под которые теперь формируются резервы. Методики создания резервов будут готовиться самими банками исходя из собственной статистической базы и оценки реального риска портфеля.

Упрощается  также порядок списания нереальных для взыскания ссуд. Новое Положение  не содержит требования о наличии  судебного акта при списании ссуды, что дает гораздо больше свободы банкам в регулировании этого вопроса5.

Процесс предоставления банковского кредита  можно разделить на несколько  этапов:

  • заявка на кредит и предварительные переговоры;
  • истребование необходимых документов;
  • оценка кредитоспособности заемщика;
  • принятие решения о предоставлении (непредоставлении) кредита;
  • заключение кредитного договора.

Сотрудники  кредитного подразделения (кредитные  инспекторы) осуществляют прием заявок на получение кредита.

В заявке на кредит должны содержаться исходные сведения о требуемом кредитном проекте, а именно:

  • цель кредитного продукта;
  • размер кредитного продукта;
  • вид и срок;
  • предполагаемое обеспечение;
  • планируемые источники погашения задолженности;
  • краткая информация о фирме, ее основной деятельности, основных партнерах и перспективах развития.

Заявка  оформляется на фирменном бланке организации и подписывается  должностным лицом (руководителем) организации, уполномоченным на совершение названных кредитных сделок.

Как правило, при первичном обращении  клиента за получением кредита невозможно заранее определить вид и конкретные условия кредитного продукта. В этой связи кредитный инспектор в ходе предварительных переговоров с заемщиком должен обеспечить получение комплексной информации о будущем заемщике. Переговоры с будущим заемщиком относительно кредита проводятся кредитным инспектором. В ходе переговоров кредитный инспектор разъясняет клиенту основные требования и стандарты кредитования, уточняет сведения о будущем заемщике и его бизнесе, об основных характеристиках испрашиваемого кредита, механизме и источниках его погашения, предлагаемом обеспечении, об имеющихся кредитах других банков, а также устанавливает наличие необходимых предпосылок и условий для данной кредитной сделки.

В ходе переговоров кредитному инспектору следует выяснить наиболее ключевые, базовые вопросы,  представляющие наибольший интерес для банка как кредитора. При этом следует распределить вопросы по следующим группам.

  1. Сведения о заемщике:
  • полное юридическое наименование клиента, включая указание на его организационно-правовую форму;
  • как давно учреждена (функционирует) фирма;
  • кто основные акционеры (участники) фирмы;
  • какую основную продукцию выпускает фирма, какие виды услуг она оказывает;
  • каковы основные финансовые характеристики фирмы (валюта баланса, объемы продаж, объем поступлений на счета в банке, какова средняя зарплата на предприятии);
  • кто основные поставщики и покупатели;
  • на каких условиях продается продукция (оказываются услуги).

2. Вопросы по поводу заявки о кредите:

  • каково назначение кредита;
  • на каких условиях клиент желает получить кредит: сумма, срок, доля собственного финансового участия в проекте, проценты (комиссия);
  • кредит какого вида намеревается получить клиент.

3. Вопросы, связанные с погашением кредита:

  • источники погашения кредита;
  • имеется ли у клиента положительный опыт работы с кредитными ресурсами.

4. Вопросы по поводу обеспечения кредита:

  • какое обеспечение предлагается клиентом;
  • насколько оно ликвидно, находится ли под контролем клиента и может ли быть продано;
  • является ли клиент собственником закладываемого имущества либо оно является собственностью третьего лица;
  • требуется ли разрешение какого-либо органа на стадии юридического оформлении обеспечения;
  • каким образом была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;
  • подвержено ли обеспечение порче, каковы издержки по хранению обеспечения.

5. Вопросы о взаимоотношениях клиента с другими банками:

  • клиентом каких банков является будущий заемщик;
  • обращался ли он к другим банкам за кредитом, какова его кредитная история;
  • почему клиент обратился за кредитом именно в этот банк;
  • имеются ли непогашенные кредиты и каков их характер.

Для определения целесообразности предоставления кредита кредитный инспектор  истребует от заемщика следующие документы:

  1. Заполненную и подписанную клиентом анкету. Анкета обычно содержит сведения о клиенте и его руководящих лицах. (Пример анкеты в приложении № 1)
  2. Юридические документы:

а) учредительные и регистрационные документы; в зависимости от вида юридического лица — устав либо учредительный договор и устав, Свидетельство (решение) о государственной регистрации;

б) карточка образцов подписей и печати (форма 0401026), заверенная нотариально;

в) документ, подтверждающий полномочия лица, имеющего право выступать от имени организации при ведении переговоров и подписывать кредитные договоры.

3. Финансовая отчетность:

а) баланс (форма № 1), отчет о финансовых результатах (форма № 2) не менее  чем за три последние отчетные даты, отчет о движении денежных средств (форма № 4) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) за последний год, заверенные налоговым органом по месту регистрации;

б) расшифровка  структуры дебиторской и кредиторской задолженности (перечень основных дебиторов и кредиторов заемщика, сумма долга по ним);

в) справки:

  • о полученных кредитах и займах;
  • о выданных поручительствах;

г) копии выписок из расчетных и текущих валютных счетов заемщика, заверенные обслуживающим банком (банками).

4. Технико-экономическое обоснование (ТЭО, бизнес-план) использования кредита, отражающее экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение периода, на который испрашивается кредит.

В ТЭО  должны быть отражены:

  • основные виды деятельности предприятия и размер уплачиваемых налогов;
  • цель, на которую испрашивается кредит, с указанием конкретных направлений использования заемных средств;
  • предполагаемые сроки и сумма выпуска или приобретения продукции или оказываемых услуг с указанием расценок за единицу продукции или услуги;
  • планируемый рынок сбыта;
  • сумма ожидаемой прибыли от реализации (после уплаты платежей в бюджет).

ТЭО обязательно должно быть проанализировано кредитным инспектором банка  и подписано с пометкой «Расчет  проверен» и собственноручной подписью кредитного инспектора.

5.  Договор (контракт), в связи с которым потребуется кредит.

6. В случае принятия в залог имущества от залогодателя затребуют соответствующие документы по залоговому имуществу.

Получив указанные документы, кредитный  инспектор должен убедиться, что  сведения, содержащиеся в этих документах, являются объективными и нефальсифицированными. Если кредитного инспектора при изучении представленных документов на залог возникают какие-либо сомнения относительно подлинности последних, он должен привлечь для экспертизы специалистов соответствующего подразделения службы безопасности банка.

При необходимости от заемщика должны быть истребованы иные необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством.

На сегодняшний  день, прежде чем принять решение  о предоставлении кредита, банк должен как следует изучить бизнес. Для этого потенциальный заемщик обязан предоставить следующий комплект документов6.

От  индивидуального предпринимателя  потребуются:

  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
  • выписка из ЕГРИП, выданная ИФНС (срок действия выписки — 1 месяц);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);
  • копии паспортов индивидуального предпринимателя и поручителей (все страницы, включая пустые);
  • копия декларации о доходах за 2-4 отчетных периода;
  • копии страниц книги учета доходов и расходов за полгода;
  • копии лицензий на право занятия определенными видами деятельности, патентов и разрешений;
  • копия банковской карточки с образцами подписей, заверенная банком, где обслуживается клиент;
  • справки о наличии/отсутствии кредитов в обслуживающих банках, заверенные печатями банков;
  • при наличии кредитов копии кредитных договоров, договоров залога и поручительства;
  • выписка из обслуживающих банков об оборотах по счету за год;
  • копии договоров аренды помещений и транспорта;
  • копии договоров с покупателями и поставщиками;
  • копии документов, подтверждающих право собственности на имущество, предлагаемое в залог (договора, накладные, платежные документы, свидетельства о собственности, ПТС);
  • свидетельство из Госкомстата;
  • справка из ИФНС об отсутствии просроченной задолженности по налогам или налоговые декларации по всем уплачиваемым налогам и подтверждение оплаты (платежные поручения или квитанции);
  • копии накладных и счетов фактур на товар с оплатой;
  • список основных средств и копии документов, подтверждающих право собственности на недвижимость и автотранспорт;
  • список дебиторов и кредиторов клиента (с условиями и сроками расчетов).

Кроме того, в банк  может потребовать:

  • свидетельство о переходе на упрощенную систему налогообложения (при наличии);
  • список товарно-материальных запасов по закупочным ценам (товаров, готовой продукции, сырья);
  • информацию о накладных расходах и расходах на закупку товаров за последние полгода;
  • калькуляцию себестоимости производимой продукции (для кредитов на производство);
  • сводный (агрегированный) баланс по форме банка.

От  юридического лица потребуются:

  • копии учредительных документов (устав, учредительный договор);
  • копия решения/протокола о создании организации;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН);
  • копия информационного письма территориального органа статистики об учете в Едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО);
  • копии лицензий на право ведения определенных видов деятельности, патентов и разрешений;
  • копии протоколов/решений/приказов о назначении на должности исполнительного органа (директора, генерального директора, президента согласно уставу) и главного бухгалтера;
  • копии паспортов руководителя, главного бухгалтера, учредителей и поручителей (все страницы, включая пустые);
  • свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • выписка из ЕГРЮЛ, выданная ИФНС;
  • копия банковской карточки с образцами подписей, заверенная банком, где обслуживается клиент;
  • квартальные отчеты (баланс и форма № 2 либо налоговые декларации) за последние четыре отчетных периода, заверенные ИФНС;
  • справка об открытых расчетных счетах (выданная налоговой инспекцией);
  • справка из обслуживающих банков о движении средств по расчетным счетам;
  • копии договоров аренды помещений либо копии свидетельств о государственной регистрации прав собственности на помещения;
  • справка из ИФНС об отсутствии просроченной задолженности по налогам или налоговые декларации по всем уплачиваемым налогам и подтверждение оплаты (платежные поручения или квитанции);
  • список дебиторов и кредиторов на момент подачи заявки (с условиями и сроками расчетов);
  • список предлагаемого в залог имущества с указанием стоимости, а также копии документов, подтверждающих право собственности на данное имущество (договора, накладных, актов, платежных документов, свидетельства о собственности, ПТС);
  • копии договоров с покупателями и поставщиками.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса