Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:38, дипломная работа
По данным социологического опроса, в нашей стране около трети населения не в состоянии оплатить дорогостоящее платное медицинское обслуживание, около 62% жителей могут позволить себе некоторые платные услуги, и лишь 5% жителей страны считают, что медицина должна быть платной.
Введение………………………………………………………………..……..3
Глава 1 Развитие медицинского страхования в Российской Федерации………5
1.1Деятельность Страховых медицинских организаций в обязательном
медицинском страховании………………………………………..……………….5
1.2 Специфика деятельности Страховых медицинских организаций…….8
1.3 Комплексный анализ реализации программы государственных гарантий
оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2001-2004гг. и особенностях ее формирования в 2005 году………………………………….....10
Глава 2 Особенности финансовой деятельности страховых медицинских организаций……………………………………………………………………….20
2.1 Методика работы с обращениями застрахованных в страховых медицинских организациях………………………………………………….…...20
2.2 Методика проведения медико-экономической экспертизы страховыми медицинскими организациями…..……………………………………………….24
2.3 Порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2005г.29
Глава 3 Совершенствование финансовой деятельности страховых медицинских организаций (на примере Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС»)..……………………………………………………………………………...38
3.1 Оценка эффективности финансирования страховой медицинской организации……………………………………………………………………......38
3.2 Анализ движения финансовых средств страховой медицинской организации…………………………………………………………….……….…43
3.3 Анализ финансово-экономической деятельности Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС»………………………………….…………………………...48
Заключение……………..…………...……………………………………………..54
Список использованных источников………….……………..…………….…….56
Тарифы на медицинскую помощь на 2005 год в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области базируются на территориальных нормативах финансовых затрат амбулаторно-поликлинической помощи, стационарной помощи и медицинской помощи, оказанной жителям области в дневных стационарах по пяти статьям расходов территориальной программы ОМС на 2005 год.
Финансирование в 2005 году
за счет средств обязательного
- оплата труда (частично);
- начисления на оплату труда (частично);
- медикаменты и перевязочные материалы (до 100%);
- продукты питания (до 100%);
- мягкий инвентарь и обмундирование (100%).
В целях обеспечения контроля расходования средств ОМС по пяти статьям расходов, лечебно-профилактические учреждения, входящие в систему ОМС и индивидуальные предприниматели ежемесячно предоставляют «Отчет об исполнении структуры единицы расходов ЛПУ, входящих в систему ОМС и индивидуальных предпринимателей в 2005 году».
В случае использования средств ОМС не по назначению, средства, израсходованные с нарушением тарифного соглашения на оплату медицинских услуг в рамках территориальной программы ОМС жителей Ульяновской области 2005 года, удерживаются ежемесячно СМО с учреждений здравоохранения.
Удержания производятся при окончательном расчете с лечебно-профилактическими учреждениями при получении денежных средств от Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Сведения об удержанных средствах обязательно сообщаются и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования и ЛПУ.
Для анализа эффективности
проведения в 2005 году первичной
медико-экономической
Таблица 8 – Проведение первичной медико-экономической экспертизы в 2005 году, ( руб.)
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь | |
Представлено к оплате |
64205179 |
68720037 |
68388174 |
72193254 |
69198557 |
66990830 |
Исключено по результатам первичной экспертизы |
458594 |
91910 |
437802 |
341190 |
956241 |
508605 |
Исключено без снятия объемов |
86489 |
91042 |
98625 |
95494 |
54891 |
105891 |
Исключено за нецелевое использование |
30900 |
В результате первичной
медико-экономической
При анализе ошибок, выявленных при проведении экспертизы сводных счетов (реестров) в июне 2005 года, из 1695 нарушений – 85,5% нарушений порядка оформления реестров, 13,69% - неверное определение кода Международной классификации болезней (МКБ-10), 0,83% - лечение болезней не входящих в территориальную программу ОМС.
В 1 полугодии 2005 года
нецелевое использование
Только в 1 полугодии 2005
года в результате первичной медико-
В 2004 году страховой медицинской организацией было израсходовано 121833546 рублей. Из них 117751127 рублей на оплату медицинских услуг, предоставленных по территориальной программе ОМС лечебно-профилактическими учреждениями Ульяновской области.
Таблица 9 - Структура расходов средств в 2002-2004 годах, в % к расходам
Показатели |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
Израсходовано средств всего |
100 |
100 |
100 |
В т.ч. на оплату мед.услуг |
99 |
97,2 |
96,8 |
На ведение дела |
1 |
2,8 |
3,2 |
Как видно из приведенной таблицы 8, большая часть финансовых средств, полученных страховой медицинской организацией от ТФОМС, идут на оплату медицинских услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования жителей Ульяновской области.
Анализируя расходы на ведение дела страховой медицинской организации за период 2002-2004 гг., можно увидеть значительное увеличение расходов из года в год. В большей мере это связано с расширением поля деятельности Ульяновского филиала по районам области, увеличением количества структурных подразделений, значительным увеличением количества застрахованных по обязательному медицинскому страхованию жителей Ульяновской области.
В 2002 году на ведение дела было израсходовано 1769422 рубля, в 2003 году – 20066915 рублей, в 2004 году – 5293563 рубля.
В структуре расходов большую часть занимает ФОТ.
В 2002 году ФОТ занимал 35% от всех расходов, в 2003 году – 38%, в 2004 году – 26%.
Отчисления от ФОТ в 2004 году составили 8,8%, значительно выросли по сравнению с предыдущими годами налоги и сборы.
Если в 2002 году в структуре расходов уплата налогов составляла 8,3%, в 2003 году – 9,5%, в 2004 году -9,8%. По сравнению с 2002 годом увеличение произошло в 1,2 раза, в абсолютной величине увеличение составило 353392 рубля.
Для проведения анализа структуры расходов 2004 года – 1 полугодия 2005 года, рассмотрим таблицу.
Таблица 10 -Структура расходов страховой медицинской организации в % к расходам
Статья расходов |
2004г. |
2005г. |
ФОТ |
26,62 |
47,40 |
Отчисления от ФОТ |
8,8 |
10,10 |
Аренда помещения |
9,28 |
11,22 |
Коммунальные услуги |
0,72 |
1,68 |
Налоги |
6,46 |
8,91 |
Транспортные услуги |
1,79 |
1,44 |
Услуги связи |
2,6 |
2,19 |
Услуги банка |
0,69 |
1,16 |
прочие |
43,04 |
15,9 |
В результате анализа структуры расходов страховой медицинской организации прослеживается конкретизация расходов по статьям, увеличение расходов, связанных с арендой помещения, уплатой коммунальных платежей, значительно выросли расходы за услуги банка, прочие расходы значительно уменьшились.
В силу особенности финансирования
страховой медицинской
Ожидаемая средняя величина подушевого норматива финансирования территориальной программы ОМС, по прогнозам Фонда, в 3 квартале 2005 года составит 75,56 рублей, в 4 квартале 2005 года – 132,21 рубля.
Таким образом, ожидаемый размер среднегодового подушевого норматива финансирования территориальной программы ОМС жителей Ульяновской области до конца 2005 года составит 83,21 рубля, что выше размера подушевого норматива финансирования, утвержденного территориальной программой ОМС жителей Ульяновской области 2005 года и бюджетом ТФОМС на 2005 год на 32,7%. Ожидаемая величина финансирования расходов на ведение дела СМО в 2005 году в расчете на одного застрахованного жителя составит 0,84 рубля, что выше 2004 года на 9%. Это позволяет надеяться на увеличение финансирования страховой медицинской организации на расходы на ведение дела и улучшения финансового результата деятельности страховой медицинской организации.
В результате анализа
нормативов, по которым территориальный
фонд финансирует расходы
- доля средств ОМС,
расходуемая на ведение дела,
снижается с развитием
- состав и норматив расходов на ведение дела, определялись формами участия страховщиков в проведении ОМС и полнотой выполняемых ими функций.
3.3 Анализ финансово-
Одним из основополагающих принципов, обеспечивающих нормальное развитие рыночных отношений, является стабильное финансовое состояние участников рынка.
Финансовое состояние- это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Цель анализа состоит в том, чтобы на основе оценки сложившегося на данный момент финансового состояния постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.
Анализируя деятельность Ульяновского филиала проведем оценку некоторых показателей:
1.Своевременность выполнения
обязательств и целевое
2.Показатели ликвидности, характеризующие способность СМО погасить свои долги перед лечебно-профилактическими учреждениями, бюджетом и внебюджетными фондами, собственными работниками и другими кредиторами.
3. Финансовую устойчивость, позволяющую с помощью анализа величины и структуры активов и пассивов ответить на вопросы: независима ли она с точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние ее активов и пассивов задачам уставной деятельности.
4. Эффективность использования ресурсов, имеющихся в распоряжении Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС».
5. Деловую активность, характеризующую эффективность выбранной стратегии.
Эти показатели характеризуют способность СМО организовать страховое дело и сформировать необходимые резервы и получать прибыль.
Рассмотрим подробнее каждую группу показателей, на примере данных балансового отчета и отчета о финансовых результатах (Приложение А,Б).
Ликвидность баланса
определяется как степень покрытия
обязательств СМО ее активами, срок
превращения которых в денежную
форму соответствует сроку пога
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения:
где А1- наиболее ликвидные активы;
А2- быстро реализуемые активы;
А3- медленно реализуемые активы;
А4- трудно реализуемые активы;
П1- наиболее срочные обязательства;
П2- краткосрочные пассивы;
П3- долгосрочные пассивы;
П4- постоянные пассивы.
Выполнение четвертого
условия свидетельствует о
Страховая медицинская
организация в соответствии с
нормативными документами не имеет
права на средства, поступающие в
систему обязательного