Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].
критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные
основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
Видимо универсальных
безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется
целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по
каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя
относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в
индивидуальном порядке.
1.4 Виды малых предприятий.
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают
типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий,
подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно,
малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид,
не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие –
всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам
предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных,
коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по
критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые
государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых
предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-
то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования,
материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти
системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого
предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем.
Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами,
членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными,
совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того,
малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами,
предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то
это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым
государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава
государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид
созданного предприятия –
В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так
именно применительно к
таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий
совпадают.
1.5 Правовые основы малого бизнеса
Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление
существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-
правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с
целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую
очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке
и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения
предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления
определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за
счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло
постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития
конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд
поддержки малого предпринимательства).
А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие
положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного
стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого
предпринимательства.
Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ
по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г.
Правительством РФ одобрена целевая
Федеральная программа
поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.
В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной
области, включая совершенствование законодательства, развитие системы
финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение
малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения
государственных нужд и др.
В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа
государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.
Остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в
содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего
предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого
бизнеса в России.
Кстати на реформу налогообложения и рост частного предпринимательства в
России, Агентство США по международному развитию затратило в 1992-1996 годах
около 435 млн. долларов – это больше, чем в других странах СНГ. Средства на
поддержку малых и средних предприятий исключены из федерального бюджета на
этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала очевидной
важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который смягчил
экономический спад.
1.6 Особенности и функции малого предприятия.
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных
особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права
собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия:
ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений
между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации
работы персонала и более
высокой степени его
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие
фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой
объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем
и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на
обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью
ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка,
но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс
и все связанное с его
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется
родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю
деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если
“гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то
малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков,
собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей,
родственников и т.д.).
Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного
капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это
соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить
экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя;
во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора
научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых –
агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции социа
предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой
творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально
уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и
т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В –
третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного
обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых,
небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют
потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).
Уже сегодня актуальна и будет
актуализироваться и далее
малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной
экономикой.
1.7 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью.
Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления
небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и
ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников
сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким
образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в
доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве
мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении
является преимущественно
утилизируют отходы крупных производств,
изготавливают комплектующие
для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех
сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и
инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.
Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых
предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это
предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное
развитие экономики.
Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный
импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа
глобальных структурных
приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано
подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта
новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы
переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика –
это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет
возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных
изменениях в экономике.
Эту “доводку крупных преобразований” призваны обеспечивать малые предприятия, но
только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков
небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые
предприятия данного направления.
Каждое крупное структурное
изменение в экономике
высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их
переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере
груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной
занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае
они выполняют функции стабилизации общественного развития.
Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них
сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это
производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные
виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей
организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые
предприятия дают значительную отдачу.
Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется
малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в
странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется
принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные
объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга,
особенно в сфере
разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых новых десяти
технологических идей рождаются в малых фирмах.
Предприниматели стремятся быть индивидуалистами. И часто именно это позволяет
им раздвигать границы знаний. Идеи являются их “товарными запасами”. Хотя, по
словам экономиста Леонарда Вайса: “большинство исследований показывает, что.
размеры предприятия мало влияют на интенсивность исследований, но могут
снизить ее в некоторых отраслях”