Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].

Вложенные файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 908.50 Кб (Скачать файл)

За государственную  регистрацию установлен размер оплаты, перечисляемой в местный бюджет. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется путем внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Свидетельство о государственной регистрации должно быть выдано на следующий день после подачи документов.

Деятельность  незарегистрированного предпринимателя  запрещается, а в случае получения  им дохода последний взыскивается через  суд и направляется в местный  бюджет.

Отказ в государственной регистрации может последовать только, если занятие данным видом деятельности запрещено или не получена лицензия. В случае просрочки регистрации или необоснованного отказа в ней предприниматель может обратиться в суд.

5.4. государственная  регистрация предприятий с образованием юридического лица

В Республике Беларусь с 1 февраля 2009 г. введен заявительный принцип  регистрации вместо действовавшего ранее разрешительного, за исключением  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Государственная регистрация предприятия, кооператива, общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества осуществляется исполкомами местных советов народных депутатов по предоставлению следующих документов:

1) заявление;

2) устав;

3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц  производится путем проставления в  день обращения штампа на его уставе и внесения записи в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей.

Затем предприятие  обязано зарегистрироваться в налоговой  инспекции, куда представляет копии  учредительных документов и заявление  в установленной форме.

Предприятия и  предприниматели обязаны зарегистрироваться у уполномоченных фонда социальной защиты в качестве плательщика взносов. Для этого они сообщают уполномоченному фонда по месту регистрации сведения в установленной форме, после чего им высылается извещение страхователя.

Предприятия всех форм собственности должны зарегистрироваться в местном Управлении государственной статистики и Центре занятости, т. е. предоставить в установленной форме сведения, после чего им высылается соответствующее извещение.

Вопросы для самопроверки знаний

1.  Какие факторы определяют выбор организационно-правовой формы малого бизнеса?

2.  Каковы этапы создания малого предприятия?

3.  Как сформировать номенклатуру и ассортимент продукции малого предприятия?

4.  Каков порядок государственной регистрации организаций (предприятий) и предпринимателей?

Тема 6. Экономические основы эффективной деятельности

6.1. Формирование  предпринимательской стратегии  малых предприятий

6.2. Бизнес-план  и его значение для развития  малого бизнеса

6.3. Порядок  и этапы разработки бизнес-планов

6.4. Бизнес-план  и его разделы

6.5. Экономическая  эффективность деятельности и пути ее повышения

6.1. Формирование  предпринимательской стратегии  малых предприятий

Стратегия – это взаимосвязанный комплекс действий, направленный на достижение целей и развитие бизнеса в условиях изменения внешней среды и конкуренции различных потребностей. Она отвечает на вопрос о том, какими методами и средствами можно достичь поставленных целей.

Достижение целей  должно обеспечить устойчивое развитие малых предприятий и включать три основных этапа:

Стабилизацию  → рост → развитие.

Стабилизация обеспечивает равновесие между изменениями, под ростом понимается простое расширение и улучшение характеристик организации (системы), а под развитием – создание нового, инновации, переход в новое качество.

Любое предприятие  и организация содержит 5 основных элементов:

1) цели;

2) задачи (функции);

3) структуру;

4) технологию;

5) персонал (людей).

Развитие  бизнеса должно базироваться на системном подходе к взаимосвязанному развитию всех его элементов и строится по схеме:

Цели → стратегия  → мотивация людей → развитие личности.

Начинать следует  с постановки реальных и обоснованных целей: каждому работнику необходимо знать, какие цели стоят перед малым предприятием, принимать участие в разработке стратегии их достижения. Он должен четко представлять свои задачи и каких результатов необходимо достичь на своем рабочем месте к определенному сроку.

С самого начала необходимо определить мотиваторы (средства побуждения и вознаграждения) при выполнении работы довести их до каждого работника. Эффективное вознаграждение связано не с процессом выполнения работ, а с конечными результатами и с оценками их по комплексным критериям достижения целей. В центе внимания руководителя постоянно должны находиться содержание объективность и перспектива целей, обоснованность стратегий, т. е. обеспечение устойчивости и развития малого предприятия.

Выработка стратегии  развития в рыночной экономике позволяет: обеспечить эффективное распределение  и использование всех ресурсов –  материальных, финансовых, трудовых, земли, технологий, предпринимательских способностей и на этой основе добиться устойчивого положения на рынке; перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакцию на текущую проблему ) к управлению на основе анализов и прогнозов.

Выработка стратегии развития осуществляется на основе прогнозов развития рынков продукции, оценки потенциальных рисков, анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления бизнесом, его сильных и слабых сторон. Как правило, составляется оптимистический (развитие системы в наиболее благоприятной ситуации), пессимистический (наименее благоприятная) и средневзвешенный (рабочий, т. е. наиболее вероятный) прогнозы развития. В рамках каждого из прогнозов рекомендуется:

- составлять  прогноз развития рынка;

- определять фазы и продолжительность жизненного цикла по каждому виду продукции;

- оценивать потенциальные  риски и финансовую устойчивость  деятельности.

Формирование  стратегии поведения включает:

- регион или  территория, на которую направлен  сбыт продукции;

- степень географической дифференциации сбыта продукции;

- доля рынка,  которую предполагается занять;

- группа потребителей, на которые направлен сбыт  продукции;

- связь “продукт  – рынок“ в качестве основы  концепции маркетинга; базовая ценовая  стратегия;

- вид стратегии деятельности (стратегия конкуренции, расширения рынка);

- квалификация  и практический опыт работы  персонала.

При определении  положения на рынке рекомендуется  получить следующую информацию о: показателях  экономического развития отраслей и  регионов; направлениях государственной политики, определяющих производство и сбыт продукции; существующем уровне отечественного производства; объемах импорта и экспорта продукции; производстве и импорте продукции – заменителя; потребителях и сегментации рынка; основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность); географическом распределении товара, его экспортных рынках, конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке цели, поведение на рынке); их сильных и слабых сторон (по качеству продукции, ценовой и сбытовой политики, послепродажному обслуживанию; формах осуществления расчетов (предоплата, в рассрочку и т. д.); уровне конкуренции в секторе товара (давление через продукцию – заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к согласию).

6.2. Бизнес-план  и его значение для развития  малого бизнеса

Мировая практика свидетельствует, что бизнес-план разрабатывается  для выработки стратегии предприятия, оценки его финансового положения, определения потребности в инвестициях, привлечения финансовых средств и потенциальных партнеров.

Он нужен всем: банкирам, инвесторам проекта, руководителю и сотрудникам малых предприятий  для того, что бы знать перспективы и проверить идеи на реальность.

Зарубежные бизнесмены считают, что без бизнес-плана  нельзя начинать сколько-нибудь стоящее  коммерческое дело.

Бизнес-план – это документ, который описывает основные аспекты будущего коммерческого проекта (предприятия), анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяет способы решения этих проблем.

Бизнес-план является основным документом, на основе которого партнеры и инвесторы дают деньги.

Дословно “бизнес-план” (business-plan) переводится с английского  языка как “план предпринимательской деятельности и план предпринимательства” и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план.

Бизнес-план имеет два принципиальных направления  применения:

1.  Внутреннее заключается в подготовке информационного досье, программы реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе его реализации.

2.  Внешнее – это информирование о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора, других заинтересованных организаций, муниципальных органов, принимающих решения (например, коммерческие банки, предоставляющие кредит).

Для разработки бизнес-планов рекомендуется применять  пакеты программ. Организация по промышленному развитию ООН рекомендует применять следующие программные продукты: COMFAR, PROJEKT, EXPERT. Эти программы позволяют выполнить полный расчет эффективности проекта. Методология базируется на принципах расчета движения денежной наличности.

6.3. Порядок  и этапы разработки бизнес-планов

Составляющие  бизнес-плана имеют свою отраслевую специфику, но их структура существенно  не различается. Поводом для разработки бизнес-плана могут послужить:

1) новый продукт,  услуга, технология;

2) внедрение  мероприятий, позволяющих сделать услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшить какие-либо потребительские свойства товара;

3) незаполненная  рыночная ниша или район, где  отсутствует какой-либо товар  или услуга;

4) освоение других  видов деятельности.

Бизнес-план обычно разрабатывается в три этапа:

На  первом этапе осуществляется сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, а также прорабатываются альтернативные варианты проектных решений.

На  втором этапе формируется инвестиционная программа в которой расписываются единовременные и текущие затраты, доходы с распределением их по формам собственности, очередям развития и реализации с последующим дисконтированием.

На  третьем этапе на основании собранной информации рассчитываются показатели эффективности проектного предложения.

Бизнес-планы  оформляются в виде текстового, табличного и графического материала. В бизнес-плане  рассчитываются натуральные и стоимостные  показатели (единицы и объемы продаж, количество услуг, общая площадь, объектов, территорий и отдельных участков, протяженность инженерных сетей и др.).

6.4. Бизнес-план  и его разделы

Основными разделами бизнес-плана могут быть:

1.  Резюме.

2.  Характеристика предлагаемого продукта.

3.  Оценка рынка сбыта.

4.  Конкурентоспособность.

5.  Стратегия маркетинга.

6.  План производства (реализации).

7.  Организационный план.

8.  Юридический план.

9.  Оценка риска и страхование.

10.  Финансовый план.

11.  Стратегия финансирования.

Начинается бизнес-план с титульного листа, в котором указывают полное наименование и адрес фирмы, фамилию, имя, отчество предпринимателя, его домашний адрес и телефон, суть предполагаемого проекта, источники получения средств, указание, что сведения бизнес-плана не подлежат разглашению.

1.  Резюме (вводная часть)

Резюме бизнес-плана составляют после завершения разработки всех разделов, но помещают его первым разделом. Это своего рода аннотация изложенного, объемом не более 3-4 страниц. Резюме должно производить благоприятное впечатление и заинтересовывать инвесторов и кредиторов в проекте. Здесь разъясняется, что производить, за счет чего, чем будущий продукт будет отличаться от продукта конкурентов и почему покупатели пожелают его приобрести.

На последней  странице должны быть изложены основные финансовые результаты, ожидаемые предпринимателем:

- прогнозные  объемы продаж на ближайшую  перспективу;

- выручка от  продаж;

- затраты на  производство;

- валовая прибыль;

- уровень рентабельности  вложений в начинаемое дело;

- срок окупаемости  и возврата заемных средств.

2. Характеристика предлагаемого продукта

В разделе описывается  тот продукт или та услуга, которые  предприниматель хочет представить  будущим покупателям, и ради которых  задумывается весь проект. Излагаются, какие потребности призван удовлетворить  продукт или услуга; характеристика продукта и его отличие от продукта конкурентов; использованные патенты. Важно изготовить образец изделия или его наглядное изображение. В разделе должны содержаться примерная цена, по которой можно будет продавать товары и затраты на его производство, а значит и ожидаемая прибыль от продаж каждой единицы. Четко характеризуются основные качества товара и его дизайна, особенности упаковки, указывается на технические изделия организация сервиса товара.

3. Оценка рынка сбыта

Опыт показывает, что неудача большинства коммерческих проектов была связана со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости. При оценке рынка сбыта необходимы данные о потенциальных покупателях. Особенно они важны с развитием внешнеэкономических связей, что обусловливает проникновение зарубежных товаров на внутренний рынок и продажу белорусской продукции за рубеж. Поэтому изучение и прогнозирование рынка хотя бы на ближайшие 2-3 года, владение сведениями о возможных конкурентах, сопоставимости качества намечаемых к производству товаров и товаров, выпускаемых конкурентами, а отсюда и прогнозирование цены намечаемого к выпуску товара, является программой-минимумом.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике