Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].
Предприниматели могут использовать следующие способы изучения конъюнктуры рынка:
- через союзы предпринимателей и ассоциации;
- через личные контакты с будущими конкурентами;
- через печать;
- из обзоров
по отраслям и видам
4. Конкурентоспособность
Под конкурентоспособностью товара подразумевается все то, что обеспечивает ему преимущество на рынке, содействует его успешному сбыту в условиях конкуренции. Конкурентоспособность определяется как характеристика товара, в которой отражается его отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной полезности, так и по затратам на ее удовлетворение. В этом разделе должны быть ответы на следующие вопросы: кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров? Как обстоят дела: с объемом продаж, с доходами, с внедрением новых моделей, с техническим сервисом (если речь идет о машинах и оборудовании)? Много ли внимания и средств конкуренты уделяют рекламе своих изделий? Что собой представляет их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей? Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова их политика цен?
5. Стратегия маркетинга.
Задача маркетинга
– выявить главные факторы, способствующие
успешному завоеванию рынка. В этом
разделе предприниматель должен
объяснить потенциальным
1) схема распределения товара;
2) ценообразование;
3) реклама;
4) методы стимулирования продаж;
5) организация
послепродажного обслуживания
6) формирование
общественного мнения о
На 3-4 страницах излагаются следующие вопросы:
- способы продажи
товара: через фирменные магазины
или через оптовые торговые
организации, либо
- порядок ценообразования
на товары и уровень
- способ рекламы и сумма средств на нее;
- пути и способы увеличения объема продаж;
- порядок организации
службы сервиса и требуемые
средства на это (для
- пути обеспечения
хорошей репутации своих
Если бизнес-планом предусматривается реализация товара за рубежом, то желательно привести сведения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах, в которые предполагается продавать товар.
6. План производства (реализации)
Главная задача
раздела доказать будущим партнерам,
что предприниматель будет
Где будут изготавливаться товары: на действующем или вновь создаваемом предприятии?
Какие для этого требуются производственные мощности, и как они будут возрастать год от года?
Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними? С кем предполагается производственная кооперация?
Данные желательно приводить на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий – на 4-5 лет. Приводится схема производственных потоков на предприятии с указанием на каких стадиях и какими методами будет производиться контроль качества, какими стандартами будут руководствоваться при этом.
Завершается раздел оценкой возможных издержек производства и их динамики на перспективу. Указываются затраты, связанные с утилизацией отходов производства и охраной окружающей среды.
Для торговых и сервисных предприятий указывается, где предполагается закупать товар, система управления запасами на складе.
Для новых предприятий выделяется вопрос о местоположении предприятия и его нагрузке на окружающую среду.
7. Организационный план
В организационном разделе речь идет о том, с кем собирается предприниматель организовать свое дело и как планируется наладить их работу. При этом отправной точкой должны быть квалифицированные требования к будущим специалистам:
- профиль, образование, практический опыт;
- предлагаемая зарплата;
- источник получаемых специалистов;
- возможность
пользоваться услугами какой-
Если часть
персонала к моменту начала деятельности
уже нанята, то необходимо дать о
своих сотрудниках краткие
В этом разделе приводится организационная схема предприятия, из которой должно быть четко видно: кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать друг с другом и как координировать и контролировать их деятельность.
Целесообразно
оговаривать вопросы оплаты труда
персонала и его
8. Юридический план
Этот раздел особенно важен для новых предприятий и фирм. В нем указывается форма собственности, в которой намечается вести дело: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, частное предприятие, кооператив, совместное предприятие. Каждая из форм предприятия требует соответствующей организационной структуры управления и влияет на эффективность работы предприятия. Для государственных предприятий следует четко изложить систему подчиненности и границы вмешательства вышестоящих органов. Для акционерного общества четко объяснить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами.
9. Оценка риска и страхование
В настоящее время, когда хозяйственные и экономические связи нарушены, постоянно растут цены, степень риска велика. Он связан не только с пожарами, ураганами, землетрясениями, но и с нарушением поставок, несвоевременной оплатой, возможным резким изменением налоговой политики.
Желательно предугадать все типы рисков, с которыми может столкнуться предприниматель, источники и момент их возникновения. Исходя из этого, наметить контрмеры по их предотвращению, предусмотреть уменьшение последствий рисков. В разделе намечаются организационные меры профилактики рисков и программа страхования от них. Например, при риске сбоев в графике железнодорожных поставок материалов и комплектующих надо проработать альтернативную программу транспортировки изделий автомобильным транспортом.
В разделе указывают, какие типы страховых полисов и на какие суммы планируется приобрести.
10. Финансовый план
Финансовый план должен дать ответы на вопросы: откуда поступают деньги, на что они будут потрачены, каково соотношение наличных денег с потребностью в них. Финансовый план составляют на год с разбивкой по месяцам. Он должен убедить инвестора, компаньона в том, что предприниматель способен выполнить взятые на себя обязанности.
Состоит финансовый план из следующих разделов.
1. Прогноз объемов реализации.
2. Баланс денежных расходов и поступлений.
3. Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
4. График достижения безубыточности (самоокупаемости).
Прогноз объемов
реализации дает представление о
той доле рынка, которую предполагает
завоевать предприниматель
Баланс денежных расходов и поступлений оценивает, сколько денег нужно вложить в проект до начала его реализации и по ходу дела. Главная задача баланса – проверить сохранность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия при реализации проекта.
Сводный баланс активов и пассивов предприятия составляют на начало и конец первого года реализации проекта. Активы – это имущество предприятия, использование средств. Пассивы – капитал, источники средств.
Этот раздел тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов.
11. Стратегия финансирования
В этом разделе
предпринимателю необходимо изложить
план получения средств для
При поиске источников финансирования можно использовать не только кредиты банков, но и привлечение средств партнеров или новых акционеров.
В разделе оценивается срок возврата заемных средств. Он требует специальных расчетов, а простейший из них можно провести по формуле:
Т = К : П,
где Т – срок окупаемости (год, квартал, месяц);
К – инвестиции, требующиеся для осуществления проекта в определенный период времени, руб.;
П – прибыль, полученная от реализации проекта за этот же период времени, руб.
6.5. Экономическая эффективность деятельности и пути ее повышения
Экономическая эффективность проявляется через сопоставление результата (эффекта) с вызвавшими его текущими затратами или применяемыми экономическими ресурсами.
Критерий эффективности
в общем виде можно представить
как соотношение между
Экономический эффект – это результат предпринимательской деятельности, который может выражаться в ряде показателей розничном товарообороте, прибыли, доходе, чистой продукции.
К показателям народнохозяйственной эффективности торговли можно отнести ресурсоотдачу – это отношение розничного товарооборота к совокупным экономическим ресурсам (экономическому потенциалу).
К показателям
хозрасчетной эффективности малых
предприятий относятся все
Показатели эффективности и производительности живого труда – это показатели производительности труда, уровень расходов на оплату труда; рентабельность – как отношение прибыли к фонду заработной платы; прибыль на одного работника.
К показателям эффективности текущих затрат относятся уровень расходов, характеризующий размер текущих затрат на рубль товарооборота и рентабельность расходов – это отношение прибыли к расходам на реализацию товаров.
Пути повышения эффективности:
1. Опережающий рост эффекта торговой деятельности по сравнению с увеличением производственных ресурсов.
2. Опережающий рост эффекта по сравнению с увеличением текущих затрат (расходов на реализацию товаров) и капитальных вложений.
3. Снижение трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости единицы полезного эффекта деятельности.
4. Снижение фондоемкости и капиталоемкости единицы полезного эффекта деятельности.
5. Повышение и сохранение качества товаров народного потребления.
6. Снижение потерь и непроизводительных затрат.
Вопросы для самопроверки знаний
1. Как формируется предпринимательская стратегия?
2. Охарактеризуйте порядок и этапы разработки бизнес плана.
3. Какие разделы включает бизнес-план?
4. Каковы пути повышения деятельности малых предприятий?
Тема 7. Управление малым предприятием
7.1. Организация управления малым предприятием.
7.2. Жизненный
цикл товара и фирмы, их
7.1. Организация управления малым предприятием
Конкурентоспособность
предприятия непосредственно
Под управлением понимается процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.
Управление – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Эффективность деятельности малого предприятия зависит от выбранной стратегии его развития и стратегии управления.
Под стратегией понимается определенное направление развития предприятия, план достижения его целей.
Для достижения поставленных целей руководство малого предприятия выполняет в комплексе следующие функции:
1) выработка и принятие решений;
2) коммуникативная функция, т. е. обмен информацией, необходимой руководителю для принятия решений и доведения их до работников;
3) планирование, включая стратегическое и текущее;
4) мотивация сотрудников;
5) учет и анализ деятельности предприятия
Структура управления – это совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления предприятием, реализуемых в конкретных организационных формах и обеспечивающих целостность и эффективность управления.
Руководитель малого предприятия должен:
1. Знать, изучать и анализировать факты, поведение потребителя, влиять и прогнозировать логику развития событий на предприятии и во внешней среде.
2. Определять текущие и перспективные цели, разрабатывать конкурентоспособную стратегию развития предприятия, направленную на использование потенциальных возможностей коллектива.