Особенности фискальной политики в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 02:56, курсовая работа

Краткое описание

Разные темпы и пути осуществления процесса трансформации в отдельных странах не позволяют предложить единую характеристику фискальных проблем.
В данной работе будут рассмотрены сущность фискальной политики, ее виды, инструменты, разные подходы научных школ к реализации фискальной политики государства, проанализирована особенность фискальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
1. Сущность фискальной политики и механизм ее действия 6
2. Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики 17
3. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь 22
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности фискальной политики в РБ.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание:

 

                                                                                                                               Стр.

                                                                                                                                    

                                                                                                                                  

      Введение                                                                                                                      4                

1.     Сущность фискальной политики и механизм ее действия                                6                                 

2.      Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики                   17       

3.      Особенности фискальной политики в Республике Беларусь                           22

     Заключение                                                                                                                  39                                                                                   

  Список литературы                                                                                                     41                                                  

  Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Сложившийся в Республике Беларусь дефицит государственного бюджета превышает разумные пределы и приводит к финансовой разбалансированности народного хозяйства. Поэтому весьма актуальным является вопрос о повышении эффективности государственных расходов, придании им регулирующей роли в обеспечении стабильности социально-экономического развития, формировании нового качества экономического роста.

Следует подчеркнуть, что любое государство, независимо от его политического строя, проводит ту или иную фискальную политику, поскольку для своего существования и функционирования оно нуждается в финансовых ресурсах, которые получает за счет налогов. Но главная задача фискальной политики - не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему.

Еще Дж. М. Кларк отмечал, что при недостатке частных расходов для поддержания совокупного спроса необходимо увеличение государственных расходов. Потребительские расходы населения, расходы предприятий по инвестициям производятся отдельными субъектами и не всегда взаимосочетаются между собой. Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВВП в желаемом направлении.

Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а, следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи с этим известный западный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструмента повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, который, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы.

Фискальная политика является довольно сильным инструментом в борьбе с негативными явлениями циклического характера развития экономики. По сути дела главная задача фискальной политики - сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке.

Природа фискальных проблем заключается в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры. Замедление темпов необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.

Разные темпы и пути осуществления процесса трансформации в отдельных странах не позволяют предложить единую характеристику фискальных проблем.

В данной работе будут рассмотрены сущность фискальной политики, ее виды,  инструменты,  разные подходы научных школ к реализации фискальной политики  государства, проанализирована особенность фискальной политики в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Сущность фискальной политики и механизм ее действия.

 

      Главными  средствами  перераспределения  доходов  и  наиболее  важными орудиями государственного регулирования экономики и  экономической  политики являются бюджет и налоги.  Это  тесно  связанные  категории,  поэтому  часто говорят о  бюджетно-налоговой  политике.  Часто  вместо  термина  «бюджетно-налоговый» используют его  синоним  «фискальный».

     Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это  система  регулирования правительством  экономики  с  помощью  изменений  государственных  расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с  целью  изменения  реального объема  производства  и  занятости,  контроля  над  инфляцией  и   ускорения экономического роста.

Она непосредственно связана с государственным  бюджетом,  налогами, государственными  денежными  доходами  и  расходами.  В  условиях   рыночной экономики  это  стержневая  часть  государственной  экономической  политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды,  формы  финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

    В целом фискальная политика проявляется в совокупности  государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства,  их использовании  в  целях  решения  социально-экономических  проблем   страны. Фискальная   политика   распространяется   на    мобилизацию,    привлечение необходимых государству  денежных  средств,  их  распределение,  обеспечение применения этих средств по назначению.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных  государственных  денежных  фондов, средств, позволяющих реализовать цели  экономической  политики.  Посредством проведения финансово-бюджетной политики  государство  регулирует  глобальные экономические  процессы  в  стране,  поддерживает   устойчивость   финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование  государственного  сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и  научно-технического  потенциала.  Инструменты  фискальной   политики   используются государством,  чтобы  оказать  влияние  на  совокупный  спрос  и  совокупное предложение, воздействуя  тем  самым  на  общую  экономическую  конъюнктуру, способствовать    стабилизации     экономической     ситуации,     проводить антициклические    меры,    противодействующие     чрезмерным     колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

    Доля государственного сектора в расходах  на  товары  и  услуги  весьма велика,  государство  выступает  на  рынке  в   качестве   самого   крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие  в  экономически развитых странах  около  половины  валового  внутреннего  продукта.  Закупки осуществляются государством как внутри страны,  так  и  на  внешних  рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями  влияния  на объем и структуру совокупного спроса, если только оно  не  связало  себя  по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.

Кроме того, государство обладает возможностями косвенно  воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств,  сдерживая  или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как  пенсии, стипендии, пособия.

Фискальная политика строится на использовании государством трех экономических регуляторов: налогов, государственных закупок и трансфертов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Эти рычаги подчинены одной цели и тесно связаны между собой. Однако воздействие налогов и государственных расходов на величину и динамику ВВП противоположно.

Из формулы совокупного спроса   AD = C + I + G + Xn   следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса,  так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов.  Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение  налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВВП.

Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога (рис.1.1). Здесь срабатывает эффект мультипликатора.  Экономический смысл этого эффекта следующий. При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога с t1 до t2 уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. В результате положение равновесия А1 в экономике смещается также вправо и равновесный ВВП увеличивается (с Y1 до Y2). Пусть значение МРС колеблется в пределах 0,8, а ставка налога на прибыль поэтапно снижается с 28 до 20%. Тогда значение функции спроса при ставке t1=28% и t2=20% составит соответственно:

АD1 = a + 0,8Y*(1-0,28)+ I = a +0,576*Y + I 

АD2  = a + 0,8Y *(1-0,20)+ I = a + 0,640*Y + I.

Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального налога, повышается угол наклона линии совокупного спроса, что приводит к росту равновесного ВВП.

 

Совокупный спрос (AD),E

 

 

                                                              Y=E

 

                                                      A2       AD2=a+0,640Y+I

 

                                                                          

                                                                 AD1=a+576Y+I

                                        A1

 

 

 

 

 

                                                       Y2              Y1                              ВВП(Y)

 

Рис.1.1. Последствия изменения ставки  пропорционального налога на ВВП

в кейнсианской модели

 

Однако это положение касается только пропорциональных налогов. Именно они играют роль автоматических стабилизаторов экономики.

Современная фискальная политика определяет основные направле­ния использования финансовых ресурсов государства, методы финан­сирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей основными являются:

Информация о работе Особенности фискальной политики в РБ