Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].
1.6. Взаимосвязь
малого бизнеса с другими
Выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:
- производственную;
- коммерческую;
- финансовую.
Будучи относительно самостоятельными, указанные виды предпринимательской деятельности взаимно дополняют друг друга и могут развиваться вместе.
К производственному предпринимательству относится производство продукции, товаров, услуг, работ, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства является для предпринимателя основной. Предприниматель использует все факторы производства – рабочую силу, производственные фонды, материалы, информацию.
Предпринимательство коммерческого вида включает товарно-денежные и торгово-обменные операции по купле-продаже.
Коммерческое предпринимательство включает:
1) наем работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товаров, проведение рекламной работы, оформление документов;
2) приобретение,
закупку товара для
3) наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товаров;
4) получение
и оплату услуг сторонних
5) привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита с процентами;
6) получение
и приобретение необходимой
7) реализацию
товаров покупателю и
8) реализацию
сделки, выплату налогов и платежей
республиканским и местным
В финансовом предпринимательстве объектом купли продажи являются валюта, ценные бумаги, деньги.
Финансовым предпринимательством занимаются коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия и организации и отдельные предприниматели.
Специфическим
видом финансового
Финансовое
Основная завершающая часть финансовой сделки – это продажа денег, валюты, ценных бумаг покупателю.
Предприниматель получает денежную выручку, которая должна быть достаточной для покрытия всех расходов и получения прибыли.
Различают следующие формы предпринимательской деятельности:
- частная, осуществляемая частным лицом на основе собственного имущества и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;
- коллективная, осуществляемая группой граждан на основе собственного имущества и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;
- контрактная, осуществляемая руководителем предприятия на основе контракта, заключенным с собственником или уполномоченным им лицом.
Предпринимательство может осуществляться:
- без образования юридического лица;
- с образованием юридического лица;
- без использования наемного труда;
- с использованием наемного труда.
Вопросы для самопроверки знаний.
1. Сформулируйте сущность и основные черты предпринимательской деятельности.
2. Какова история развития малого бизнеса?
3. Какое место занимает малый бизнес экономике?
4. Охарактеризуйте виды предпринимательской деятельности.
Тема
2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса
и возможности его
2.1. Критерии
отнесения предприятий и
2.2. Роль малого бизнеса в экономике развитых стран
2.1. Критерии отнесения предприятий и организаций к субъектам малого бизнеса
Термин “малые”
и “средние” предприятия
Первое определение малого предприятия появилось в США в 1948 г. в Законе об определенных видах обслуживания и в Законе о малом бизнесе (1953 г.).
При отнесении
предприятия к субъектам малого
предпринимательства
Количественный критерий
1) численность
занятых на предприятии (
2) годовой объем производства;
3) годовой объем продаж;
4) среднегодовая балансовая стоимость активов.
Количественная шкала дифференцирована для различных отраслей.
Качественный критерий
1) предприятие занимает небольшую долю рынка;
2) управление
предприятием осуществляет
3) предприятие
является независимым, т. е.
не подчиняется крупной
Мелкие предприятия представлены во всех отраслях экономики и играют важную роль. Доля малых и средних предприятий в ВВП развитых стран следующая:
США - 50 - 52%
Япония - 52 - 55%
Германия - 50 - 54%
Великобритания - 50 - 53%
Италия - 57 - 60%
Страны ЕС - 63 - 67%
Российская Федерация - 12 - 14%
Республика Беларусь - 10 - 12%
2.2. Роль малого бизнеса в экономике развитых стран
В США используется
гибкая система критериальных
В Японии уставный капитал в промышленности не более 100 млн. йен, а количество нанятых – 300 чел., в торговле – соответственно 10 млн. йен и 50 чел.
В Великобритании к малым предприятиям относят предприятия с количеством занятых до 24 человек, во Франции – от 10 до 50 чел.
Малое предпринимательство отличается от крупного не столько масштабом, сколько подходом к организации бизнеса. На малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций ввиду небольшой численности персонала, отличается система отбора кадров.
При развитии малого бизнеса меняются подходы к ведению бизнеса, появляется организационная структура предприятия, расширяется рынок сбыта.
Процесс преобразования малого предприятия в крупное можно представить как “рост масштаба деятельности”, затем “перестройка организационной структуры” и так несколько циклов.
Вопросы для самопроверки знаний
1. Когда впервые стали использовать термины “малые” и “средние” предприятия?
2. Какие существуют качественные и количественные критерии отнесения предприятий и организаций с субъектом малого бизнеса?
3. Какова роль малого бизнеса в экономике развитых стран?
Тема 3. Особенности функционирования малых предприятий
3.1. Понятие малого предприятия
3.2. Сравнительные преимущества и недостатки малых форм хозяйствования
3.1. Понятие малого предприятия
В Законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь” есть определение малого бизнеса. Это предприниматели, в бизнесе которых задействовано следующее количество работников:
- в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
- в сельском
хозяйстве, включая фермерские (крестьянские)
хозяйства, и в научно-
- в розничной
торговле и бытовом
- в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Определение среднего бизнеса должно появиться в новом законе о господдержке предпринимательства. Пока не известно, как будут выделять средние предприятия: по выручке, как в России, или по количеству работников, как на Западе. В Департаменте по предпринимательству и инвестициям считают, что средний бизнес обязательно надо выделить, ведь это значительная часть налогоплательщиков, требующих государственной поддержки.
3.2. Сравнительные
преимущества и недостатки малы
Конкурентные преимущества малых предприятия
1) большая динамичность и оперативность в принятии решений;
2) возможность быстрого перелива капитала;
3) низкая потребность в капитале;
4) способность быстро вводить изменения в продукцию и производство;
5) короткий технологический цикл;
6) ускорение
оборачиваемости оборотных
7) низкие накладные
расходы за счет рациональной
организации и управления
8) устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей и приближенности к ним;
9) быстрая приспосабливаемость
к меняющимся требованиям
10) высокая скорость
прохождения управленческой
Недостатки малых предприятий
1) низкий уровень диверсификации продукции;
2) невысокий объем располагаемых ресурсов;
3) слабая компетентность руководителей и невозможность привлечь опытный менеджмент;
4) высокая чувствительность
к изменениям условий
5) меньший запас финансовой устойчивости;
6) зависимость от крупных компаний;
7) неуверенность
и осторожность хозяйственных
партнеров при заключении
8) невозможность
масштабного финансирования
9) большие риски.
Вышеперечисленные
недостатки обусловливают высокий
процент банкротств малых предприятий
по сравнению с крупными и необходимость
государственной поддержки
Вопросы для самопроверки знаний
1. Сформулируйте определение малого предприятия.
2. Каковы особенности функционирования малых предприятий?
3. Охарактеризуйте преимущества и недостатки малых предприятий.
Тема 4. Место малого бизнеса в экономике Республики Беларусь
4.1. Модели развития национальной экономики
4.2. Отраслевая
структура национальной
4.3. Развитие
торговли и общественного
4.1. Модели
развития национальной
Национальная экономика – это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений. Ключевыми показателями национальной экономики, включаемыми в ежегодный прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь, являются:
1) валовой внутренний продукт – как совокупная стоимость товаров и услуг, произведенных в стране и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта;
2) национальный доход – как сумма доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами страны;
3) продукция промышленности и сельского хозяйства;
4) инвестиции в основной капитал;
5) объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт;
6) реальные денежные доходы населения;
7) розничный товарооборот;
8) платные услуги населению;
9) уровень рентабельности продукции;
10) энергоемкость валового внутреннего продукта;
11) ввод в эксплуатацию жилья.
Кроме того, для анализа развития экономики используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс.
Каждая страна строит собственную модель
национальной экономики. В республике
намечено построение социально-ориентированной
рыночной экономики, разработана Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь на период
до 2020 года. Она разрабатывается один раз
в пять лет на пятнадцатилетний период
за два года до начала прогнозируемого
периода. Подустойчивым развитием понима
Сложность и
многообразие факторов, определяющих
развитие экономики, обусловливают
необходимость использования
4.2. Отраслевая
структура национальной
Структура экономики выявляет пропорции и соотношения между производством, потреблением и накоплением, наличием ресурсов и их использованием, отраслями и секторами экономики.
Отрасль экономики представляет собой совокупность самостоятельных предприятий, цехов, производств, характеризующихся единством назначения вырабатываемой продукции, общностью технологического процесса, однородностью перерабатываемого сырья. Например, к добывающим отраслям относятся горнорудная, лесозаготовительная, нефте - и газодобывающие. Обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие промышленное сырье (как правило, не возобновляемые ресурсы) – машино-, станко-, приборостроение, металлургия, радиоэлектронное производство и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное (возобновляемое) сырье – мясная, молочная, пищевая, льняная, хлопчатобумажная.
В последнее время в связи с процессами глобализации и переходом развитых стран к постиндустриальному, информационному обществу, все больший удельный вес занимают отрасли, оказывающие услуги: транспорт, связь, телекоммуникации, информационные технологии.