Макроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы измерить ВНП по расходам, необходимо суммировать все расходы на создание конечных благ и услуг. Однако в реальной экономике пользуются более сложными определениями составляющих расходы.

Вложенные файлы: 1 файл

Книга.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

поиска  путей разрешения этой проблемы.

     Взгляды общества  на этот вопрос, в значительной  степени, предмет политической  философии.

УТИЛИТАРИЗМ

Основатели– англ. Ученый Иеремии  Бентаму (1748- 1832) и  Джон  Стюарт Милл (1806- 1873).

     Исходная точка  утилитаризма – понятие полезности, то есть уровня счастья и  удовлетворенности конкретного  индивида. Полезность – показатель  благосостояния и, в соответствии с теорией  утилитаризма,- конечная цель всех общественных и частных действий. Цель правительства, по их мнению, заключается в максимизации полезности для каждого члена общества.

     Утилитарный   принцип перераспределения доходов  основан на предположении об убывающей предельной полезности. Кажется разумным, что дополнительный рубль бедняка обеспечивает ему большую полезность, чем  дополнительный рубль для богатого человека. Другими словами, по мере увеличения доходов индивида прирост благосостояния, которое приносит ему дополнительный рубль, убывает. Данное предположение предполагает, что правительство  должно стремиться к повышению степени равномерности распределения доходов.

     Логика утилитаризма  незамысловатая. Представьте, что  индивиды Питер и Пол равны во всем, за исключением того, что первый зарабатывает 80 тыс. дол., а второй 20 тыс. дол. в год. Перераспределение одного доллара от  Питера к Полу означает уменьшение полезности у Питера и ее увеличение у Пола, но в связи с убыванием предельной полезности для Питера полезность сокращается в меньшей степени, чем она возрастает для Пола.

     Таким образом,  перераспределение доходов ведет  к росту совокупной полезности  и приближению к цели утилитаризма. Но это не уравнительное распределение.  Утилитаристы отрицают полное равенство доходов, так как они принимают один из принципов экономической науки: человек реагирует на стимулы.

     Перераспределение  доходов в пользу  Пола предполагает  определенной государственной политики  в налогах и социальном стр††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††ают, следовательно, снижается как совокупный доход, так и совокупная полезность.

      Государство, руководствуясь утилитаристскими  ценностями, должно постоянно поддерживать  баланс выгод равенства членов  общества и потерь, связанных  с искажением стимулов. Чтобы максимизировать совокупную полезность, правительство вынуждено прекратить попытки дальнейшего выравнивания доходов  в обществе.

     ЛИБЕРАЛИЗМ  

     Другое  направление философской мысли,  избравшей  предметом исследования  вопросы равенства членов общества, называется либерализмом. Наиболее полно его положения представлены в книге философа Джона Роулса «Теория  справедливости», опубликованной в 1971 году и быстро завоевавшей репутацию классической работы. Он начинает с того, что ставит вопрос: Можем ли мы объективно оценить справедливость общества? Роулс предлагает следующий мыслительный эксперемент.  Представьте, что мы собрались для разработки правил, которые будут управлять обществом (до нашего рождения). То есть, мы находимся в « исходном пункте» позади «завесы незнания». Именно здесь мы сможем выработать справедливые правила и проанализировать их влияние на каждого человека. Так как мы собрались в одном месте, и никто не имеет возможности предвидеть свое будущее, результатом соглашения явятся справедливые принципы. Построенные на данном принципе общественная политика  и институты позволяют нам объективно оценить степень справедливости политики.

      Затем Роулс рассматривает общественную  политику, которая  могла быть  выработана за «завесой незнания». В частности, он рассматривает оценку справедливости системы распределения человеком, не имеющем представление о том, попадет ли он в реальной жизни на вершину пирамиды доходов, в середину, или в ее основание. Роулс утверждает, что такого бы человека интересовала бы возможность оказаться внизу пирамиды распределения доходов. Следовательно, при разработке политики мы должны преследовать интересы повышения благосостояния беднейшего человека. То есть стремиться не к максимизации совокупной полезности, а к увеличению минимальной полезности. Правило Роулса называется критерием  максимина.  Такой критерий, однако, не предполагает уравнительного распределения.

     Если  правительство будет стремиться  к полному равенству в доходах,  то исчезнут стимулы к  труду и совокупный доход общества существенно сократиться, а положение наибеднейшего индивида еще более ухудшится. Таким образом, критерий максимина предполагает неравенство в доходах, так как эти различия стимулируют индивидов к труду, и, следовательно, возможности общества помочь бедным повышаются.

     ЛИБЕРТАРИАНИЗМ – политическая философия, в соответствии, с которой основная обязанность государства – обеспечение наказания преступников и претворение в жизнь добровольных соглашений, но никак не перераспределение доходов граждан. Либертарианцы утверждают, что доходы получает не общество, а исключительно его члены. И государство не имеет право  нечто у свободных индивидов в пользу других людей, даже ради достижения определенного уровня справедливости распределения доходов.

     В  то время как утилитаристы  и либералы пытаются оценить  желаемы для общества уровень  справедливости, последние отрицают  возможность самой постановки  такого вопроса. Если доход  получен несправедливым образом,  – например, путем кражи законной собственности  - правительство имеет право и обязано наказать преступника. Но до тех пор, пока процесс, определяющий распределение дохода, справедлив, справедлив и его результат, вне зависимости от пропорций его распределения.

     Сторонники  свободы воли делают вывод, что правительство должно обеспечить реализацию личных прав граждан, гарантировать равенство возможностей в использовании талантов и достижении успеха. Как только установлены правила игры, правительство не имеет оснований изменять результаты распределения доходов.

     Программы  по оказанию помощи беднейшим  слоям включают следующие направления:

     Закон  о минимальном размере, оплаты  труда. Его сторонники рассматривают  определение нижнего предела  заработной платы как способ  помощи работающим бедным. Но есть критики и противники.

     Социальное  страхование – правительственные  программы, направленные на повышение  доходов нуждающихся граждан.  Критиков тоже много: распад  семей и т.д.

     Отрицательный  подоходный налог – налоговая  система, основанная на поступлении платежей от ДХ с высокими доходами и выплаты трансфертов малоимущим семьям. Это своеобразный налоговый кредит, стимулирует интерес к труду.

     Трансферт  в натуральной форме – прямое  предоставление определенных товаров  и услуг: питание, медицинские услуги, кров. Этот вид платежей более популярен, чем денежные выплаты.

 

ПРОБЛЕМЫ  ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВА  В ЭКОНОМИКУ

 

 

     В  предыдущих лекциях мы рассмотрели  инструменты  экономического  анализа  экономики   как  единого целого и методы политического воздействия

на нее. В  заключении  мы рассмотрим доводы «за» и «против»  различных вариантов  макроэкономической политики. Основа нашего обсуждения – знания, которые  вы приобрели при изучении курса  экономикс.

     Мы  рассмотрели, что изменение СС и СП могут привести к краткосрочным колебаниям в объеме производства и уровне занятости. Мы увидели, что инструменты монетарной и финансово-бюджетной политики позволяют воздействовать на совокупный спрос, и соответственно, экономические колебания. Но даже если политика имеет возможность воздействовать на экономические колебания, означает ли это, что они должны «вмешиваться « в экономику?

     ДОВОДЫ  «ЗА» СТАБИЛИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ

     Естественное  развитие экономики сопровождается  колебаниями. Если ДХ и фирмы пессимистически оценивают экономические перспективы, они сокращают расходы, что ведет к уменьшению  совокупного  спроса  на товары и услуги. Сокращение СС, в свою очередь обуславливает снижение объемов производства товаров и услуг, Фирмы увольняют рабочих, соответственно возрастает уровень безработицы, а реальный ВВП и другие показатели доходов снижаются.      Возрастание уровня безработицы и уменьшение доходов приводит к еще большему скепсису в оценке населением перспектив экономики  и возрастанию пессимизма, явившимся первоначальным толчком к экономическому спаду.

     Рецессия означает бесполезную растрату экономических ресурсов. (Рецессионный  разрыв – величина, на которую должны измениться совокупные расходы с тем, чтобы реальный ЧНП достиг неинфляционного уровня полной занятости.) (Инфляционный разрыв – величина, на которую кривая  совокупных расходов, должна сместиться вниз, чтобы номинальный ЧНП соответствовал уровню неинфляционного ЧНП произведенного, при полной занятости.)      Безработные предпочли бы иметь постоянную работу, владельцы компаний желали бы производить товары и услуги. Макроэкономическая теория подсказывает политикам, что они имеют возможность смягчать последствия экономических колебаний. Денежно –кредитная и финансово-бюджетная политика позволяет стабилизировать СС,  а, следовательно, и объемы производства, и уровень занятости. Если  уровень СС не позволяет экономики выйти на полную занятость, политики должны:

  • Повышать расходы правительства,
  • Уменьшать налоги и
  • Увеличивать предложение денег.

     Когда  СС избыточен, что ведет к   повышению риска возрастания  темпов инфляции, политики должны:

  • Сокращать правительственные расходы,
  • Увеличивать налоги и
  • Уменьшать предложение денег.

     Макроэкономические  инструменты денежно-кредитной политики и финансово-бюджетной политики, направленные на устойчивый экономический  рост, приносят пользу каждому члену общества.

АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ» ГОСУДАРСТВЕННОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ  НА ЭКОНОМИКУ

 

     Одна из  проблем использования инструментов  денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики состоит в том,  что она оказывает воздействие на экономику со значительным запозданием. Изменение процентной ставки влияет на уровень расходов, особенно инвестиций. Но многие ДХ и фирмы заранее составляю планы расходов. Для того чтобы изменение процентных ставок стало воздействовать на  СС на товары и услуги, требуется время.  Результаты многих исследований указывают на то, СС отзывается на изменения  монетарной политики в лучшем случае по прошествии шести месяцев.

     Постоянное  запаздывание финансово-бюджетной  политики связано с длительностью  политического процесса внесения  изменений в правительственные  расходы и налоги.

     Наличие значительных  временных лагов предполагает, что  политики, преследующие цель стабилизации экономики, ориентируются не на реальные экономические условия, а на прогнозы состояния экономики. К сожалению, экономическое прогнозирование чрезвычайно неточно, частично потому, что макроэкономика достаточно грубая наука, частично в связи с непредсказуемостью шоковых  изменений, вызывающих  колебания экономики.

     Устранение  экономических колебаний – несомненное  благо, однако достижение поставленной  цели при данных ограничениях  макроэкономических знаний и  непредсказуемости событий в  мире п††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††ст цен сопровождается реальными издержками субъектов экономики.

  • Растрата ресурсов при сокращении денежных резервов
  • Колебания в уровне потребительских расходов.
  • Постоянное изменение относительных цен.
  • Изменение налоговых обязательств из-за отсутствия индексации налогов.
  • Произвольное перераспределение богатства.

     Некоторые  экономисты считают, что в действительности  эти издержки невелики, по крайней  мере, при умеренной инфляции  на уровне 3%.

Информация о работе Макроэкономика