Лекции чешского ученого Бушина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:09, курс лекций

Краткое описание

Уровень влияния лоббинга на Евросоюз. Институты и институциональные требования. Лоббирование компаниями в Европейском Союзе. Роль лоббинга на примере отраслей. Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.

Вложенные файлы: 10 файлов

1.1 Уровень влияния лоббинга на Евросоюз.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.1 презентация.ppt

— 1.35 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.2 Институты и институциональные требования.doc

— 324.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.2 презентация.ppt

— 1.43 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.3 Лоббирование компаниями в Европейском Союзе.doc

— 147.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.3 презентация.ppt

— 1.40 Мб (Скачать файл)

 

19.6.2012

 

Вторая половина 80-х была полна активности интересов экологических негосударственных организаций в формировании политики и правоприменения законов

 

Негосударственные экологические организации открыли свои представительства в Брюсселе и присоединились к уже существующей Европейской экологической канцелярии,(основана в 1974).

Это были крупные экологические организации:

  • Друзья Земли Европа (FoEE),
  • Гринпис (Greenpeace)
  • Мировой фонд природы (WWF).

 

Вторая волна  активности экологических организаций пришла на 90-е годы. Это время характеризуется открытием офисов в Брюсселе специализированными сетями:

  • Climate Action Network (CAN),
  • Транспортная экологическая федерация
  • BirdLife International.

 

19.6.2012

 

 

Существует несколько причин, объясняющих этот рост интереса к общеевропейским компаниям и лоббирования негосударственными организациями в этот конкретный временной период. 

 

  • важным фактором мотивации стал абнормальный рост европейского законодательства .
  • группы уже не просто хотели влиять на содержание европейского законодательства, но и получить доступ к новым источникам финансирования для своих организаций.

 

В настоящее время существует 10 групп, из которых состоит так называемая „Зеленая десятка“ (Green-10, G10) экологических негосударственных организаций. Мандат группы G10 основан на ее приверженцах.

 

19.6.2012

 

Протокол, предложенный в 1999 году и измененный в 2004 содержит  критерии членства:

 

Новые организации могут  стать членами группы после  единогласного утверждения всеми  членами группы.

 

Организация должна исполнить  следующие критерии юридического  состояния, уровня профессионализма  и ответственности для подтверждения  соответствия членам:

 

● устав, подтверждающий  статус негосударственной и некоммерческой  организации 

●  главная цель - охрана  окружающей среды 

●  охрана окружающей  среды как цель в отношении  институтов Евросоюза 

● отсутствие зависимости  или прямых связей с конкретной  политической партией или партиями 

● членскую базу из  экологических негосударственных  организаций с цело-европейским  полем деятельности (т.е. не ограничиваться  парой организаций из 2-3стран  ЕС)

● представительство в  Брюсселе с  сотрудниками на  постоянной основе

● доказать организационную  стабильность в течение нескольких  лет и иметь диверсифицированные  источники  финансирования 

● должна быть подготовлена  послать представителя (директора, главного секретаря и т.п.) на  встречи  группы, проводимые в  Брюсселе раз в месяц.

 

19.6.2012

 

Активность группы G 10

 

Документ: Greening the Treaty (ноябрь 1990) группа G10 предложила конкретные пункты изменений для Римского договора в соответствии с Единым Европейским актом (WWF,1990). Документ констатирует:

 

  •   устойчивое и справедливое использование источников
  • улучшение качества жизни
  • право граждан на чистую и здоровую окружающую среду

 

Greening the Treaty II: устойчивое развитие в демократическом союзе

Содержание документа , повторенное в 2000 году (G7 2000) имело 3 цели:

 

1. Сделать устойчивое развитие первоочередной целью Договора о ЕС 

 2. Обеспечит интеграцию экологических интересов в иные области политики Евросоюза

3. В интересах охраны окружающей среды снизить демократический дефицит институциональной структуры Евросоюза

 

19.6.2012

 

Новое *химическое* законодательство (REACH)

 

Цель Еврокомиссии  -  „взвешенный проект“, который бы  включал в себя как экономическую составляющую конкурентоспособности, так и проблематику  защиты окружающей среды и здоровья. 

 

 

REACH  - стратегии экологических  организаций:

 

 

● создание союзов и коалиций не только с другими группами охран природы в Брюсселе, но и с группами потребителей, группами здравоохранения, женскими группами, группами профсоюзов и малых предпринимателей.

● создание новых целевых организаций, таких как „Химическая реакция“,   специализированными негосударственными организациями Greenpeace, Друзья Земли и Европейская экологическая канцелярия

● заказ исследований расходов и доходов как аргумент того, что  REACH спровоцирует снижение конкурентоспособности и предложить иные, более эффективные пути инноваций.  (WWF).

● анализ предыдущих примеров, которые они посчитали превышением предполагаемых расходов из ранее принятых законных актов (WWF).

●  использование освещаемых  в масс-медиа событий с изменением их на био-мониторинг министров, депутатов и обычных семей с целью показать, как химикалии контаминируют человеческое тело (WWF)

● участие в интернет консультациях Еврокомиссии с более чем  200 000 подписей, собранных в петиции за более жесткие законы ограничивающие использование химикатов.

● организация телевизионных роликов с пояснением двоякого воздействия химикалий в товарах ежедневного пользования на природу и организм человека  (WWF).

19.6.2012

 

Стратегия действий

 

Стратегия деятельности различных негосударственных организаций отличается в соответствии с периодами политического процесса.

Можно идентифицировать примерно 5 основных возможностей участия в политическом процессе Евросоюза:

 

1. Ранняя фаза установления программы - идентификация проблемы, которые до сих пор не стали частью политического процесса

2. Период консультаций по новым предложениям - информация Еврокомиссии, зеленые книги и белые книги

3. Законодательная инициатива в Европарламенте и Совете Европы - первое и второе чтение, совместные позиции, примирительные договоренности

4. Период после принятия закона до его правоприменения – работа в комитетах, постановления и иные подзаконные нормы.

5. Контроль за осуществлением и правоприменением - негосударственные организации в роли „недремлющего ока“

19.6.2012

 

 

Увеличивается ли влияние негосударственных организаций?

 

Главный вопрос:  измерение успешности любых лоббистов -  как и при каких условиях достигнуты ощутимые результаты деятельности?

 

Тяжело идентифицировать влияние, которое лоббисты оказывают на формирование политики. Но там всегда присутствуют 3 элемента:

  • доступ,
  • деятельность
  • источники.

 

Однако, активность лоббиста автоматически не означает 

влияние и лоббист может быть сверхактивным во время процесса 

переговоров и консультаций, но актеры процесса никак не отреагируют и 

их поведение не измениться !!!

 

19.6.2012

 

Успех регулирования?

 

Лоббирования в Брюсселе – практики лоббистов, за границей легитимного представления интересов.

 

Еврокомиссар Каллас (Нотингеме, 2005) :

 

Люди имеют право знать, куда и как расходуются их деньги, включая негосударственные организации. Множество средств направляется на „правильные дела“ посредством организаций, o которых мы знаем очень мало. Благородные дела требуют к себе повышенного внимания. В средние века нотингемские леса известны благодаря отважному Робин Гуду, „принцу разбойников“, который отбирал у богатых и раздавал бедным. Эту легендарную личность можно считать предшественником  негосударственных организаций. Его дело казалось благородным, однако методы перераспределения богатства не были транспарентными.

19.6.2012

 

 

Зеленая книга  Еврокомиссии об Инициативе за транспарентность Европы (2006) - реформа лоббирования.

 

Она включала в себя и информацию о:

  • возможных экономических, общественных или экологических последствиях  законопроектов,
  • компаний в масс-медиа в поддержку или против конкретных вопросов,
  • конфликтах интересов и т.п.

 

Однако в центре внимания были не только негосударственные организации, - было идентифицировано абнормальное влияние промышленных лоббистских групп на процесс принятия решений в Евросоюзе, что стало главной проблемой в ЕС.

 

Группa десяти экологических организаций также поддержала еврокомиссара Калласа в его усилиях улучшить транспарентность  лоббирования и зарегистрировались в базе данных CODECCS, созданной Еврокомиссией и содержащей полную информацию о политических интересах и финансировании.

 

19.6.2012

 

Заключение

 

Возникновение Группы 4 (G4) в 1999 году (EEB, WWF, Greenpeace и Друзья Земли) произошло из-за требования DG XI, чтобы экологические группы сами себя организовывали лучше.

Необходимость обмена информацией перед и после заседаний Совета Европы. Экологические группы стандартно обладают широкой членской базой и могут предоставлять информацию, т.е. влияние бюрократам ЕС.

 

Произошло включение  экологических групп в официальные делегации Евросоюза !!!

 

Концепция „элитного плюрализма:

 

Большинство организаций в ЕС представляет объединения и заинтересованные группы – нет индивидуальных членов!!!

 

Европейские  организации интересов структурно отдалены основным интересам, которые представляют, но имеют тенденцию охватывать широкий спектр всех европейских интересов.


1.4 Роль лоббинга на примере отраслей.doc

— 363.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.4 презентация.ppt

— 1.47 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.5 Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.doc

— 191.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.5 презентация.ppt

— 1.44 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции чешского ученого Бушина