Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].

Вложенные файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 908.50 Кб (Скачать файл)

1.6. Взаимосвязь  малого бизнеса с другими субъектами

Выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:

- производственную;

- коммерческую;

- финансовую.

Будучи относительно самостоятельными, указанные виды предпринимательской  деятельности взаимно дополняют  друг друга и могут развиваться  вместе.

К производственному предпринимательству относится производство продукции, товаров, услуг, работ, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства является для предпринимателя основной. Предприниматель использует все факторы производства – рабочую силу, производственные фонды, материалы, информацию.

Предпринимательство коммерческого вида включает товарно-денежные и торгово-обменные операции по купле-продаже.

Коммерческое  предпринимательство включает:

1) наем работников  для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товаров, проведение рекламной работы, оформление документов;

2) приобретение, закупку товара для последующей  продажи;

3) наем помещений,  складов, баз, торговых точек,  необходимых для хранения и  реализации товаров;

4) получение  и оплату услуг сторонних организаций  и лиц, выполняющих посреднические  функции;

5) привлечение  денежных средств в кредит  для финансирования сделки и  последующий возврат кредита  с процентами;

6) получение  и приобретение необходимой информации;

7) реализацию  товаров покупателю и получение  выручки;

8) реализацию  сделки, выплату налогов и платежей  республиканским и местным налоговым  органам.

В финансовом предпринимательстве объектом купли продажи являются валюта, ценные бумаги, деньги.

Финансовым предпринимательством занимаются коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия и организации и отдельные предприниматели.

Специфическим видом финансового предпринимательства  является выпуск собственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных бумаг (денежных обязательств, векселей). Эти ценные бумаги предприниматель продает, размещает, при определенных условиях и обязательствах, в качестве финансового товара.

Финансовое предпринимательство  требует получения информации о  потенциальных покупателях валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных операций и порядке их оформления, об источниках ресурсов.

Основная завершающая  часть финансовой сделки – это  продажа денег, валюты, ценных бумаг  покупателю.

Предприниматель получает денежную выручку, которая должна быть достаточной для покрытия всех расходов и получения прибыли.

Различают следующие формы предпринимательской деятельности:

- частная, осуществляемая частным лицом на основе собственного имущества и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

- коллективная, осуществляемая группой граждан на основе собственного имущества и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

- контрактная, осуществляемая руководителем предприятия на основе контракта, заключенным с собственником или уполномоченным им лицом.

Предпринимательство может осуществляться:

- без образования  юридического лица;

- с образованием  юридического лица;

- без использования  наемного труда;

- с использованием наемного труда.

Вопросы для самопроверки знаний.

1.  Сформулируйте сущность и основные черты предпринимательской деятельности.

2.  Какова история развития малого бизнеса?

3.  Какое место занимает малый бизнес экономике?

4.  Охарактеризуйте виды предпринимательской деятельности.

Тема 2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса  и возможности его использования.

2.1. Критерии  отнесения предприятий и организаций  к субъектам малого бизнеса

2.2. Роль  малого бизнеса в экономике  развитых стран

2.1. Критерии отнесения предприятий и организаций к субъектам малого бизнеса

Термин “малые”  и “средние” предприятия впервые  использовал британский министр  М. Милан в 1931 г. в докладе о  промышленном и финансовом состоянии  Великобритании.

Первое определение  малого предприятия появилось в США в 1948 г. в Законе об определенных видах обслуживания и в Законе о малом бизнесе (1953 г.).

При отнесении  предприятия к субъектам малого предпринимательства используются следующие количественные и качественные критерии:

Количественный критерий

1) численность  занятых на предприятии (наиболее  распространен );

2) годовой объем  производства;

3) годовой объем  продаж;

4) среднегодовая  балансовая стоимость активов.

Количественная  шкала дифференцирована для различных  отраслей.

Качественный критерий

1) предприятие  занимает небольшую долю рынка;

2) управление  предприятием осуществляет лично  его владелец;

3) предприятие  является независимым, т. е.  не подчиняется крупной компании.

Мелкие предприятия  представлены во всех отраслях экономики  и играют важную роль. Доля малых и средних предприятий в ВВП развитых стран следующая:

США - 50 - 52%

Япония - 52 - 55%

Германия - 50 - 54%

Великобритания - 50 - 53%

Италия - 57 - 60%

Страны  ЕС - 63 - 67%

Российская  Федерация - 12 - 14%

Республика  Беларусь - 10 - 12%

2.2. Роль  малого бизнеса в экономике  развитых стран

В США используется гибкая система критериальных показателей, позволяющая осуществлять дифференцированную государственную поддержку субъектов  малого бизнеса. На малых предприятиях численность занятых в торговле до – 100 чел, в промышленности и транспорте – до 500 чел.

В Японии уставный капитал в промышленности не более 100 млн. йен, а количество нанятых  – 300 чел., в торговле – соответственно 10 млн. йен и 50 чел.

В Великобритании к малым предприятиям относят предприятия с количеством занятых до 24 человек, во Франции – от 10 до 50 чел.

Малое предпринимательство  отличается от крупного не столько  масштабом, сколько подходом к организации  бизнеса. На малых предприятиях слабо  представлена специализация выполняемых функций ввиду небольшой численности персонала, отличается система отбора кадров.

При развитии малого бизнеса меняются подходы к ведению  бизнеса, появляется организационная  структура предприятия, расширяется  рынок сбыта.

Процесс преобразования малого предприятия в крупное можно представить как “рост масштаба деятельности”, затем “перестройка организационной структуры” и так несколько циклов.

Вопросы для самопроверки знаний

1.  Когда впервые стали использовать термины “малые” и “средние” предприятия?

2.  Какие существуют качественные и количественные критерии отнесения предприятий и организаций с субъектом малого бизнеса?

3.  Какова роль малого бизнеса в экономике развитых стран?

Тема 3. Особенности функционирования малых  предприятий

3.1.  Понятие малого предприятия

3.2.  Сравнительные преимущества и недостатки малых форм хозяйствования

3.1. Понятие  малого предприятия

В Законе “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Республике Беларусь” есть определение  малого бизнеса. Это предприниматели, в бизнесе которых задействовано следующее количество работников:

- в промышленности  и на транспорте – до 100 человек;

- в сельском  хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической  сфере – до 50 человек;

- в розничной  торговле и бытовом облуживании  населения – до 30 человек;

- в других  отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Определение среднего бизнеса должно появиться в новом  законе о господдержке предпринимательства. Пока не известно, как будут выделять средние предприятия: по выручке, как  в России, или по количеству работников, как на Западе. В Департаменте по предпринимательству и инвестициям считают, что средний бизнес обязательно надо выделить, ведь это значительная часть налогоплательщиков, требующих государственной поддержки.

3.2. Сравнительные  преимущества и недостатки малых форм хозяйствования

Конкурентные  преимущества малых предприятия

1) большая динамичность  и оперативность в принятии  решений;

2) возможность  быстрого перелива капитала;

3) низкая потребность  в капитале;

4) способность  быстро вводить изменения в  продукцию и производство;

5) короткий технологический  цикл;

6) ускорение  оборачиваемости оборотных средств  из-за сокращенных запасов в  незавершенном производстве;

7) низкие накладные  расходы за счет рациональной  организации и управления производством;

8) устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей и приближенности к ним;

9) быстрая приспосабливаемость  к меняющимся требованиям рынка;

10) высокая скорость  прохождения управленческой информации.

Недостатки  малых предприятий

1) низкий уровень диверсификации продукции;

2) невысокий  объем располагаемых ресурсов;

3) слабая компетентность  руководителей и невозможность  привлечь опытный менеджмент;

4) высокая чувствительность  к изменениям условий хозяйствования  из-за небольшого круга клиентов  и номенклатуры реализуемой продукции;

5) меньший запас  финансовой устойчивости;

6) зависимость  от крупных компаний;

7) неуверенность  и осторожность хозяйственных  партнеров при заключении торговых  договоров;

8) невозможность  масштабного финансирования научных  разработок и социальной сферы;

9) большие риски.

Вышеперечисленные недостатки обусловливают высокий  процент банкротств малых предприятий  по сравнению с крупными и необходимость  государственной поддержки малого бизнеса.

Вопросы для самопроверки знаний

1.  Сформулируйте определение малого предприятия.

2.  Каковы особенности функционирования малых предприятий?

3.  Охарактеризуйте преимущества и недостатки малых предприятий.

Тема 4. Место малого бизнеса в экономике  Республики Беларусь

4.1. Модели  развития национальной экономики

4.2. Отраслевая  структура национальной экономики

4.3. Развитие  торговли и общественного питания  и малого бизнеса

4.1. Модели  развития национальной экономики

Национальная  экономика – это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений. Ключевыми показателями национальной экономики, включаемыми в ежегодный прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь, являются:

1)  валовой внутренний продукт – как совокупная стоимость товаров и услуг, произведенных в стране и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта;

2)  национальный доход – как сумма доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами страны;

3)  продукция промышленности и сельского хозяйства;

4)  инвестиции в основной капитал;

5)  объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт;

6)  реальные денежные доходы населения;

7)  розничный товарооборот;

8)  платные услуги населению;

9)  уровень рентабельности продукции;

10) энергоемкость  валового внутреннего продукта;

11) ввод в эксплуатацию  жилья.

Кроме того, для  анализа развития экономики используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс.

Каждая страна строит собственную модель национальной экономики. В республике намечено построение социально-ориентированной рыночной экономики, разработана Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Она разрабатывается один раз в пять лет на пятнадцатилетний период за два года до начала прогнозируемого периода. Подустойчивым развитием понимается такая модель, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без нанесения ущерба будущим поколениям.

Сложность и  многообразие факторов, определяющих развитие экономики, обусловливают  необходимость использования различных  методов и моделей: многофакторные модели, балансовый метод, трендовые  модели для обеспечения оптимального развития малого, среднего и крупного бизнеса.

4.2. Отраслевая  структура национальной экономики

Структура экономики выявляет пропорции и соотношения между производством, потреблением и накоплением, наличием ресурсов и их использованием, отраслями и секторами экономики.

Отрасль экономики представляет собой совокупность самостоятельных предприятий, цехов, производств, характеризующихся единством назначения вырабатываемой продукции, общностью технологического процесса, однородностью перерабатываемого сырья. Например, к добывающим отраслям относятся горнорудная, лесозаготовительная, нефте - и газодобывающие. Обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие промышленное сырье (как правило, не возобновляемые ресурсы) – машино-, станко-, приборостроение, металлургия, радиоэлектронное производство и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное (возобновляемое) сырье – мясная, молочная, пищевая, льняная, хлопчатобумажная.

В последнее  время в связи с процессами глобализации и переходом развитых стран к постиндустриальному, информационному обществу, все больший удельный вес занимают отрасли, оказывающие услуги: транспорт, связь, телекоммуникации, информационные технологии.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике