Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].
На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.
Меламед Ирина
студент группы К-99-2
Агапов Н.С.
Научный руководитель:
Курганский С.А.
Иркутск 2000
Содержание
Введение ______________________________
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его
развития в России.
1.1 Исторические
аспекты развития малого
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные,
средние и мелкие
______________________________
1.3 Критерии выделения малых предприятий _______________________8
1.4 Виды
малых предприятий_____________
1.5 Правовые
основы малого бизнеса ______________________________
1.6 Особенности и функции малого предприятия ___________________13
1.7
Сфера деятельности малых
большой
промышленностью ______________
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их решения
2.1 Итоги развития и структура малого бизнеса
в экономике
России ______________________________
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ___________________________ 25
3. Государственная поддержка малого бизнеса
3.1Государственная
поддержка малого бизнеса _____
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис,
который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни
общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров
для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в
отечественной экономике
необходимость организационно-экономических новаций во всех областях
хозяйственной деятельности. Одним
из важнейших направлений
реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению
потребительского рынка
формирование широкого круга собственников является развитие малых форм
производства.
Опыт ведущих стран
необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и
эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России
невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора
экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально
тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Хозяйственная практика в малом
бизнесе находится в причинно-
зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и
дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость
принятия решений, территориально-пространственна
бизнес необходимым в
Разработке проблем
структур посвящены
Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А.,
Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э.,
Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована
необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные
направления реализации государственной политики, поддержки малых фирм,
выявлены некоторые
подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.
Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого
предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики;
формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития
малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных
органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки
предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и
регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях
переходного периода, переживаемого Россией.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое
предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его
специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед
отечественным малым бизнесом.
1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса.
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс
развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но
его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый
бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в
немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать
новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали
обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и
деятельность центров научно-
коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов,
малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный
характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской
деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать
экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого
бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие,
увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного
многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение
внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом
"кооперативного движения". Он
послужил акселератором в
перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы
малого предприятия.
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов,
направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению
так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального
перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности
российской экономики. Именно в это время было узаконено частное
предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие
арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность
малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и
появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в
отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие
законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития
предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной
приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества
собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли,
общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового
потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено
стимулирование производства товаров и услуг.
Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы,
их способность к
очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет
изменить соотношение
Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и
обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное
функционирование рыночной экономики,
сосуществование различных
каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи.
Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания
в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве
среды хозяйствования.
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие.
В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления
экономики на составные элементы,
позволяющие всесторонне
закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно
заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это –деление
экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам
собственности и т.д.
Существовало и деление
численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема
производства продукции и
определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты
труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения
“категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо
резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и
положить его в основу специальной
системы организации
внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому
благополучию различных по размеру предприятий.
Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной
мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое
производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не
являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная
ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности
производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга,
создают целостный организм экономики.
1.3 Критерии выделения малых предприятий
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на
группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого
для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое
государство в зависимости от национальности, производственных градаций,
отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения
предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми
предприятиями считаются
числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и
крупными свыше 500 человек. Малые
и средние предприятия
численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически
самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом
основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности,
строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек
(или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10
млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние
компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80%
всех занятых.
В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О
государственной поддержке малого
предпринимательства в
под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие
организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ,
общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не
превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам,
не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в
которых численность работников за отчетный период не превышает следующих
предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
в оптовой торговле – 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по
численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других