Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:38, дипломная работа
По данным социологического опроса, в нашей стране около трети населения не в состоянии оплатить дорогостоящее платное медицинское обслуживание, около 62% жителей могут позволить себе некоторые платные услуги, и лишь 5% жителей страны считают, что медицина должна быть платной.
Введение………………………………………………………………..……..3
Глава 1 Развитие медицинского страхования в Российской Федерации………5
1.1Деятельность Страховых медицинских организаций в обязательном
медицинском страховании………………………………………..……………….5
1.2 Специфика деятельности Страховых медицинских организаций…….8
1.3 Комплексный анализ реализации программы государственных гарантий
оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2001-2004гг. и особенностях ее формирования в 2005 году………………………………….....10
Глава 2 Особенности финансовой деятельности страховых медицинских организаций……………………………………………………………………….20
2.1 Методика работы с обращениями застрахованных в страховых медицинских организациях………………………………………………….…...20
2.2 Методика проведения медико-экономической экспертизы страховыми медицинскими организациями…..……………………………………………….24
2.3 Порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2005г.29
Глава 3 Совершенствование финансовой деятельности страховых медицинских организаций (на примере Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС»)..……………………………………………………………………………...38
3.1 Оценка эффективности финансирования страховой медицинской организации……………………………………………………………………......38
3.2 Анализ движения финансовых средств страховой медицинской организации…………………………………………………………….……….…43
3.3 Анализ финансово-экономической деятельности Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС»………………………………….…………………………...48
Заключение……………..…………...……………………………………………..54
Список использованных источников………….……………..…………….…….56
Деятельность страховых
медицинских организаций в
Финансовая основа страхования – страховые взносы формируются не у страховой организации, которая осуществляет страховую выплату, а у иных лиц. Этими лицами являются собирающие страховые взносы органы государственного управления – Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования. К страховой организации эти взносы поступают уже из централизованного источника – территориального фонда [12,c.26].
Договор обязательного медицинского страхования, предоставляя страхователю (застрахованному) право на страховую выплату в виде медицинских и иных услуг, не возлагает на страхователя обязанность по уплате страховых взносов страховой медицинской организации. Обязанность по уплате страховых взносов возникает не на основе договора страхования, а на основании Закона о медицинском страховании, являясь при этом не гражданско-правовой, а административной обязанностью. Кроме того, данная обязанность возникает не перед стороной договора страхования – страховой организацией, а перед органами государственного управления – Федеральным и Территориальными фондами [2,c.23].
В обязательном медицинском
страховании функции
Данную деятельность можно с достаточным основанием отнести не к страховой, а к установленной законодательством специальной форме представительства или к специальному агентированию в обязательном медицинском страховании, потому что эти агенты государства исполняют ряд публично-правовых обязанностей государства по обеспечению конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь и обладают установленной законом административной компетенцией. Посредническая деятельность является неестественной деятельностью для страховых организаций ввиду ее крайней рискованности. Именно поэтому ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» запрещает страховым организациям осуществление подобной деятельности. Однако в силу ч. 3 ст.1 данного закона, не распространяющей его действие на государственное социальное страхование, эти ограничения в обязательном медицинском страховании формально не применимы [3,c.17].
Таким образом, зависимость
страховой медицинской
В основу организации и функционирования обязательного медицинского страхования положен широко известный принцип социальной справедливости:
- равное право на
бесплатную медицинскую помощь
независимо от состояния
- предоставление медицинских услуг по программе ОМС на всей территории Российской Федерации независимо от места проживания;
- обязательность, всеобщность
и доступность всех видов
- вневедомственный контроль качества медицинской помощи;
- правовая и социальная защита граждан со стороны системы ОМС в случаях некачественной медицинской помощи;
- независимость страховщика;
- свободный выбор страховщика и врача.
Безусловно, не все перечисленные принципы реализованы, однако принцип солидарной ответственности в системе ОМС позволяет в определенной мере оптимизировать финансовое обеспечение медицинской помощи населению, защитить интересы медицинских работников, отрасли и общества в целом. Это воплощается в уплате страховых взносов в законодательно-определенных размерах в расчете на всех граждан Российской Федерации, а также в использовании их преимущественно на лечение застрахованных, нуждающихся в медицинской помощи. Иными словами реализуется принцип:- «здоровый платит за больного». Граждане с различными уровнями доходов имеют равные права на получение помощи, т.е реализуется второй принцип- «богатый платит за бедного».
1.3 Комплексный
анализ реализации программы
государственных гарантий
Необходимость определения
роли и объемов участия
Принятие Федеральных
законов от 04.07.2003. № 95-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон
«Об общих принципах
Программно-целевое
Динамику финансирования системы здравоохранения на основе обязательного медицинского страхования можно проанализировать с помощью таблицы 1
Таблица 1 -Финансирование системы здравоохранения
РФ (в том числе Программы государственных
гарантий) за 2001-2003 гг. (млрд. рублей)
[16,c.4]
Источники финансирования
|
Финансирование системы здравоохранения |
Финансирование Программы государственных гарантий | ||||||||||
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. | |||||||
Абс. дан- ные |
% |
Абс. дан- ные |
% |
Абс. дан- ные |
% |
Абс. дан- ные |
% |
Абс. дан- ные |
% |
Абс. дан- ные |
% | |
Федеральный бюджет |
22,24 |
8,7 |
30,6 |
9,1 |
37,0 |
9,5 |
17,99 |
7,5 |
24,78 |
8,0 |
27,9 |
7,8 |
Консолидированые Бюджеты субъектов РФ
|
139,9 |
54,9 |
171,7 |
51,2 |
198,9 |
50,8 |
130,08 |
54,6 |
162,34 |
52,0 |
178,4 |
50,2 |
Средства системы ОМС |
92,9 |
36,4 |
133,4 |
39,7 |
155,6 |
39,7 |
90,3 |
37,9 |
123,9 |
40,0 |
149,3 |
42,0 |
Итого |
255,0 |
100 |
335,7 |
100 |
391,5 |
100 |
238,37 |
100 |
311,02 |
100 |
355,6 |
100 |
В таблице представлена динамика структуры финансирования здравоохранения и Программы государственных гарантий из разных источников.
Как следует из данной таблицы, в 2003 году расходы из государственных источников финансирования здравоохранения составили 391,5 млдр рублей, что на 14,3% больше аналогичного показателя за 2002 год и на 34,8% больше 2001 года. Расходы на реализацию Программы государственных гарантий также значительно выросли и составили соответственно по годам 238,37; 311,02; 355,6 млрд рублей. Однако их доля в структуре всех расходов на систему здравоохранения из года в год снижается (с 93,4% в 2001 г., 92,6% в 2002 г. до 90,8% в 2003году). Снижается и доля здравоохранения по отношению к валовому внутреннему продукту [16,c.5].
Средства федерального бюджета в финансировании Программы государственных гарантий в 2003 году составили 7,8% от всех расходов (в 2002г. – 8%), основная часть – 50,2% всех расходов приходится на консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, причем их доля постепенно снижается (в 2001 г. – 54,6%, в 2002 г. – 52%), а доля средств системы ОМС постепенно растет – 42% в 2003 г. (в 2001 г. – 37,9%, в 2002 г. – 40%)
Расчетная потребность в финансировании Программы государственных гарантий в Российской Федерации в 2003 году определялась с учетом районных коэффициентов, коэффициентов роста потребительских цен и индексации оплаты труда работников здравоохранения и составила 438,4 млрд рублей ( 3062,5 рубля в расчете на одного жителя). При сопоставлении расчетной стоимости Программы государственных гарантий с фактическим ее финансированием выявлен дефицит, который составил 82,8 млрд рублей (18,9%). Фактический подушевой финансовый показатель составил 2484,5 рубля.
Таблица 2 - Фактические подушевые показатели
финансирования системы здравоохранения
Российской Федерации за 2001-2003 гг.
Источники финансирования |
Финансирование системы здравоохранения |
Финансирование Программы государственных гарантий | ||||
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. | |
Федеральный бюджет |
153,6 |
212,5 |
258,5 |
124,2 |
172,1 |
194,9 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
966,2 |
1192,7 |
1389,5 |
898,4 |
1127,4 |
1246,5 |
Средства системы ОМС |
641,6 |
926,7 |
1087,0 |
623,7 |
860,4 |
1043,1 |
Итого |
1761,4 |
2331,9 |
2735,0 |
1646,3 |
2159,9 |
2484,5 |
Данные таблицы 2 подтверждают увеличение расходов на финансирование Программы государственных гарантий в 2003 году, прежде всего за счет системы ОМС.
Средства консолидированных бюджетов субъектов РФ на реализацию Программы государственных гарантий в 2003 году распределились следующим образом.
Фактические расходы муниципальных бюджетов составили 73,3 млрд рублей (41,1%), бюджетов субъектов РФ – 46,6 млрд рублей (23,1%) и расходы консолидированных бюджетов РФ на содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС, 58,5 млрд рублей (32,8%).
Фактическое поступление средств системы ОМС составили 151,8 млрд рублей, из них единый социальный налог (ЕСН) – 89,6 млрд рублей, страховых взносов на ОМС неработающих граждан – 49,9 млрд рублей, прочих поступлений – 12,3 млрд рублей. Непосредственно на реализацию территориальных программ государственных гарантий израсходовано 149,3 млрд рублей. Переходящий остаток средств ОМС составил 2,44 млрд рублей. Затраты на ведение дела в системе ОМС с учетом нормированного страхового запаса составили 1,729 млрд рублей.
По отчетным данным расчетная
стоимость территориальных
Впервые в 2003 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.03. 2002 привлечены средства Пенсионного фонда – 1,17 млрд рублей на адресное страхование неработающих пенсионеров в 18 экспериментальных субъектах РФ на определенных условиях, оговоренных в специальных соглашениях между Пенсионным фондом РФ и главами администраций субъектов РФ. Результаты эксперимента показали, что страховые взносы на ОМС неработающих граждан в этих субъектах увеличились в среднем на 33% в расчете на одного жителя по сравнению с 2002 г., в то время как по Российской Федерации в 2003 году страховые взносы на ОМС неработающих граждан увеличились лишь на 23% по сравнению с 2002 годом [16,c.6].
Многофакторный комплексный анализ показателей реализации Программы госгарантий по методике профессора В.О.Флека позволил распределить округа и субъекты Российской Федерации на четыре группы – регионы с высоким, средним, низким и крайне низким уровнем реализации государственных гарантий медицинской помощи.
К первой группе с высоким уровнем реализации территориальных программ государственных гарантий отнесены 8 субъектов, что составило 9% от общего их числа: г. Москва, Московская область, Мурманская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Таймырский автономные округа.