Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 20:46, шпаргалка
Субъектами макроисследования выступают:
1. Сектор домашних хозяйств, включающий все при ¬ ватные хозяйства страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства играют двойную роль в экономике как поставщики всех экономических ресурсов (факторов производства) и от ¬одновременным как основа расходной группы в национальном хозяйстве. Они являются держателями дохода (заработной платы, ренты, процента, прибыли). Расходы домашних хозяйств - налоги, личное потребление и сбережения. То есть домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности: предлагают экономические ресурсы, потребляют часть полученного дохода и экономят.
Эффективно функционирующая денежная система оказывает содействие максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов, и, наоборот, разбалансированная денежная система поднимает кругооборот доходов и расходов, вызывая резкие колебания уровня производства, занятости, цен.
Повышенное внимание к денежно-кредитной политике как инструмента обеспечения «вечного процветания», которая властвовала в 20-х годах XX ст., изменилась после кризисных потрясений 30-х гг. общим пессимизмом и недоверием к эффективности денежно-кредитного регулирования.
В 50-х годах в западных странах состоялась резкая активизация денежно-кредитных инструментов. Деньги снова заняли ведущее место в программах экономической стабилизации, но взгляды на оптимальную стратегию использования денежных инструментов были резко полярными.
На сегодня теоретические проблемы денежно-кредитной политики также являются полем для острых дискуссий между разными экономическими школами. Главный раздел пролегает между кейнсианским подходом, который воплощает идею оперативного использования денег как инструмента ежедневного управления экономической конъюнктурой и стимулирования экономического роста, и монетаризмом, который осуждает подобные манипуляции в денежной сфере, которые ведут, по мнению авторов этой доктрины, к усилению производственных противоречий и диспропорций и декларируют действия стихийных рыночных стабилизаторов.
Теория кейнсианства, как известно, сформировалась в 30-40-х годах и быстро заняла ведущее место в теоретической литературе и программах экономической политики. Монетаризм вышел на арену позднее, в 50-середине х лет, и длительное время был объектом скептического отношения и нападок со стороны академических и правящих кругов ведущих государств. Провозгласив лозунг «Деньги имеют значение», монетаристы дали сильный импульс развития денежных исследований.
Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Кейнсианцы утверждают, что рыночная экономика лишена механизма, который обеспечивает ее стабильность. Проведение фискальной и денежно-кредитной политики необходимо для смягчения прохождения экономикой резких подъемов и спадов, которые сопровождают ее развитие при прохождении фаз делового цикла, причем монетарная политика рассматривается как вторичная относительно фискальной.
Подход монетаристов базируется на том, что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Макроэкономическая стабильность достигается в случае, когда государственное вмешательство в функционирование экономики есть минимально необходимым. Чрезмерное влияние государства с помощью фискальной и денежно-кредитной политики приводит к нестабильности экономической системы, углубляет противоречие в условиях циклических колебаний.
Сторонники этого направления предъявили обвинение ортодоксальным кейнсианцам в игнорировании важной роли денежных факторов в воспроизведенном процессе и проведении явной проинфляционной политики. Особое внимание они уделяли изучению разнообразных эффектов и народнохозяйственных следствий денежных сдвигов, выделяя как основное звено динамику денежной массы.
В результате выше указанных дискуссий в мировой экономической теории и в регулятивной практике приобрели широкое признание монетарный фактор развития экономики и активное применение монетарных мероприятий в экономической политике. На сегодня много экономистов придерживаются крайних кейнсианских или крайних монетаристських взглядов, большинство теоретических моделей приняли синтезированную форму.
В основу реализации денежно-кредитной политики многих стран был положен так называемый принцип компенсационного регулирования, который базируется на объединении двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на разных фазах экономического цикла.
Исходя из теоретических концепций, которые являются основой для проведения денежно-кредитной политики, основным объектом денежно-кредитного регулирования есть совокупная денежная масса, от размера которой зависит динамика основных показателей развития экономики. В связи с этим в зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры центральный банк может реализовывать два основные типа денежно-кредитной политики, которые взыскивают взаимно противоположное влияние на динамику денежной массы.
Рестрикционная денежно-кредитная политика (политика «дорогих денег») – направленная на ограничение объема кредитных операций, повышение уровня процентных ставок и торможение темпов роста денежной массы в обороте. Такая политика применяется как с целью сглаживания резких колебаний фаз экономического цикла, так и с целью борьбы с инфляцией и для стабилизации денежной системы.
Экспансионная денежно-кредитная политика (политика «дешевых денег») – сопровождается расширением объемов кредитных операций, снижением уровня процентных ставок и общему ростом денежной массы. Политика денежной экспансии применяется с целью преодоления спада производства и оживление деловой активности стимулированием инвестиционных процессов и увеличением платежеспособного спроса на товары и услуги.
Субъектом денежно-кредитной политики выступает государство, которое регулирует эту сферу через свои представительные органы – центральный банк и соответствующие правительственные структуры – министерства финансов или казначейства, органы надзора за деятельностью банков и контроля за денежным обращением, учреждения страхования депозитов и другие учреждения. Определяющая роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования принадлежит центральному банку.
Объектами, на которые чаще всего направляются регулятивные мероприятия, есть такие переменные денежного рынка:
* предложение (масса) денег;
* ставка процента;
* валютный курс;
* скорость обращения денег и др.
Выбор индикатора (кроме выбора цели) имеет решающее значение для того, чтобы денежно-кредитная политика, преследуя промежуточную цель, вписывалась в логику предусмотренной конечной цели. Предвиденный индикатор должен владеть четырьмя признаками:
- отображать избранную цель;
- быть легкоизмеряемым;
- отображать определенным образом действия центрального банка;
- подвергаться эффективному контролю со стороны центрального банка.
Выбор объектов денежно-кредитного регулирования зависит от экономической ситуации в стране и означает, что центральный банк может в зависимости от ситуации осуществлять ориентацию на один из вышеперечисленных объектов или даже несколько одновременно.
В общем виде задачи монетарной политики заключается в том, чтобы создать условия, за которые экономические агенты, реализовывая свободу выбора, осуществляли бы действия, которые совпадают с целями экономической политики государства. Таким образом, денежно-кредитная политика не является автономной. Конечная цель денежно-кредитного регулирования совпадает с основоположными целями макроэкономической политики государства.
Проведение денежно-кредитной политики предусматривает определение ее стратегии и тактики. Стратегия политики заключается:
* в выборе целей;
* установлении определенной иерархии целей;
* определении параметров целей.
Цели денежно-кредитной политики определяются в зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве. Их можно поделить на три группы: стратегические, промежуточные, тактические.
Стратегические – это ключевые цели в общегосударственной экономической политике: рост занятости, сбалансирование платежного баланса, рост производства, обеспечение стабильности цен и т.п..
Стратегические цели являются долгосрочными целями, они не измеряются непосредственно как денежные величины и не являются индикаторами денежного рынка.
Для их достижения центральные банки разрабатывают промежуточные цели.
Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики осуществляется по таким критериям:- тесная взаимосвязь со стратегическими целями;- возможность четкого количественного выражения;- легкость осуществления контроля и оперативного влияния со стороны центрального банка.
Промежуточные цели денежно-кредитной политики – это изменения в определенных экономических процессах, которые должны содействовать достижению стратегических целей. Промежуточные цели являются индикаторами денежного рынка и позволяют таким образом отслеживать общие макроэкономические тенденции. Так, если целью общегосударственной экономической политики определен экономический рост при сокращении безработицы, то промежуточной целью в этом случае должно быть оживление экономической конъюнктуры. Промежуточные цели дополняют стратегические и конкретизируют их.
Особенностью промежуточных целей является их действие на протяжении продолжительного периода, в течение которого может быть доказано их эффективность. Например, активизация конъюнктуры рынка путем роста денежной массы или снижение процентных ставок в краткосрочном периоде может вызвать рост спроса и цен и лишь при условии, что эти мероприятия активизируют инвестиционные процессы, рост производства. Возможно также обеспечить увеличение предложения, которое, в свою очередь, должен остановить рост цен и стабилизировать их, но для этого необходимый продолжительный период времени.
Тактические цели состоят в регулировании ключевых экономических переменных через банковскую систему на основе управления денежной массой, процентной ставкой, валютным курсом и т.п. и обеспечивают достижение промежуточных целей.
Основными признаками тактических целей является краткосрочность их действия, реализация их исключительно оперативными мероприятиями центрального банка и многоплановость. Эти особенности значительно усложняют выбор методов и механизмов реализации тактических целей денежно-кредитной политики государства.
При выборе тактических целей важно принимать во внимание такие характеристики последних:- возможность измерения достигнутых результатов;- возможность осуществления оперативного контроля;- возможность оперативного влияния на соответствующие экономические процессы.
Если изменение денежной массы влияет на смену совокупного спроса и макроэкономические показатели, то изменения процентной ставки и валютного курса могут повлиять не только на совокупный спрос, а и на интересы отдельных экономических субъектов и обусловить существенные структурные изменения в экономике.
В связи с этим выполнение основных регулятивных задач зависит от правильного объединения тактических целей. Например, через изменение процентной ставки и валютного курса можно нейтрализовать инфляционное давление от роста денежной массы в обращении.
Главной чертой избранных целей должна быть их непосредственная связь с начерченными стратегическими целями.
В XIX ст. в условиях золотого стандарта корректирования внутренних товарных цен и валютных курсов происходило автоматически, путем перемещения золота и краткосрочных капиталов между отдельными странами, а внутри страны эмиссия денег регулировалась золотым запасом центрального банка.
Поэтому среди методов денежно-кредитного регулирования преобладала учетная политика, направленная на сдерживание оттока золота за границы страны. В 20-30-х годах XX ст. денежно-кредитная политика была сосредоточена на внутренних хозяйственных проблемах отдельных стран. В связи с переходом от золотого монометализма к системе неразменных кредитных денег значительно выросла возможность центральных банков влиять на эмиссию денег и экспансию банковского кредита, что и дало толчок развитию монетарных теорий экономических циклов.
Выбор методов и инструментов денежно-кредитной политики должны быть прерогативой центрального банка, т.е. отличие стратегических и промежуточных целей денежно-кредитной политики от тактических должны заключаться в том, что тактические цели реализует именно центральный банк государства.
Для примера рассмотрим практику денежно-кредитного регулирования в США. Федеральная Резервная Система США определяет такие основные цели проведения денежно-кредитной политики:
- максимальная занятость;- стабильность цен;- воздержанные долгосрочные процентные ставки.
Каждая из этих целей есть очень важной для общества, а потому властные структуры ставят перед собой задачу реализовать их максимально полно. Но с помощью лишь денежно-кредитной политики одновременно достичь всех целей невозможно. Поэтому, учитывая значительный опыт США в сфере денежно-кредитного регулирования, рассмотрим названные цели более детально.
Максимальный уровень занятости желателен, но какая граница этого уровня?
С какого уровня можно сказать, что экономика работает в условиях полной занятости? Можно ли рассматривать это явление при условии, что безработица равняется нулю? Однозначный ответ на эти вопросы дать очень сложно. Целью высокого уровня занятости должен быть уровень безработицы, которая превышает нуль, но равняется предложению на работу и отвечает занятости, при которой спрос на работу равняется предложению работы. Такой уровень в экономических кругах называют естественным уровнем безработицы. Экономический рост очень тесно связан с целью обеспечения высокого уровня занятости, так как предприятия более интенсивно вкладывают средства в инвестиции для повышения производительности работы.
Т.е., если уровень безработицы низкий, наблюдается экономический рост. Экономический рост можно обеспечить и политикой прямого поощрения субъектов хозяйствования осуществлять инвестиции или поощрение людей экономить, что дает возможность предприятиям увеличивать средства для вложений. Так, например, политика Р. Рейгана была построена на экономической концепции предложения, направленной на ускорение экономического роста через создание благоприятной налоговой среды для предприятий, которые осуществили инвестиции в оборудование, модернизацию производства, и для среднего налогоплательщика, чтобы он мог больше экономить. Снижение уровня налогообложения в Украине могло бы обеспечить достижение таких же результатов, а потому принятия Налогового кодекса является неотложной задачей.