Особенности финансовой деятельности по обязательному медицинскому страхованию на примере Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:38, дипломная работа

Краткое описание

По данным социологического опроса, в нашей стране около трети населения не в состоянии оплатить дорогостоящее платное медицинское обслуживание, около 62% жителей могут позволить себе некоторые платные услуги, и лишь 5% жителей страны считают, что медицина должна быть платной.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……..3
Глава 1 Развитие медицинского страхования в Российской Федерации………5
1.1Деятельность Страховых медицинских организаций в обязательном
медицинском страховании………………………………………..……………….5
1.2 Специфика деятельности Страховых медицинских организаций…….8
1.3 Комплексный анализ реализации программы государственных гарантий
оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2001-2004гг. и особенностях ее формирования в 2005 году………………………………….....10
Глава 2 Особенности финансовой деятельности страховых медицинских организаций……………………………………………………………………….20
2.1 Методика работы с обращениями застрахованных в страховых медицинских организациях………………………………………………….…...20
2.2 Методика проведения медико-экономической экспертизы страховыми медицинскими организациями…..……………………………………………….24
2.3 Порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2005г.29
Глава 3 Совершенствование финансовой деятельности страховых медицинских организаций (на примере Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС»)..……………………………………………………………………………...38
3.1 Оценка эффективности финансирования страховой медицинской организации……………………………………………………………………......38
3.2 Анализ движения финансовых средств страховой медицинской организации…………………………………………………………….……….…43
3.3 Анализ финансово-экономической деятельности Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС»………………………………….…………………………...48
Заключение……………..…………...……………………………………………..54
Список использованных источников………….……………..…………….…….56

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности финансовой деятельности по обязатеьному медицинскому страхованию.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Деятельность страховых  медицинских организаций в обязательном медицинском страховании имеет  значительные отличия от деятельности, которая традиционно считается страховой.

Финансовая основа страхования  – страховые взносы формируются  не у страховой организации, которая  осуществляет страховую выплату, а  у иных лиц. Этими лицами являются собирающие страховые взносы органы государственного управления – Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования. К страховой организации эти взносы поступают уже из централизованного источника – территориального фонда [12,c.26].

Договор обязательного  медицинского страхования, предоставляя страхователю (застрахованному) право на страховую выплату в виде медицинских и иных услуг, не возлагает на страхователя обязанность по уплате страховых взносов страховой медицинской организации. Обязанность по уплате страховых взносов возникает не на основе договора страхования, а на основании Закона о медицинском страховании, являясь при этом не гражданско-правовой, а административной обязанностью. Кроме того, данная обязанность возникает не перед стороной договора страхования – страховой организацией, а перед органами государственного управления – Федеральным и Территориальными фондами [2,c.23].

В обязательном медицинском  страховании функции страховщика  оказываются разделенными между  фондами и страховыми медицинскими организациями. Страховые взносы получает один субъект – фонд, а страховые выплаты в форме медицинских услуг осуществляет, перелагая исполнение на третьих лиц (медицинские учреждения), другой субъект – страховая медицинская организация.

Данную деятельность можно с достаточным основанием отнести не к страховой, а к установленной законодательством специальной форме представительства или к специальному агентированию в обязательном медицинском страховании, потому что эти агенты государства исполняют ряд публично-правовых обязанностей государства по обеспечению конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь и обладают установленной законом административной компетенцией. Посредническая деятельность является неестественной деятельностью для страховых организаций ввиду ее крайней рискованности. Именно поэтому ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» запрещает страховым организациям осуществление подобной деятельности. Однако в силу ч. 3 ст.1 данного закона, не распространяющей его действие на государственное социальное страхование, эти ограничения в обязательном медицинском страховании формально не применимы [3,c.17].

Таким образом, зависимость  страховой медицинской организации  от Фондов Обязательного медицинского страхования, в части получения финансирования только на услуги медицинских организаций и расходов на ведение дела, существенно ограничивает функции страховщиков, не стимулирует выполнение обязательств страховщиков в системе ОМС.

В основу организации  и функционирования обязательного медицинского страхования положен широко известный принцип социальной справедливости:

- равное право на  бесплатную медицинскую помощь  независимо от состояния здоровья, места жительства и уровня  личного дохода граждан;

- предоставление медицинских  услуг по программе ОМС на всей территории Российской Федерации независимо от места проживания;

- обязательность, всеобщность  и доступность всех видов медицинской  помощи, предусмотренных программой  ОМС;

- вневедомственный контроль  качества медицинской помощи;

- правовая и социальная защита граждан со стороны системы ОМС в случаях некачественной медицинской помощи;

- независимость страховщика;

- свободный выбор страховщика  и врача.

Безусловно, не все перечисленные  принципы реализованы, однако принцип  солидарной ответственности в системе ОМС позволяет в определенной мере оптимизировать финансовое обеспечение медицинской помощи населению, защитить интересы медицинских работников, отрасли и общества в целом. Это воплощается в уплате страховых взносов в законодательно-определенных размерах в расчете на всех граждан Российской Федерации, а также в использовании их преимущественно на лечение застрахованных, нуждающихся в медицинской помощи. Иными словами реализуется принцип:- «здоровый платит за больного». Граждане с различными уровнями доходов имеют равные права на получение помощи, т.е реализуется второй принцип- «богатый платит за бедного».

 

1.3 Комплексный  анализ реализации программы  государственных гарантий оказания  гражданам РФ бесплатной медицинской  помощи в 2001-2004гг. и особенностях ее формирования в 2005 году

 

Необходимость определения  роли и объемов участия государственного сектора в сохранении здоровья населения, обеспечении качества и доступности  медицинской помощи является приоритетной задачей системы здравоохранения Российской Федерации. На ее решение и было направлено постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.98 № 1096 (в редакции от 26.10.1999 № 1194; от 29.11.2000 № 907; от 24.07.2001 №  550), утвердившее Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Принятие Федеральных  законов от 04.07.2003. № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06.07.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» реформирует систему государственной власти, разграничивает полномочия органов управления, коренным образом меняет принципы планирования и финансирования, в том числе и в системе здравоохранения Российской Федерации.

Программно-целевое финансирование здравоохранения, ориентированное  на результат, получило развитие в постановлении  Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 255, утвердившем «Положение о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией». Впервые предусматривается осуществление контроля за выполнением каждой медицинской организацией государственных заданий по предоставлению медицинской помощи гражданам за счет государственных средств. Данное постановление наряду с апробированными показателями объемов медицинской помощи предусматривает новые критерии выполнения медицинскими организациями государственных и муниципальных заданий по реализации государственных гарантий оказания медицинской помощи, такие как число законченных случаев лечения, пролеченных больной в данном учреждении и т.д. Изменения в законодательстве привели к необходимости в получении дополнительной информации о различных источниках финансирования, финансирующих организациях, об объемах и видах медицинской помощи по уровням – федеральному, субъекта Российской Федерации и муниципальному.

Динамику финансирования системы здравоохранения на основе обязательного медицинского страхования  можно проанализировать с помощью  таблицы 1

Таблица 1 -Финансирование системы здравоохранения РФ (в том числе Программы государственных гарантий) за 2001-2003 гг.  (млрд. рублей) [16,c.4]                                                          

 

Источники

финансирования

 

Финансирование

системы здравоохранения

Финансирование Программы

государственных гарантий

2001г.

2002г.

2003г.

2001г.

2002г.

2003г.

Абс.

дан-

ные

%

Абс.

дан-

ные

%

Абс.

дан-

ные

%

Абс.

дан-

ные

%

Абс.

дан-

ные

%

Абс.

дан-

ные

%

Федеральный

бюджет

22,24

8,7

30,6

9,1

37,0

9,5

17,99

7,5

24,78

8,0

27,9

7,8

Консолидированые Бюджеты  субъектов 

РФ

 

 

 

139,9

 

 

54,9

 

 

171,7

 

 

51,2

 

 

198,9

 

 

50,8

 

 

130,08

 

 

54,6

 

 

162,34

 

 

52,0

 

 

178,4

 

 

50,2

Средства

системы ОМС

 

92,9

 

36,4

 

133,4

 

39,7

 

155,6

 

39,7

 

90,3

 

37,9

 

123,9

 

40,0

 

149,3

 

42,0

 

Итого

 

255,0

 

100

 

335,7

 

100

 

391,5

 

100

 

238,37

 

100

 

311,02

 

100

 

355,6

 

100


 

В таблице представлена динамика структуры финансирования здравоохранения и Программы  государственных гарантий из разных источников.

Как следует из данной таблицы, в 2003 году расходы из государственных  источников финансирования здравоохранения  составили 391,5 млдр рублей, что на 14,3% больше аналогичного показателя за 2002 год и на 34,8% больше 2001 года. Расходы на реализацию Программы государственных гарантий также значительно выросли и составили соответственно по годам 238,37; 311,02; 355,6 млрд рублей. Однако их доля в структуре всех расходов на систему здравоохранения из года в год снижается (с 93,4% в 2001 г., 92,6% в 2002 г. до 90,8% в 2003году). Снижается и доля здравоохранения по отношению к валовому внутреннему продукту [16,c.5].

Средства федерального бюджета в финансировании Программы государственных гарантий в 2003 году составили 7,8% от всех расходов (в 2002г. – 8%), основная часть – 50,2% всех расходов приходится на консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, причем их доля постепенно снижается (в 2001 г. – 54,6%, в 2002 г. – 52%), а доля средств системы ОМС постепенно растет – 42% в 2003 г. (в 2001 г. – 37,9%, в 2002 г. – 40%)

Расчетная потребность  в финансировании Программы государственных  гарантий в Российской Федерации  в 2003 году определялась с учетом районных коэффициентов, коэффициентов роста потребительских цен и индексации оплаты труда работников здравоохранения и составила 438,4 млрд рублей ( 3062,5 рубля в расчете на одного жителя). При сопоставлении расчетной стоимости Программы государственных гарантий с фактическим ее финансированием выявлен дефицит, который составил 82,8 млрд рублей (18,9%). Фактический подушевой финансовый показатель составил 2484,5 рубля.  

                                              

Таблица 2 - Фактические подушевые показатели финансирования системы здравоохранения Российской Федерации за 2001-2003 гг.                                          (рублей) [16,c.5]

 

Источники финансирования

Финансирование системы

здравоохранения

Финансирование Программы

государственных гарантий

2001г.

2002г.

2003г.

2001г.

2002г.

2003г.

Федеральный бюджет

153,6

212,5

258,5

124,2

172,1

194,9

Консолидированные бюджеты субъектов  РФ

966,2

1192,7

1389,5

898,4

1127,4

1246,5

Средства системы ОМС

641,6

926,7

1087,0

623,7

860,4

1043,1

Итого

1761,4

2331,9

2735,0

1646,3

2159,9

2484,5


 

Данные таблицы 2 подтверждают увеличение расходов на финансирование Программы государственных гарантий в 2003 году, прежде всего за счет системы ОМС.

Средства консолидированных  бюджетов субъектов РФ на реализацию Программы государственных гарантий в 2003 году распределились следующим образом.

Фактические расходы  муниципальных бюджетов составили 73,3 млрд рублей (41,1%), бюджетов субъектов  РФ – 46,6 млрд рублей (23,1%) и расходы  консолидированных бюджетов РФ на содержание медицинских организаций, работающих в  системе ОМС,  58,5 млрд рублей (32,8%).

Фактическое поступление  средств системы ОМС составили 151,8 млрд рублей, из них единый социальный налог (ЕСН) – 89,6 млрд рублей, страховых  взносов на ОМС неработающих граждан – 49,9 млрд рублей, прочих поступлений – 12,3 млрд рублей. Непосредственно на реализацию территориальных программ государственных гарантий израсходовано 149,3 млрд рублей. Переходящий остаток средств ОМС составил 2,44 млрд рублей. Затраты на ведение дела в системе ОМС с учетом нормированного страхового запаса составили 1,729 млрд рублей.

По отчетным данным расчетная  стоимость территориальных программ ОМС по полному тарифу стоимости  медицинских услуг составляла 240,3 млрд рублей. Фактически израсходовано из средств ОМС 149,3 млрд рублей (62,1%). Дефицит финансовых средств, необходимых на реализацию территориальных программ ОМС, частично покрыт за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 58,5 млрд рублей (24,3%) на содержание сети ЛПУ функционирующих в ОМС.

Впервые в 2003 году в соответствии с постановлением Правительства  РФ от 17.03. 2002 привлечены средства Пенсионного  фонда – 1,17 млрд рублей на адресное страхование неработающих пенсионеров  в 18 экспериментальных субъектах РФ на определенных условиях, оговоренных в специальных соглашениях между Пенсионным фондом РФ и главами администраций субъектов РФ. Результаты эксперимента показали, что страховые взносы на ОМС неработающих граждан в этих субъектах увеличились в среднем на 33% в расчете на одного жителя по сравнению с 2002 г., в то время как по Российской Федерации в 2003 году страховые взносы на ОМС неработающих граждан увеличились лишь на 23% по сравнению с 2002 годом [16,c.6].

Многофакторный комплексный анализ показателей реализации Программы госгарантий по методике профессора В.О.Флека позволил распределить округа и субъекты Российской Федерации на четыре группы – регионы с высоким, средним, низким и крайне низким уровнем реализации государственных гарантий медицинской помощи.

К первой группе с высоким  уровнем реализации территориальных  программ государственных гарантий отнесены 8 субъектов, что составило 9% от общего их числа: г. Москва, Московская область, Мурманская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Таймырский автономные округа.

Информация о работе Особенности финансовой деятельности по обязательному медицинскому страхованию на примере Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС»