Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].
Компания “Дженерал электрик”, относит на счет малых предприятий многие новые
идеи, в том числе изобретение электротостеров, кухонных плит, холодильников,
пылесосов. Малые предприятия дали миру персональный компьютер, вертолет,
бритву, транзисторный приемник, фотокопировальную машину, реактивный
двигатель и многое другое.
В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в
ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес
существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину
каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной
России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически
отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей
мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так
скажем, не очень благополучных стран третьего мира.
Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и
малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности
Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть
субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия – сотни и тысячи
таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и
крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его
продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании
являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то
инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого
бизнеса возникает потребность
держать шаг вровень с
обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока
далеки от этой идеальной картины.
Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом – это в первую
очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе
раскрупления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального
предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с
которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.
Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап – это период поздней
перестройки, период так называемой “приватизации”, когда малые предприятия
создавались главным образом с вполне известными целями – чтобы каким-то
образом
сосредоточить ресурсы для
приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые
обеспечивали первоначальное накопление капитала.
Второй период – это уже период приватизации, когда малые предприятия
создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов
инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия.
Как показали беседы с руководством крупных предприятий и анализ ситуации,
подавляющая часть этих малых предприятий, сегодня либо умирают, либо стали
полностью самостоятельными и фактически превратились в серьезного конкурента
материнским предприятиям.
Чаще малые предприятия, оставаясь на орбите крупного, вместе с ним медленно
агонизируют. Все это сформировало негативное или выжидательное отношение к
какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом.
Здесь нужно иметь ввиду ряд обстоятельств. Во-первых, низкая
конкурентоспособность среды приводит к тому, что если транспортный или
ремонтный цех выделятся в отдельное предприятие, оно становится фактически
монополистом на инфернальном рынке и несколько месяцев спустя материнское
предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых
разводят руками. И ничего не поделаешь – других фирм, которым можно передать
заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупное
предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры, применяя
при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только такой цех
выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает
разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить все взаимодействие на корню.
Выяснилось, что и малые предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-
первых, все отмечают забюрократизированность самого процесса принятия решения
на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых
корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого
предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного
предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может
расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных
предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если крупное
предприятие упадет на колени, то малое – ляжет ничком.
Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной политики и
стимулирования развития малого предпринимательства самого по себе. Будет
здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, – и эти
кооперационные связи
ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся в развитии определенных отраслей,
то надо будет уже говорить о стыковке малого и крупного бизнеса в этой
отрасли и в этом комплексе. Искусственно такие конструкции создавать нельзя.
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1 Итоги развития и состояние малого бизнеса на данном этапе.*
*-(все данные, приведенные в этой
главе, являются
установленными Госкомстатом России)
Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько
быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве
страны.
Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в
1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января
1999 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их
количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых
предприятий, или 0,8%).
Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких
отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
(на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.), операции с недвижимым
имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное
питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало
сокращаться число малых
работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).
Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения
доли предприятий торговли и
общественного питания и
строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой
деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным
обслуживанием.
О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры
за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России, приведенные в
таблице 1.
Таблица 1
(тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)
Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 -
1999гг.
Предприятия |
1.01.96 г. |
1.01.97 г. |
1.01.98 г. |
1.01.99 г. | ||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Всего |
877,3 |
100,0 |
828,0 |
100,0 |
861,1 |
100,0 |
868,0 |
100,0 |
В том числе: |
||||||||
Промышленные |
128,5 |
14,65 |
129,3 |
15,62 |
135,2 |
15,7 |
136,1 |
15,7 |
Строительные |
145,5 |
16,58 |
137,0 |
16,54 |
136,1 |
15,8 |
137,5 |
15,8 |
Торговли и общепита |
374,6 |
42,70 |
353,1 |
42,65 |
386,3 |
44,5 |
386,1 |
44,5 |
Коммерческие |
42,4 |
4,83 |
35,0 |
4,23 |
34,4 |
4,0 |
35,2 |
4,0 |
Науки и научного обслуживания |
48,8 |
5,56 |
46,0 |
5,55 |
38,74 |
4,5 |
38,8 |
4,5 |
Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка,
объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным
фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура
распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец 1998
г. представлена в таблице 2.
Таблица 2
Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1998 г.
Экономические районы |
Количество предприятий | |
Тыс. ед. |
%, к общему числу | |
Российская Федерация |
868,0 |
100,0 |
Северный |
20,7 |
2,4 |
Северо-западный |
129,3 |
14,8 |
В том числе г. Санкт-Петербург |
111,8 |
12,9 |
Центральный |
266,1 |
30,7 |
В том числе г. Москва |
175,2 |
20,2 |
Волго-вятский |
27,2 |
3,1 |
Центрально-чернозёмный |
26,2 |
3,02 |
Поволжский |
78,0 |
8,9 |
Северо-Кавказский |
79,4 |
9,1 |
Уральский |
85,5 |
9,8 |
Западно-Сибирский |
75,8 |
8,7 |
Восточно-Сибирский |
35,5 |
4,1 |
Дальневосточный |
35,1 |
4,0 |
Калининградская область |
9,2 |
1,1 |
По состоянию на 1 января 1998 г. треть от общего количества малых предприятий
концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-
Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия наиболее широко
представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%)
областях.
В 1998 г. продолжало возрастать число
малых предприятий в Северо-
13,3% - в 1997 г., на 9,1% - 1998 г.) и Уральском (на 9,5% и на 4,5%
соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий в Восточно-
Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальне-Восточном (на 8,9% и на 1,9%)
районах.
Анализируя таблицу 2 можно заметить,
что распределение малых
экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых
предприятий промышленного профиля сосредоточено в Центральном районе, в
котором наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных
предприятий, половина которых находится в Москве. Безусловно, существуют
объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом
районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в
целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и
периферийных районов.
Количество малых предприятий на 1000 человек постоянного населения не
изменилось и составило в среднем шесть предприятий. Среднероссийский уровень
превышен в Москве (21 предприятия на 1000 человек), Санкт-Петербурге (24),
Магаданской (9), Ленинградской, Самарской, Новосибирской и Сахалинской
областях (по 7 предприятий).
Предприятия, указанные в таблицах, официально зарегистрированы. Однако, как
показывает практика, количество действующих и регулярно представляющих
статистическую отчетность предприятий несколько меньше. Поэтому более реальны
финансово-экономические
результат их деятельности.
Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без
совместителей и работающих по договорам
гражданско-правового
предприятии и в организациях всех отраслей экономики России составила 12,1%
(в 1997 г. - 12,5%). А в таких отраслях,
как общая коммерческая
по обеспечению
недвижимым имуществом - 56,1% (78,8%), информационно-вычислительное
обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%).
По сравнению с предыдущим годом
среднесписочная численность
малых предприятий в 1998 г. уменьшилась на 4,7%. Распределение
среднесписочной численности работников малых предприятий по отраслям
экономики характеризуется данными, представленными в таблице 3.
Таблица 3
Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий РФ по
отраслям экономики в 1998 г.
1998 г. | |||
Тыс. человек |
В % к итогу |
В % К 1997 | |
Всего |
6207,8 |
100,0 |
95,3 |
Промышленность |
1357,6 |
21,9 |
90,8 |
Сельское хозяйство |
138,7 |
2,2 |
87,7 |
Транспорт |
177,3 |
2,9 |
81,4 |
Строительство |
1344,9 |
21,7 |
85,7 |
Торговля и общественное питание |
2202,9 |
35,5 |
106,6 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
193,6 |
3,1 |
118,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
92,3 |
1,5 |
76,5 |
Наука и научное обслуживание |
146,3 |
2,4 |
83,9 |