Лекции чешского ученого Бушина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:09, курс лекций

Краткое описание

Уровень влияния лоббинга на Евросоюз. Институты и институциональные требования. Лоббирование компаниями в Европейском Союзе. Роль лоббинга на примере отраслей. Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.

Вложенные файлы: 10 файлов

1.1 Уровень влияния лоббинга на Евросоюз.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.1 презентация.ppt

— 1.35 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.2 Институты и институциональные требования.doc

— 324.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.2 презентация.ppt

— 1.43 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.3 Лоббирование компаниями в Европейском Союзе.doc

— 147.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.3 презентация.ppt

— 1.40 Мб (Скачать файл)

19.6.2012

 

 

Лоббирование компаниями  в Европейском Союзе

 

 

 

Филипп Бушина, MBA

 

19.6.2012

 

Лоббирование компаниями  - несомненный и неоспоримый факт политики Европейского союза.

 

Представители интересов компаний способны оказывать влияние на весь политический процесс в любой стадии:

  • начала,
  • ратификация в Совете министров,
  • согласование процесса переговоров
  • формирование политики на форумах Еврокомиссии
  • внести изменения в формулировки в комитетах Европарламента
  • осуществления политики, включая интерпретацию правовых норм в отдельных государствах ЕС.

 

Как один из немногих актеров, имеющих доступ к любому из процессов в любой стадии, представители заинтересованных групп являются важным источником информации для развитии продвижения общественной политики, а также потенциальным источником легитимности для тех, кто эту политику формирует.

 

19.6.2012

 

БУМ политической активности  компаний в 90-х годах.

 

Как реакция на эту  перенаселенную и конкурентную  среду лоббирования представители  интересов компаний приняли новую  стратегию:

  • прямого лоббирования,
  • коллективных действий,
  • сложных политических коалиций по интересам
  • обновленные модели национальных интересов.

 

В соответствии с этим, представители бизнесс-интересов  превратились в искушенных посредников, которые порой знают между  институтами намного больше, чем  чиновники ЕС, на которых они  оказывают влияние. 

 

Результатом этого становится  реальность, что европейские лоббисты  имеют исключительный доступ  к институтам Евросоюза и досконально  знают и понимают многоуровневую  структуру управления и лоббирования  с помощью  большого количества  политических голосов

 

В настоящее время очевидна  проблема возможности европейских  институтов управлять и регулировать  растущее число интересов и, наоборот, как представители заинтересованных  групп компаний могут далее  влиять на процесс формирования  европейской политики позитивным  и конструктивным способом

 

19.6.2012

 

 

Развитие европейского  лоббирования компаниями.

 

Активность заинтересованных  групп с Евросоюзе в 90-х годах , как следствие постепенного  перехода регуляторных функций  от государств-членов к институтам  ЕС и параллельным введением процедуры согласования   вопросов, относящихся к общим рынком ЕС квалифицированным большинством голосов.

 

Одновременно росло функциональное  предложение и институциональный  запрос на деятельность заинтересованных  групп, поддержанные открытостью  Еврокомиссии и Европарламента  и финансированием групп ЕС  со стороны Еврокомиссии.

 

Факты: на европейском  уровне действует 

  • 1400 экономических заинтересованных групп
  • около 350 компаний содержит в Брюсселе представительства по Евросоюзу.

 

Важно отметить, что бурный  рост лоббирования в Евросоюзе  сопровождался увеличением не  количества традиционных лоббистских организаций (профсоюзы и негосударственные организации), а ростом числа индивидуальных лоббистов - компании и адвокатские конторы.

 

Порядка 40% представителей  интересов, влияющих на Еврокомиссию  и Европарламент, является частными  субъектами 

  • компании 24%
  • мозговые трасты 4%
  • государственные и региональные правительства 11%

 

19.6.2012

 

Школа лоббирования: рост лоббирования компаниями в 1984 – 1994 гг

 

Между 1984 и 1994 годами более 200 компаний создало собственные лоббистские представительства в Брюсселе,

 

Еврокомиссия и Европарламент постарались открыть двери большему количеству лоббистов – это было вызвано тем, что институты ЕС осознали факт  отсутствия у них собственных источников для решения растущего количества законных актов и необходимость привлечения к активному участию технических  специалистов.

 

Крупные компании, желающие напрямую влиять европейские политически процессы должны обладать широкой шкалой специфических знаний в разных областях, а не просто проводить мониторинг принятия общеевропейских директив и изредка готовить свою позицию для Еврокомиссии.

Успешное влияние на Еврокомиссию означало создание мощных организаций, способных координировать возможные политические ad hoc союзы, развивать и усиливать существующие политические каналы на национальном и общеевропейском  уровнях.

19.6.2012

 

Многообразие европейских стилей лоббирования.

 

 

Еврокомиссия остается главной целью лоббистской деятельности в Брюсселе как напрямую, так и с помощью профессиональных объединений. 

 

Еврокомиссия считается политическим посредником и имеет большое влияние на формулирование директив  через инициативы и консультации, она была способна призывать или исключать представителей интересов по особым критериям поведения, формируя таким образом условия  участия в эксклюзивных политических форумах и комитетах.

 

 Поэтому важнейшим изменением в лоббировании в Брюсселе за последние 20 лет стало создание  элитной плюралистичной структуры, в которой промышленность воспринимается как интегральный политический игрок, только исполняя определенные критерии.

 

19.6.2012

 

Признание существования элитного плюрализма вызывает сильное давление на легитимность политики, о которой так часто упоминают в дебатах о транспарентности институтов Евросоюза.

 

Важно, что политический стиль Брюсселя как регулятора вел к возникновению элитарных, основанных на доверии, отношений между заинтересованными группами, которые имеют доступ к чиновникам и институтам Евросоюза.

 

Еврокомиссия пытается создать  долговременные отношения с представителями интересов на основе:

  • целостности обмена информации,
  • широких консультаций
  • мирных решений. 

 

Представителям интересов, наоборот, приходится разрабатывать 

стратегии для создания своего реноме, которое поможет получить доступ  к

переговорам за закрытыми дверями, где и создается настоящая политика.

19.6.2012

 

Логика прямого лоббирования  компаний.

 

Значение прямого представительства  компаний в европейских политических  процессах не снижается, крупные  компании профессионализировали  свои представительства в ЕС. 

 

Хотя Еврокомиссия и  считается открытой и доступной, эффективность компаний при влиянии  на политику и далее прямо пропорционально их способности создать себе имя в кругах европейских лоббистов и институтов.

 

ВАЖНО! международные компании не являются единственным унитарным актером, а также представляют интересы различных заинтересованных лиц и филиалов.

 

Компании должны идентифицировать  свои долговременные политические  цели и распространять единое  для компании понимание и отношение  к вопросу во всех институтах  на национальном и европейском  уровне.

 

Для этого компаниям  требуется создать четко определенные  каналы коммуникации среди отделений, отвечающих за европейские вопросы, техническими управленцами, отделением  по связям с общественностью, правлением и высшим администрацией  чиновника ЕС.

 

В реальности многообразия  политических институтов ЕС, часто  случаются ситуации, когда  крупные  компании имеют более целостное и полное представление о позициях разных директоратов и комитетов по одному вопросу, чем сами институты Евросоюза, участвующие в политическом процессе формирования политики.

19.6.2012

 

Заключение

 

 

Институтам ЕС требовалась  специфическая техническая специализация  для формулирования политики, на  это компании реагировали открытием  представительств в Брюсселе  с целью координировать свою  многоуровневую и мульти-институциональую  политическую активность.

 

Крупные компании должны  были провести алокацию денежных  средств в двух важных вопросах:

 

  • создание отделения по  вопросам Евросоюза в рамках компании.
  • распределения средств между конкретными политическими каналами.

 

 

Тенденция последних 20 лет - уровень использования и эффективности  политических каналов  оценивается  ориентацией и близостью этих  каналов к соответствующим регуляторным  органам и законодателям в  политических процессах Евросоюза.

19.6.2012

 

Негосударственные организации  как посредники.

19.6.2012

 

Сложность политического  стиля Евросоюза.

 

Европейский союз является  сложнейшим по своему устройству  механизмом

 

Главной чертой европейского  процесса лоббирования является  наличие нескольких уровней, на  которых происходит многоуровневый процесс принятия решений, в котором принимают обязательное участие.

 

В зависимости от конкретного  вопроса полномочия  по принятию  решения распределяются среди  институтов Евросоюза совершенно разными способами. Это делает итак сложную систему власти еще более запутанной.

 

Заинтересованные группы   приспособились многоуровневому характеру европейской системы институциональных инноваций. Создали новые организации на всех уровнях, которые развивают прямые отношения с международными организациями  и национальными актерами  общественной политики

 

Заинтересованные группы используют „двойную стратегию“  и стараются получить доступ и голоса в европейской политике через :

 

  • национальные правительства
  • прямую коммуникацию с институтами Евросоюза.

 

19.6.2012

 

Способность приспосабливаться  у заинтересованных групп. 

Экологические движения

 

В середине 80-х прошли  произошло 

  • присоединение Испании и Португалии к Евросоюзу
  • принятие Единого Европейского Акта (далее JEA) в 1986 году.

 

Новое содержание Римского  договора по причине включения JEA в первые в истории обозначил  и включение экологических глав!!!.

 

Термины 

  • превенция (предупреждение) у источника,
  • расходы несет загрязнитель
  • принцип предусмотрительности

стали составной частью  правовых основ Европейского  Сообщества.

 

Основные принципы экологической  политики были включены в общую  политику Европейского Сообщества  и получили законодательный вес  в Договоре.

 

Негосударственные экологические  организации получили намного  больше целей для влияния в  Брюсселе и намного больше  законодательных инструментов для  поддержки своих аргументов, чем  до принятия JEA.

19.6.2012

 

Середина 80-х была временем, когда экологические движения приобретали институциональные черты и структуру. Эти изменения были реакцией на три важные момента:

 

● значительный рост экологических организаций, которые в начале 90-х годов имели более 10 миллионов членов в странах Европейского Содружества

 

● политическая траектория „экологических тем“ и следующее за этим изменений профиля требований 

 

● интернационализация экологической политики, которая требовала координацию действий на разных уровнях 

1.4 Роль лоббинга на примере отраслей.doc

— 363.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.4 презентация.ppt

— 1.47 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.5 Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.doc

— 191.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.5 презентация.ppt

— 1.44 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции чешского ученого Бушина