Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].
В 1998 г. среднемесячная заработная плата всех категорий работников малых
предприятий составляла 816,5 рубля (по крупным и средним предприятиям -
1100,7 рубля). Следует отметить также,
что общим для всех
районов является значительный рост среднемесячной оплаты труда работающих по
сравнению с ростом их численности. Поэтому, говорить о решении проблемы
занятости в стране ещё рано, так как основная часть работающих в народном
хозяйстве занята на уже действующих предприятиях.
В 1998 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ, услуг по
всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это по оценке, составило около
7% выпуска продукции, работ
и услуг всех отраслей
занимающихся производством
произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился
по сравнению с 1997 г. на 13,6%.
По основному виду деятельности предприятий было произведено продукции, работ,
услуг на 231,8 млрд. рублей, три четверти этого объема приходиться на валовой
доход предприятий торговли и общественного питания (26,1%), выпуск
промышленной продукции (24,2%) и объем произведенных строительных работ
(26,1%).
Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 1998 г. составили 22,5
млрд. рублей, или 5,6% всех инвестиций на развитие экономики и социальной
сферы России. По сравнению с 1997 г. в сопоставимых ценах они уменьшились на
3,5%. В 1998г. произошли изменения
в отраслевой структуре
|
|
малых предприятий в основной капитал. Если в 1997 г. преобладали инвестиции
по отрасли "строительство" (40,9%), то в 1998 г. - по отрасли "торговля и
общественное питание" (38,2%).
|
Распределение инвестиций отображено в ниже представленной диаграмме.
В большинстве экономических
прибыли и платежей. Действие указанных факторов снижает объем поступлений в
доходную часть бюджетов всех уровней.
2.2 Проблемы малого бизнеса
Многие характерные
России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных
рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня
значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов
(таблица 4).
Основные проблемы частного предпринимательства в России
Порядок значимости по мере упоминания |
Основные проблемы |
1 |
Налоги |
2 |
Законодательство |
3 |
Инфляция |
4 |
Экономическая ситуация в целом |
5 |
Поставки, дефицит |
6 |
Трудности получения и высокая ставка за кредит |
7 |
Неплатежеспособность партнёров |
8 |
Несовершенство банковской системы |
9 |
Политическая ситуация |
10 |
Бюрократия |
11 |
Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки |
12 |
Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов |
13 |
Недостаток информации, культуры, опыта |
14 |
Кадровые проблемы |
15 |
Рэкет |
16 |
Отрицательное отношение к предпринимателям |
Августовский кризис в России показал, что в нашей стране средний класс, класс
собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это
такой ценой.
Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей
обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съезда
предпринимателей малых
ü Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
ü Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий,
особенно в производственной сфере;
ü Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти
нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а
там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;
ü Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена
информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в
организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей
различных регионов между собой.
На состоявшейся, в рамках Всероссийского экономического форума, научно-
практической конференции, Президент Российской ассоциации развития малых
предприятий Александр Иоффе отметил, что властям нужны очень простые
инструменты – ум, воля, совесть. “Ни Министерство антимонопольной политики и
развития предпринимательства, ни Фонд поддержки, ни другие надстроечные
структуры не смогут радикально изменить положение, если по-прежнему идеи
совершенствования правового поля малого бизнеса будут звучать только на
словах. Малый бизнес, - заявил А.Иоффе, - есть только тогда, когда его много,
и только в этом случае он становится действенной силой экономики, важным
социальным инструментом. Этого не будет пока, государство не скажет, что
поддержка экономической инициативы граждан является важнейшим приоритетом.
Лишь после этого будут
тогда удастся разобраться с
налогами и административными барьерами”
Резко высказался по поводу чиновнических методов управления малым бизнесом
председатель Российского
Александр Попов:
- Жирующие чины власти, сказал
он, придумывают ежегодное
причем, на второй год могут и не дать работать. А это значит, что
предприятие, заключившее договора, оказываются не в состоянии их выполнить, и
попадает в отношения, связанные с расправой. На самом деле, эти препятствия
создаются ради поборов.
Малый бизнес совершенно лишен и социальной защиты. Фонд социального развития,
- считает А.Попов, - вследствие применяемой системы транзитных счетов, не
дает возможности малым
для оплаты лечения, отдыха. Материальной поддержки персонала.
О вреде некомпетентности в бизнесе говорил проректор академии менеджмента и
рынка Вениамин Каганов. "Чтобы принимались правильные решения чиновниками
всех уровней, - считает В. Каганов, - их нужно вовлечь в систему обучения,
может быть, даже восстановив прежнюю систему повышения квалификации. Сейчас
все некомпетентны в бизнесе: и предприниматели, и налоговые инспекторы, и
работники правовых органов. Должно стать правилом, что чиновники проходят
подготовку для работы в поле предпринимательства".
Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой
финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не
проявляя особого желания
это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита
размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится
во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там
финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.
Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся
в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь
кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим
спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков,
складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие
занимаются финансированием
технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.
Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно
затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия.
Многие малые предприятия
Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только
половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.
Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь
свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.
Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:
44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;
17% - отсутствие управленческого опыта;
16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах,
снабжении и производстве;
15% - отсутствие опыта работы в отрасли;
1% - небрежность в ведении дел;
1% - мошенничество или бедствие;
6% - иные причины, с которыми
сталкиваются руководители
Стоит также отметить, что лишь
20% руководителей предприятий
соответствующее образование.
Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным
образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.
3. Государственная поддержка малого бизнеса
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса.
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики
развитых стран показывает, что
правительственный выбор
этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем.
Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления
развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:
ü Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
ü Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров
народного потребления;
ü Лекарственных препаратов и медицинской техники;
ü Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
ü Строительство объектов жилищного, производственного и социального
назначения.
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия
развитию мелкого бизнеса
осуществляется посредством
предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и
льготного налогообложения.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в
большинстве промышленно развитых стран является система государственных
заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу
гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить
производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать
оборудование и многое другое.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и
частными предприятиями
консультационных услуг малым компаниям.
Особая система
занимающихся научно-
занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских
работ.
Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих
программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из
всех программ можно выделить главные общие идеи:
ü Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а
одно из основных условий экономического
и социального возрождения
ü Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства
позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из
государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около
50 млн. человек.
ü Реализация мероприятий по обеспечению производственной и
инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное
количество новых малых
мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.
ü Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных
социально-экономических процес
формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором