Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:44, курсовая работа
Чтобы измерить ВНП по расходам, необходимо суммировать все расходы на создание конечных благ и услуг. Однако в реальной экономике пользуются более сложными определениями составляющих расходы.
С помощью ряда корректировок можно перейти от национального дохода к личному доходу, доходу, получаемому домашними хозяйствами и некорпорированными предприятиями. Три из этих корректировок самые важные.
Во-первых, надо вычесть из национального дохода часть прибыли корпораций, которую они оставляют в своем распоряжении, либо направляют на уплату налогов государству. Для этого из величины национального дохода вычитают прибыль корпораций и прибавляют сумму дивидендов.
Во - вторых, к величине национального дохода необходимо прибавить чистую сумму транспортных платежей: она равна сумме трансфертных платежей отдельным гражданам за вычетом перечисляемых государству взносов на социальное страхование.
В - третьих, вместо процентных платежей предприятий надо включить процентные поступления домашних хозяйств: эта корректировка осуществляется путем прибавления личного дохода, полученного в виде процентов и вычета величины чистого процента.
Величина личных доходов, полученных в виде процента, отличается от величины чистого процента, помимо прочего, на сумму процентных платежей по государственному долгу.
Таким образом, личный доход равен:
ЛИЧНЫЙ ДОХОД = национальный доход
прибыль корпораций
Взносы на социальное страхование
чистый процент
+ дивиденды
+ Трансфертные платежи государства населению
+ Личный
доход, полученный в виде
Затем,
вычтя сумму личного
ЛИЧНЫЙ РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД= личные доходы
минус личные
налоговые и неналоговые
Личный располагаемый доход - это средства, остающиеся в распоряжении домашних хозяйств и некорпоративных предприятий после выполнения налоговых обязательств перед государством.
При
изучении колебаний реального
ВНП и других экономических
показателей желательно «
ИЗМЕРЕНИЕ СТОИМОСТИ ЖИЗНИ:
Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ). Расчетом индекса потребительских цен занимается Бюро статистики труда, входящее в Министерство труда США. Прежде всего, производится сбор данных о ценах на тысячи товаров и услуг. Как ВНП в едином показателе отражает стоимость множества произведенных товаров и услуг, так и индекс потребительских цен отражает цены многих товаров и услуг. Это показатель общего уровня цен.
Каким образом экономисты объединяют всю совокупность существующих в экономике цен в единый показатель, достоверно характеризующий уровень цен? Можно было бы просто рассчитать среднее значение всех цен. Но это предполагает одинаковый подход ко всем видам товаров и услуг. Но поскольку люди потребляют больше кур, чем черной икры, цена курицы должна иметь больший вес в индексе потребительских цен.
Бюро статистики труда взвешивает различные виды товаров путем расчета цены определенного набора товаров и услуг, приобретаемых типичным потребителем (потребительской корзины). Индекс потребительских цен есть отношение цены потребительской корзины к ее цене в базисном году.
Например, предположим, что типичный потребитель каждый месяц приобретает 5 яблок и 2 апельсина. Тогда потребительская корзина состоит из пяти яблок и двух апельсинов. Соответственно, индекс потребительских цен
(5 х факт.цена яблок) + (2 х факт. цена апельсинов)
ИПЦ=--------------------------
(5 х цена яб. в 198 г.) + ( 2 х цена ап. в 1982 г.)
Индекс потребительских цен привлекает наиболее пристальное внимание общественности, но это не единственный показатель движения цен, Другой показатель - это индекс оптовых цен, показывающий цену типичного набора товаров, приобретаемого не потребителями, а фирмами. Помимо этих общих индексов цен, Бюро статистики труда рассчитывает индексы для отдельных групп товаров, таких, как продукты питания, жилье и энергия.
Ранее в этой главе мы рассмотрели другой показатель уровня цен - дефлятор ВНП, выражающий отношение номинального объема ВНП к реальному. Дефлятор ВНП и индекс потребительских цен дают различную информацию об общем уровне цен в экономике. Между этими двумя показателями существуют три основных различия.
ПЕРВОЕ различие состоит в том, что дефлятор ВНП отражает цены всех произведенных товаров и услуг, в то время как в индексе потребительских цен учитываются только цены товаров и услуг, приобретаемых потребителями. Так, увеличение цен на товары и услуги, приобретаемые фирмами или государством, найдет отражение в дефляторе ВНП, но не в индексе потребительских цен.
ВТОРОЕ различие состоит в том, что в дефляторе ВНП учитываются только товары, произведенные американскими гражданами. Товары, импортируемые из-за рубежа, не учитываются в ВНП и не отражаются в дефляторе ВНП. Таким образом, увеличение цены «Тойоты», собранной в Японии и проданной в США, отразится в индексе потребительских цен, поскольку она приобретается американскими потребителями, но не найдет отражения в дефляторе ВНП.
ТРЕТЬЕ, и наиболее существенное, различие состоит в способах агрегирования различных цен. При расчете индекса потребительских цен цены различных товаров имеют постоянные веса, в то время как при расчете дефлятора ВНП применяются переменные веса. Другими словами, индекс потребительских цен рассчитывается для неизменного набора товаров, в то время как в дефляторе ВНП предполагается изменение набора товаров в соответствии с изменением состава ВНП. Проиллюстрируем это на примере экономики, в которой производятся и потребляются только два вида товаров - апельсины и яблоки.
номинальный объем ВНП ( Р яб. х Qяб.)+( яб.хQап.)
Дефлятор ВНП ------------------------------
реальный объем ВНП (Р82 яб.х Q ап.)+(Р82 я хQап)
Индекс потребительских цен:
( Р яб. x Qяб.82) + ( Р ап. х Q ап.82)
ИПЦ =-----------------------------
(Ряб.82 х Qяб. 82) + ( Р ап. 82 х Q ап 82)
Эти
уравнения показывают, что в дефляторе
ВНП и в индексе
Индекс,
рассчитываемый для
индекс ПААШЕ.
В экономической теории
Измерение не занятости: уровень безработицы.
Состояние экономики характеризуется также тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы. Поскольку основным ресурсом является рабочая сила, поддержание занятости - важнейшая цель в общей численности желающих работать (в процентах). Человек считается занятым, если большую часть предшествующей недели он работал, а не занимался домашним хозяйством, учебой или еще чем-нибудь еще. Человек считается безработным, если он не работает в ожидании выхода на новую работу, является временно уволенным или ищет работу. Люди, не попадающие в первые две категории (например, студенты или домашние хозяйки), не входят в состав рабочей силы: они не имеют работы, не ищут ее и не ожидают перехода на новую работу.
РАБОЧАЯ СИЛА - это совокупность занятых и безработных, а уровень безработицы определяется как процент безработных в общей численности рабочей силы.
Макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей называемых агрегатами. Важнейшими агрегатами являются:
реальный объем национального производства, объединяющий равновесные количества товаров и услуг, уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг.
Если отложить
эти показатели на осях
координат можно получить
Реальный объем производства обычно характеризуют при помощи показателей ВНП или НД. Однако для оценки состояния и перспектив развития экономики не так важен абсолютный размер ВНП, как темпы его роста. Поэтому по горизонтальной оси откладывают годовые темпы прироста ВНП или НД (рис 2).
По вертикали ведут отсчет дефлятора ВНП или годовых темпов прироста цен.
Таким образом, полученная система координат дает представление как о количестве материальных благ в обществе, так и о средней цене (уровне цен) этих благ, что в конечном итоге позволяет строить кривые спроса и предложения применительно к национальной экономике в целом.
Совокупный спрос представляет собой модель, показывающую различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.
Совокупное предложение есть модель, показывающая уровень наличного, реального объема производства при каждом возможном уровне цен.
аналогично основным выводам из микроэкономики, макроанализ позволяет заключить,что более высокие цены создают стимулы для расширения производства и наоборот.
Одновременно рост цен при прочих равных условиях ведет к снижению совокупного спроса.
В
нашем примере равновесие
Динамика
ВНП и кривая совокупного предложения
дают также представление
об изменении величины
При прочих равных условиях, рост ВНП сопряжен с увеличением количества рабочих мест и сокращением безработицы, тогда как в период депрессии и кризиса безработица быстро растет. Изменение уровня занятости происходит в том же направлении, что и изменения реального ВНП, хотя и проявляются с некоторым временным отставанием.
Приведенный
график носит абстрактный
Если же принимать во внимание особенности воспроизводственной конъюнктуры, то на кривой совокупного предложения можно будет выделить три неравнозначных участка: горизонтальный, вертикальный и промежуточный.
Первые два участка и соответствующие им ситуации абсолютизируются двумя основными школами кейнсианской и классической соответственно. Рассмотрим основные положения этих противоположных по сути концепций применительно к модели совокупного спроса и предложения.
Классическая школа утверждает, что всякая кривая совокупного предложения является вертикальной. Эта концепция исходит из посылки, что экономика работает на полную мощность и при полной занятости ресурсов. В этих условиях за короткий срок невозможно получить дальнейшего увеличения объема производства, даже если к этому побуждает увеличение совокупного спроса.
Отдельные фирмы могут пытаться расширить свое производство, предлагая более высокие цены за ресурсы, но тем самым они понижают объемы производства других фирм. Усиление конкуренции на рынке ресурсов ведет к повышению их цен и является фактором инфляции.