Лекции чешского ученого Бушина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:09, курс лекций

Краткое описание

Уровень влияния лоббинга на Евросоюз. Институты и институциональные требования. Лоббирование компаниями в Европейском Союзе. Роль лоббинга на примере отраслей. Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.

Вложенные файлы: 10 файлов

1.1 Уровень влияния лоббинга на Евросоюз.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.1 презентация.ppt

— 1.35 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.2 Институты и институциональные требования.doc

— 324.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.2 презентация.ppt

— 1.43 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.3 Лоббирование компаниями в Европейском Союзе.doc

— 147.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.3 презентация.ppt

— 1.40 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.4 Роль лоббинга на примере отраслей.doc

— 363.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.4 презентация.ppt

— 1.47 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.5 Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.doc

— 191.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.5 презентация.ppt

— 1.44 Мб (Скачать файл)

19.6.2012

 

 

 

 

 

Филипп Бушина, MBA

 

 

Регулирование лоббирования  в ЕВРОСОЮЗЕ

19.6.2012

 

Введение

 

Лоббирование в Евросоюзе  неоднородно и не имеет единого  регулирования. 

 

Например Европарламент  уже достаточно давно имеет  и этический кодекс  лоббистов (Европейский парламент 2005: параграф 3),

Европейская Комиссия  понемногу перешла от политики  открытого доступа лоббистов  к принятию мер регулирования  в этой области, создав регистр  лоббистов).

Остальные европейские  институты, исключая ЕЭСК (ЕВРОПЕЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ), не имеют никаких конкретных  правил, регулирующих их отношения  с лоббистами кроме общих предписаний  для сотрудников институтов Евросоюза (2004) и административных норм  (Европейский кодекс  правильного  административного поведения, 2005).

ЕЭСК (ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКО-СОЦИАЛЬНЫЙ  КОМИТЕТ) разработал  критерии презентабельности  с целью выбора групп, которые  подали заявки на членство  в его Консультационной группе  с европейскими организациями  и сетями, чтобы обеспечит mрепрезентативность  общеевропейским негосударственным  организациям.

 

Целью этой лекции будет  исследовать развитие правил  регулирования лоббирование в  отношении Еврокомиссии и описать  характеристики созданного регистра  лоббистов, проанализировать насколько  новые правила лоббирования могут  ограничить доступ заинтересованных  групп к Еврокомиссии.

19.6.2012

 

Нормы для консультаций  Еврокомиссии

 

Еврокомиссия формализировала  диалог с гражданскими группами (включая группы производителей) тем, что согласовала общие принципы  и минимальные нормы, регулирующие  процесс консультаций c заинтересованными  группами (далее „минимальные нормы“) в 2002 году. 

 

Еврокомиссия определяет  консультации как процессы, которыми  желательно активизировать внесение  информации заинтересованными сторонами  в политику до того, как будет  принято решение (Комиссия Европейского  сообщества, 2006).

 

„Заинтересованные стороны“ – это любые коммерческие и некоммерческие организации или частные лица, которые желают участвовать в консультациях, проводимых Еврокомиссией.

 

Как национальные так  и европейские объединения имеют  полное право участвовать в  консультациях.  Эти консультации  открыты не только субъектам  Евросоюза , но и юридическим лицам, имеющим юр.адрес в Евросоюзе, а также любым иностранным гражданам.

 

Однако консультации могут  быть ограничены на определенную  категорию заинтересованных лиц  или список избранных лиц  и  организаций. 

19.6.2012

 

Выбор инструментов для проведения консультаций в большей степени зависит от того, с кем необходимо консультации провести, конкретной тематике и доступном времени и источниках.

 

Эти инструменты содержат:

  • совещательные комитеты,
  • экспертные группы,
  • общественные слушания,
  • ad hoc встречи,
  • Интернет консультации,
  • анкеты,
  • семинары и т.п.

 

Открытые общественные  консультации публикуются на  Интернет странице „Your Voice in Europe“.

 

Еврокомиссия декларирует  следующие принципы, которые относятся  к процессу консультаций:

 

  • причастность
  • открытость
  • ответственность,
  • эффективность
  • компактность

19.6.2012

 

Еврокомиссия устанавливает  следующие минимальные нормы  процесса консультаций:

 

a) Ясное содержание  консультационного процесса: все сообщения, касающиеся консультаций должны быть ясны и краткие, содержать необходимую информацию для ускорения ответов,

 

b) Целевые группы консультаций: при идентификации целевых групп консультационного процесса Еврокомиссия должна обеспечить возможность всех стран высказать свое мнение,

 

c) Публикации. Еврокомиссия должна обеспечить соответствующую гласность с целью повышения информированности и приспособить под это свои каналы коммуникации так, чтобы они исполняли потребности целевых групп.  Не исключая остальные коммуникационные инструменты общественные консультации должны быть опубликованы на веб-страницах „Your Voice in Europe“.

 

d) Временные лимиты  участия: Еврокомиссия должна предоставить достаточное время для планирования, ответ на приглашение и письменные доклады. Еврокомиссия должна постараться предоставить хотя бы 8 (восемь!) недель на получение письменных ответов у общественных консультаций и 20 рабочих дней перед заседанием.

 

e) Подтверждение и обратная  связь: прием докладов должен быть подтвержден. Результаты общественных консультаций должны публиковаться на веб-страницах „Your Voice in Europe“.

19.6.2012

 

Как следствие действия  этих минимальных норм участие  любых   заинтересованных групп  в Евросоюзе обусловлено исполнением принципов административных дел Евросоюза:

  • репрезентативность,
  • Ответственность
  • транспарентность. 

 

Еврокомиссия утверждает, что принципы и нормы должны  обеспечить всем участникам равноправный  доступ к процессам консультаций, которые касаются формулировки  проекта закона. Их участие должно  стать более транспарентным.

Эти принципы должны:

  • обеспечить одинаковое отношение всех подразделений Комиссии к процессу консультаций.
  • обеспечить транспарентность с точки зрения органов и лиц, с которыми проводятся консультации и законодателей.
  • установить ответственность в отношении консультируемых с помощью обнародования результатов консультаций в максимально возможном объеме.

 

Еврокомиссия подчеркнула, что выше приведенные нормы  консультаций имеют целью обеспечение  всех сторон, которые будут включены  в формирование политики или  которых эта политика коснется,  информацией и привлечены к  консультациям относительно конкретных  подготавливаемых мер.

19.6.2012

 

Лоббирование и нормы  консультаций. Еврокомиссия

 

У Еврокомиссии не получилось  установить систему аккредитации, не был создан реестр организаций, которые ведут переговоры с  Еврокомиссией.

Лоббирование производилось  в соответствии добровольными кодексом 1992 года, который установил только минимальные нормы. Главные черты этих критериев следующие:

 

a) Лоббисты должны поступать  честно и всегда декларировать  интересы, которые представляют 

b) Лоббисты не должны  распространять вводящую в заблуждение  информацию

 c) Лоббисты не должны предлагать любую форму выгоду с целью получить информацию или привилегированное отношение.

 

Комиссия призвала лоббистов  утвердить собственный кодекс, исходящий  из ее минимальных требований. Толька несколько организаций  европейских лоббистов исполнила  это требование и приняла этические  кодексы. Однако тексты и содержание  кодексов было достаточно общее. Например они не содержат точные  определения таких понятий как  „неуместное  влияние“ или „неприемлемое давление“, также не специфицируют понятие „финансовая мотивация“.

 

Этот кодекс построен на добровольной дисциплине и внутренних сдерживающих механизмах.

19.6.2012

 

В отличии от этого  Европарламент имеет систему аккредитаций для всех лиц, которым требуется доступ к этому институту ЕС (это определено как минимально 5 дней в году).

 

Эта система регулирует  физический доступ в Европарламент.

Квесторы выдают специальные  разрешения на вход, которые действуют  в течении одного года. На них  написаны имя владельца, название  компании, сотрудником которой он  является и организации, интересы  которой он представляет.

 

Реестр аккредитованных  лоббистов публикуется на веб-страницах  Европарламента.

 

Субъект, который хочет  получить аккредитацию обязан  исполнять этический  кодекс Европарламента для лоббистов, который является частью Регламента Европарламента.

 

Правило номер 2 совершенно  ясно устанавливает, что члены  Европарламента не должны быть связаны никакими указаниями или принимать обязательства.

 

Ассоциация лоббистов, аккредитованных  Европарламентом приняла свой собственный этический кодекс, содержащий достаточно жесткие санкции за нарушение правил, включая исключение из ассоциации, но только 100 из примерно 45.000 лоббистов, аккредитованных при Европарламенте, присоединилось к этому кодексу.

19.6.2012

 

ЕЭСК (ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКО-СОЦИАЛЬНЫЙ  КОМИТЕТ) тоже принял аккредитационную систему, которой управляются отношения с гражданским обществом.

Установил список обязательных  к исполнению критериев для  групп, желающих получить статус  члена этой координационной группы, которая представляет из себя  постоянный форум при ЕЭСК  обеспечивающий диалог с гражданским  обществом.

Группа состоит из 19 членов ЕЭСК и 14 представителей общественных организаций, работающих на общеевропейском уровне, при этом от всех них требуется, чтобы они :

 

a) представляли сети,  которые „де-юре“ или „де-факто“  являются „семейными“ объединениями,  у которых

b) имеются члены более  чем в половине стран Евросоюза

c) некоммерческие

d) негосударственные 

e) независимые (особенно  от политических партий)  

f) занимаются деятельностью,  которая не попадает под институциональные  рамки социального диалога (решающий  процесс Евросоюза, установленный  параграфом 138 и 139 Договора  Евросоюза, касающегося организации  работодателей и профсоюзов на  европейском уровне) 

 

Кроме исполнения вышеназванных  критериев члены координационной  группы должны принять обязательство  по усилению внутреннего диалога  между объединениями. 

19.6.2012

 

Подход Европарламента  и ЕЭСК не был принят Еврокомиссией, которая в течение 90-х годов  постоянно отказывалась  от какой-либо  аккредитационной системы в интересах  сохранения доступа широкой общественные  черты заинтересованных групп. Но, после утверждения Белой Книги о правлении, Еврокомиссия приняла ряд мер с целью демократизировать основные черты заинтересованных групп.

 

Еврокомиссия, несмотря на  негативное отношение к системе  аккредитации групп по причине  мотивации возможностей широкого  доступа, создала базу данных CONECCS (консультации, Еврокомиссия и гражданское общество).

 

База содержит информацию  о гражданских организациях на  европейском уровне, а также о  комитетах и иных консультационных  органах, которые Еврокомиссия использовала  при консультациях формальным  или неформальным способом.  

 

Список содержал более 800 организаций, причем все организации действовали на европейском уровне. Однако юридические лица и наемные лоббисты, которые были весьма активны на лоббистской сцене Брюсселя, в этой базу не попали

 

База данных СONECCS полностью  заработала в июне 2002 года.

 

База данных CONECCS  в настоящее  время уже не существует.

19.6.2012

 

 

Еврокомиссия начала публиковать  свой план будущего регулирование  лоббирования объявлением своей  „Инициативы за транспарентность в Европе“ в 2005 году, которая стала одной  из стратегических целей Евросоюза на период 2005-2009 гг. 

 

Обсуждалось введение обязательного общего кодекса для всех лоббистов или остановиться на саморегуляции с призывом ко всем лицам и организациям, записанным в добровольном или обязательном реестре придерживаться совместного этического кодекса.

 

После окончания Интернет  консультаций с заинтересованными  лицами и после принятия к  сведению предложений и мнений, прозвучавших на слушаниях, организованных  ЕЭСК, Еврокомиссия приняла решение  о создании Реестра  представителей интересов

19.6.2012

 

Причины создания реестра

 

Некоторые авторы утверждали, что Еврокомиссия создала реестр  представителей интересов как реакцию на неконтролируемый рост числа частных лоббистов в Брюсселе.

 

Весьма неправдоподобно, что Еврокомиссия приняла новые  правила представления интересов  с целью лучшего регулирования  своих отношений с растущим  количеством отдельных независимых  лоббистов в Евросоюз.

 

С самого начала Еврокомиссия  была объектом попыток влияния  со стороны отдельных компаний. С другой стороны, коммерческие  фирмы-консультанты и наемные  лоббисты, количество которых за  последние годы действительно  выросло, ведут переговоры в основном  от имени компаний и традиционных  заинтересованных групп, т.е профессиональных  объединений.

Информация о работе Лекции чешского ученого Бушина