Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышеня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является изучение основных направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия;
изучить направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
привести общую характеристику и провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать конкурентоспособность предприятия;
определить пути повышения конкурентоспособности предприятия и провести их экономическую оценку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях 18
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «Спектр» 33
2.1 Общая характеристика предприятия 33
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 56
3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «СПЕКТР» 67
3.1 Определение путей повышения конкурентоспособности предприятия 67
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 95

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышен%D.docx

— 1.44 Мб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ 5

1.1 Тенденции  теоретических подходов к формированию  конкурентоспособности предприятия 5

1.2 Направления  и факторы, определяющие повышение  конкурентоспособности предприятия  в современных условиях 18

2. АНАЛИЗ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «Спектр» 33

2.1 Общая характеристика  предприятия 33

2.2 Анализ  технико-экономических показателей  деятельности предприятия 39

2.3 Анализ  конкурентоспособности предприятия 56

3. РАЗРАБОТКА  КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «СПЕКТР» 67

3.1 Определение  путей повышения конкурентоспособности  предприятия 67

3.2 Экономическая  оценка разработанных мероприятий  по повышению конкурентоспособности  предприятия 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85

ПРИЛОЖЕНИЯ 89

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1 89

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2 92

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 3 95

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Становление новой модели социально-экономического развития страны и интенсивность глобальных процессов  обусловили необходимость изменений  в теоретических и научно-практических взглядах на обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Возникли предпосылки для выявления факторов, определяющих конкурентоспособность товаропроизводителей, функционирующих в отечественной хозяйственной системе. Конкурентные преимущества получают те предприятия, которые обеспечивают более высокую производительность труда, лучшее качество продукта, эффективное управление.

Актуальность работы усиливается  тем обстоятельством, что научно- технические достижения, создание глобальных рынков новых продуктов и технологий, реализация новейших изобретений, явились предпосылкой формирования на промышленных предприятиях целостной системы действий по повышению качества рабочей силы и своевременному приобретению знаний, которые становятся одним из основных условий развития материального и нематериального производства, обеспечивающих рост конкурентоспособности предприятия.

Целью представленной работы является изучение основных направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

    • рассмотреть тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия;
    • изучить направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
    • привести общую характеристику и провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
    • проанализировать конкурентоспособность предприятия;
    • определить пути повышения конкурентоспособности предприятия и провести их экономическую оценку.

Представленная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования конкурентоспособности предприятия. Вторая глава посвящена анализу конкурентоспособности ООО «НПП «СПЕКТР» «НПП «Спектр»». В третьей главе произведена разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «НПП «СПЕКТР» «НПП «Спектр»».

Исследованию сущности конкуренции и конкурентоспособности посвящены работы ученых-экономистов различных школ и направлений экономической мысли: С. Брю, Э. Долана, Дж. Кейнса, А. Курно, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Милля, Ф. Найта, М. Портера, Д. Риккардо, Дж. Робинсона, А. Смита, Ф. Хайека, Э. Чемберлина, Й. Шумпетера и др.

Особый вклад в разработку проблем управления, оценки, создания эффективного механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий внесли такие отечественные и зарубежные авторы, как И. Ансофф, В. А. Винокуров, Л. В. Донцова, И. Л. Дулисова, М. О. Ермолов, Л. Р. Ильясова, Ж.-Ж. Ламбер, О. Г. Макаренко, М. Г. Миронов, И. В. Сергеев, И. А. Соловьев, А. Стрикленд, А. Томпсон, С. А. Уваров, Р. А. Фатхутдинов, Э. Б. Фигурнов, Т. Г. Философова, Г. И. Яковлев, Н. С. Яшин и др. 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Тенденции теоретических  подходов к формированию конкурентоспособности  предприятия

 

Конкуренция рассматривается  как экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. [16]

Исходными средствами конкуренции  являются цена и качество товара, соотношение  цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.

Конкуренция выполняет следующие  важнейшие функции:

  1. утверждение суверенитета потребителей;
  2. постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
  3. стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
  4. обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
  5. саморегулирование товаропроизводителей;
  6. дифференциация товаропроизводителей;
  7. распределение ресурсов среди товаропроизводителей. [10]

Реализация функций конкуренции  приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды  как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также  связывает функции конкуренции  с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий  и товаров.

Сравнительно  недавнее  формирование  и  развитие  теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время  общепринятого определения конкурентоспособности  нет, и данное понятие трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится.

В самом общем виде конкурентоспособность  в экономической науке понимается как способность конкурировать  с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.

Понятие "конкурентоспособность  предприятия" в экономической  литературе, чаще всего, сводится к  способности предприятия производить  конкурентоспособный товар.

Однако, учитывая, что в  настоящее время предприятия  могут производить различные  виды продукции и одновременно работать на различных товарных (отраслевых) рынках в рамках стратегии диверсификации, на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают. Прежде всего, следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам. Вместе с тем при сравнении данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных конкурентов (производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную    потребность    другим    способом),    которые    могут   относится  к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений.

На понятие "конкурентоспособность  предприятия" оказывает влияние  и тот факт, что само предприятие  может выступать как:

    • товар, имеющий рыночную стоимость на фондовых рынках (курс акций, рыночная стоимость бизнеса);
    • товар, имеющий инвестиционную стоимость на рынке капиталов (стоимость инвестиций в существующий бизнес и его диверсификацию).

Различие требований, предъявляемых  к предприятию субъектами рынка: потребителями, конкурентами, инвесторами, структурами управления более высокого уровня (отрасль, регион, кластер, государство), меняет и перечень показателей, используемых для оценки уровня конкурентоспособности, что должно, в свою очередь, найти отражение в понятийном аппарате.

На современном этапе  экономического развития конкуренция, как движущая сила вынуждает производителей постоянно искать новые пути повышения  своей конкурентоспособности. Данное понятие является относительно новым  для российской действительности, поэтому  с точки зрения определения его  экономической сущности необходимо внести уточнение самого термина "конкурентоспособность  предприятия".

Анализ литературных источников показал, что толкование понятия «конкурентоспособность предприятия» неоднозначно. Существуют различные трактовки в зависимости от ракурса рассматриваемых вопросов. Чтобы раскрыть сущность данного понятия, был проведен обзор определений «конкурентоспособность предприятия» (приложение 1), в результате чего были сделаны следующие выводы:

    • понятие «конкурентоспособность предприятия» является динамическим показателем, которое зависит как от внешних, так и от внутренних факторов;
    • каждая позиция концентрирует внимание на какой-то одной стороне исследуемого понятия, характеризующей определенный уровень управления конкурентоспособностью предприятия - оперативный, тактический, стратегический;
    • ряд исследователей отожествляет конкурентоспособность предприятия с конкурентоспособностью его товаров и услуг (оперативный уровень) (И. В. Сергеев, М. Г. Миронов, Э. Б. Фигурнов, Ю. Ю. Донец, М. Рове);
    • Л.В. Донцова определяет указанную дефиницию как способность вести эффективную хозяйственную деятельность, что свидетельствует о тактическом уровне управления конкурентоспособностью предприятия;
    • большинство авторов понимают под конкурентоспособностью предприятия способность, свойство объекта противостоять другим аналогичным изготовителям, представленным на данном рынке (Р. А. Фатхутдинов, М. Портер, М. Гельвановский, В. А. Осипов);
    • в работах Ю. Б. Иванова и Н. С. Яшина прослеживается понимание данного определения как возможности и динамики приспособления предприятия к условиям внешней среды;
    • некоторые теоретики управления подходят к данному понятию с позиций преимущества предприятий по ценовым и неценовым характеристикам производимых и реализуемых товаров (Ю. Б. Рубин, Д. Х. Джакот, Д. О. Самодуров);
    • согласно определениям Г. Л. Багиева, С. Г. Светунькова, Е. Дж. Визера, П. У. Зулькарнаева, Л. Р. Ильясовой конкурентоспособность предприятия выражается в способности приобретать, сохранять и увеличивать долю на рынке;
    • на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние социальная среда (отражено в работах Л. В. Донцовой, А. Селезнева, М. О. Ермолова);
    • в некоторых научных работах исследуемое понятие выступает как величина эффективного использования всех ресурсов предприятия (В. К. Козлов и С. А. Уваров, А. П. Душко, В. А. Винокуров). Согласно определению И. В. Сергеева, конкурентоспособность предприятия достигается за счет «умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал».

Таким образом, следует резонный вывод: конкурентоспособность предприятия характеризуется множественностью и неоднозначностью определений, многоаспектными подходами к раскрытию данного понятия. В этой связи единого, общепринятого определения конкурентоспособности предприятия не существует.

На основе имеющихся разработок можно установить, что конкурентоспособность предприятия представляет собой способность ведения эффективной хозяйственной деятельности в условиях изменяющейся внешней среды путем рационального использования имеющихся ресурсов, среди которых приоритетным выступает рабочая сила.

Конкурентный потенциал  предприятия представляет собой  взаимосвязь четырех сторон деятельности предприятия: маркетинг, финансы, внутренние процессы, развитие. Для оценки конкурентоспособности  потенциала предприятия все показатели сформированы в четыре группы, которые  имеют причинно-следственные связи между собой и всесторонне охватывают деятельность предприятия:

1. Маркетинговые показатели, характеризующие рыночную позицию  предприятия, в т.ч. учитывающие  имидж предприятия на рынке. 

2. Финансовые показатели, отражающие эффективность деятельности  предприятия с точки зрения  отдачи на вложенный капитал.  К данным показателям относятся  показатели уровня продаж, рентабельности, деловой активности.

3. Показатели внутренних  процессов, характеризующие эффективность  организации бизнес - процессов предприятия:  технологии, производство, качество.

4. Показатели развития, характеризующие  инновационные процессы в организации,  систему управления персоналом, социальное развитие организации.

Предприятия придают большое  значение анализу своих сильных  и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Предприятие, имеющее более  низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет  расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую  эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему  сбыта. В результате повышается конкурентоспособность  такого предприятия и выпускаемой  им продукции, что способствует увеличению ее доли за счет других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

Информация о работе Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышеня