Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 02:56, курсовая работа
Разные темпы и пути осуществления процесса трансформации в отдельных странах не позволяют предложить единую характеристику фискальных проблем.
В данной работе будут рассмотрены сущность фискальной политики, ее виды, инструменты, разные подходы научных школ к реализации фискальной политики государства, проанализирована особенность фискальной политики в Республике Беларусь.
Введение 4
1. Сущность фискальной политики и механизм ее действия 6
2. Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики 17
3. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь 22
Заключение 39
Список литературы 41
Кроме того, для упрощения системы налогообложения была установлена единая предельная ставка местного налога с продаж и налога на услуги в размере 10% (вместо действующих ранее дифференцированных ставок от 5 до 15%).
В 2007 была упрощена система налогообложения индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям с числом работающих не более 15 человек и объемом годовой выручки, не превышающим 600 млн. руб.: они вправе уплачивать единый налог по ставке 10% от валовой выручки. На сегодняшний день прорабатываются предложения по упрощению системы уплаты налогов для организаций с количеством работающих от 15 до 100 человек.
Дело в том, что в настоящее время в белорусском законодательстве предусмотрена упрощенная система налогообложения для этой категории плательщиков. Ставка единого налога также определена в размере 10% от валовой выручки, но при этом есть еще такое отягчающее обстоятельство, как патент (документ, удостоверяющий право применения упрощенного налогообложения, который выдается налоговыми органами). Платежи в счет погашения годовой стоимости патента вносятся налогоплательщиком в размере 1/12 его годовой стоимости. Как показывает опыт хозяйственной деятельности, на практике стоимость патента может в 1,5-2раза превышать упомянутый 10-процентный порог, в результате чего субъекты хозяйствования вынуждены целый год уплачивать авансом налог в повышенном размере. При этом превышение 10-процентной валовой выручки будет учтено лишь в следующем году.
Республика Беларусь на сегодняшний день является страной с самой плохой налоговой системой в мире. В 2009г. доходы консолидированного бюджета запланированы в размере Br72,7трлн. или $34,2млрд. Это на $4,8млрд. больше, чем ожидаемое исполнение 2008г. Расходы будут Br75,5трлн. ($35,5млрд.), что на $7,4млрд. больше. В стране нет ни одного частного бизнеса, который бы даже близко приблизился к оборотам государства. Поэтому главные коммерческие операции и решения в Беларуси в следующем году будут по-прежнему совершаться не в частных ЗАО, ОАО или УП, а в кабинетах чиновников. Налоговая нагрузка в Беларуси в 2009г. составит 33,4% ВВП. Таков объем «налоговых доходов» государственного бюджета. При этом налоги на зарплату в размере 10,85% ВВП названы «взносами на государственное социальное страхование» и перестали быть налогами.
Налоговые доходы и социальные налоги вместе составляют 44,2% ВВП. «Неналоговые доходы» запланированы в объеме 2,68% ВВП, что гораздо меньше, чем ожидаемое исполнение 2008г. (как доля ВВП). В 2008г. ожидается исполнение консолидированного бюджета по налогам, включая социальные, на уровне 47,23% ВВП. Так что снижение есть, но очень незначительное.
В законе о бюджете запланировано снижение ставки сбора в сельскохозяйственный фонд с 2 до 1 процента от выручки. Второе нововведение – установление единой ставки местного налога с продаж товаров и услуг в размере 5% (раньше было 15% для импортных и 5% для отечественных товаров и 10% на услуги).
Третье нововведение – исключение из обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов (станки, оборудование). Отныне налог на недвижимость будет таким, каким он должен быть по определению – на здания, сооружения, передаточные устройства. Четвертое нововведение – уменьшение с 5 до 3 процентов размера ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств. Наконец, пятое долгожданная налоговая инновация – введение плоской ставки шкалы подоходного налога с физических лиц в размере 12%. Предлагаемый размер линейной (единой) ставки подоходного налога определяется уровнем средней ставки изъятия этого налога (отношение суммы налога, поступившего в бюджет, к общей сумме доходов граждан), величина которого на протяжении ряда лет составляет в Республике Беларусь около 11 процентов.
Чтобы не пострадали малообеспеченные граждане, которые до сих пор платили подоходный налог по минимальной ставке, увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 1 базовой величины (около Br35тыс.) до Br250тыс. Эта сумма прогнозного бюджета прожиточного минимума не будет облагаться налогом. Воспользоваться этим вычетом смогут только те граждане, у которых среднемесячный доход не превышает Br1,5млн. На доходы индивидуальных предпринимателей закон о бюджете на 2009г. устанавливает единую ставку в размере 15%, что соответствует уровню налоговых изъятий, когда предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения или уплачивает единый налог по ставкам в абсолютных суммах в зависимости от вида деятельности. Отменяется налог на операции с ценными бумагами и включило доходы по ним в общую систему обложения налогом на прибыль.
На первый взгляд, данные налоговые изменения очень существенные.
Однако анализ налоговой нагрузки, предусмотренный на 2009г., говорит о том, что в результате налоговая нагрузка на доходы в 2009 году увеличится. Если сравнивать налоговые поступления, как долю к ВВП, то на 2009г. запланировано их больше (33,27%), чем в 2008г. (33,24%). В структуре налоговых поступлений намечены следующие изменения. Доля налогов на доходы и прибыль вырастет с 7,79% ВВП (утверждено на 2008) до 8,23% (план на 2009). Налоги на выручку сократятся с 12,2% ВВП (2008) до 11,32% ВВП (2009). Предусматривается сокращение поступлений от акцизов: с 2,89% ВВП в 2008г. (утверждено) до 2,77% (план на 2009). Налоги от внешнеэкономической деятельности составят 7,93% ВВП, в то время как в 2008г. был утвержденный план 6,18%. Правда, ожидается исполнение 8,39% ВВП. Наконец, доля социальных налогов к ВВП в 2009г. тоже незначительно увеличится, с утвержденных на 2008г. 10,55% до 10,85%.
Невысокими остаются доходы от коммерческой деятельности государства. В 2009г. они принесут доходов в эквиваленте только 0,47% ВВП. Объем дивидендов по акциям, принадлежащих государству, составит только 1,24% ВВП или около $900 млн. Есть взять чрезвычайно консервативную оценку стоимости акций государства в $50млрд., то правительство на данный капитал получает только 1,8% дохода (в то время как в рыночных экономиках минимальная доходность по акциям частных корпораций составляет 5 - 7%.) 2/3 этой суммы дают предприятия «Белнефтехима». Без их учета доходность по акциям государства в остальных АО составляет всего лишь 0,5%.
В доходной части консолидированного бюджета не отмечен рост поступлений от приватизации. Данная статья доходов составит лишь 0,11% ВВП или около 80млн. Практически не будет бюджетных поступлений от продажи земли (0,02% ВВП).
Таким образом, если судить по структуре доходов консолидированного бюджета на 2009год, никакого привлечения иностранных инвестиций не будет. Государство будет разрываться между выполнением инвестиционных, производственных и социальных функций. Впускать частный белорусский или иностранный бизнес будут дозировано, только после жесткой проверки на благонадежность.
На 2007 г. объем внутреннего валового продукта определен в 90,7 трлн. руб., то есть с ростом 8-9% по отношению к уровню текущего года.
В 2007 году предполагается предпринять следующие шаги: снизить налоговую нагрузку на фонд заработной платы, оптимизировать объекты налогообложения и расширить налоговые базы по действующим налогам, сократить количество и снизить ставки налогов, упорядочить их исчисления и уплаты, улучшить методологическую и разъяснительную работы налоговых и таможенных органов по вопросам налогового законодательства.
Упорядочение местных налогов и сборов будет происходить за счет отмены со следующего года местных целевых сборов, уплачиваемых по ставке 3% от чистой прибыли организации. Будет установлена единая предельная ставка местных налогов с продаж товаров в розничной торговле и налога на услуги в размере 10%. (Сегодня у нас действуют три ставки: на импортные товары — 15%, другие товары — 5% и на услуги — 10%.) Для частичной компенсации потерь местных бюджетов в связи с отменой целевых сборов предлагается повысить ставку налога на прибыль с 24% до 26%.
Реализация разработанных мер в целом обеспечит снижение налоговой нагрузки в 2007 г. на 0,5 процентных пункта к ВВП, или на сумму 423 млрд. руб.
Еще один актуальный вопрос — выделение средств на государственные программы. Будет обеспечено стопроцентное финансирование лишь важнейших из них. Да, наша страна не столь богата, чтобы одновременно выполнить столько программ, но зачем принимать те из них, профинансировать которые не можем? Причем каждую из них с большим размахом рекламируют в СМИ, а затем, естественно, избиратели спрашивают: почему не заложены в бюджете деньги?
К тому же сама процедура выделения средств сильно забюрократизирована и постоянно усложняется: если раньше задания по программам на уровне вузов начинали рассматривать в феврале, то в этом году — лишь в мае. В условиях, когда государство избрало инновационный путь развития, финансирование науки должно быть усилено.
В контрольных показателях, утвержденных Всебелорусским народным собранием, заложено к 2010 году увеличение расходов бюджета на образование до 10%, на здравоохранение — 7,5%, на науку — в 2,5-3 раза. Однако в проекте бюджета на 2007 г. удельный вес расходов на эти цели остается прежним, а по отдельным направлениям даже снижается. По крайней мере, отмечали выступавшие, тенденция роста не просматривается.
Расходы бюджета на финансирование образования с 2001 по 2005 г.г. возросли с 1109,5 до 3923,1 млрд.руб. Однако удельный вес расходов в ВВП за этот период уменьшился с 6,6 до 6,3%. Уменьшился и удельный вес отрасли в расходной части госбюджета в целом с 23,2 до 17,6%. В то же время очень медленно решается проблема обновления материально-технической базы и материальной заинтересованности педагогов, нужны средства на доставку детей в школу — приобретение автобусов и покупку бензина, ремонт классов…
При формировании бюджета в обязательном порядке обеспечиваются социально защищенные статьи — зарплата, питание, медикаменты и все выплаты, связанные с пособиями. Причем эти суммы обеспечат стабильную работу каждой из отраслей. А что касается дополнительных поступлений, то в том же образовании есть и внебюджетные доходы. Высшая школа зарабатывает до 40%, а некоторые вузы до 50%, ссузы — до 25%. И даже у школ есть возможность получать внебюджетные доходы.
Кроме проблемы выполнения бюджета, в фискальной политике Республики Беларусь существует еще одна актуальная проблема – введение единой денежной валюты на территории России и Беларуси. Для изучения экономических эффектов, связанных с введением единой валюты, необходим анализ отдельных преимуществ и недостатков введения единой валюты с их последующим агрегированием. В валютном союзе с введением единой валюты у субъектов экономики возникают единовременные затраты на ее введение. Но при реализации ассиметричного сценария введения единой валюты эти издержки будут минимальными, так как затронут только Беларусь, в которой де-факто уже циркулирует российский рубль. Вместе с тем уменьшатся трансакционные издержки. Повысится роль денег как единицы стоимости и платежного средства вследствие увеличения числа сделок. Сократятся комиссионные расходы на обмен валюты.
В условиях существования слабоконвертируемых валют, достаточно жестких валютных ограничений в странах Союза, при значительном объеме взаимных торговых операций издержки хозяйствующих субъектов, связанных с обменом валюты, довольно высоки. Введение единой валюты полностью элиминирует этот тип издержек, хотя сложно точно оценить масштаб этого эффекта.
Несомненно должны сократиться потери из-за валютных рисков и затрат на их хеджирование. Инструментов хеджирования валютных рисков в рамках Союза сейчас практически нет (кроме валютных свопов, которые, являясь по форме инструментами хеджирования, не применяются хозяйствующими субъектами). Подавляющая часть валютных рисков не застрахована, в том числе из-за отсутствия на рынке ряда инструментов долгосрочного хеджирования, например для прямых инвестиций, что также приводит к потерям. В рамках ЕЭВС чистые выплаты по сделкам хеджирования валютных рисков стран зоны евро до создания валютного союза превышали 0,1% ВВП. Косвенные же потери белорусских контрагентов можно оценивать как существенно более высокие в связи с открытостью экономики и нестабильностью валютного курса.
Произойдет снижение информационных и прочих косвенных затрат за счет сокращения у хозяйствующих субъектов затрат на поиск и анализ информации о движении валютных курсов. Кроме того, уменьшится риск составления неверной отчетности и появления ошибок при учете активов в иностранной валюте.
Общее сокращение трансакционных издержек можно оценивать минимум в 0,3-0,4% ВВП Беларуси. Сопоставимый в денежном выражении эффект в России составит примерно 0,01% ВВП. Существуют также динамические эффекты введения единой валюты. Сокращение валютных рисков может привести к росту объема внешней торговли, стимулированию инвестиционной деятельности, оптимизации размещения капитала. Результатом процесса интеграции должно стать и ускорение экономического роста. Рынки становятся более прозрачными, объем сделок увеличивается.
Однако фиксация курсов может иметь и обратный эффект - исчезает возможность получения спекулятивных доходов, на которые может рассчитывать сторона внешнеторговой сделки, а утрата денежной автономии делает невозможной компенсацию временных изменений спроса.
Валютный союз России и Беларуси совершенно определенно должен привести к росту международной торговли, в том числе за пределами Союза. Воздействие его на международную торговлю, как можно ожидать, будет иметь долгосрочный характер, а эффект стимулирования международной торговли будет более значимым, чем в ЕЭВС.
Кроме того, введение единой валюты предполагает значительные реформы в Беларуси, что само по себе должно благотворно повлиять на инвестиционную ее привлекательность.
Введение единой валюты приведет к сокращению так называемых альтернативных издержек - к эффективному использованию резервов центральных банков, которые необходимы для внутренних интервенций на валютном рынке. Основным негативным фактором введения единой валюты можно считать потерю экономикой Беларуси возможностей компенсации асимметричных реальных шоков. Другим негативным фактором является утрата независимости при проведении национальной денежно-кредитной политики и уменьшение независимости в национальной финансовой сфере. Валютная интеграция любого уровня требует координации политики национальных центральных банков; отсюда утрата возможности напрямую воздействовать в стране на уровень инфляции, процентную ставку, а во многом и на уровень занятости. Это приводит к образованию долговременных издержек, если последние не компенсируются союзными механизмами.
Финансовая политика государства наиболее эффективна в системе фиксированных валютных курсов, однако в рамках валютного союза может потребоваться координация в перераспределении средств. С одной стороны, Союз (в идеальном случае) составляет свой платежный баланс, что, в свою очередь, предполагает единое управление финансовыми поступлениями. С другой стороны, фискальная политика, оказывающая краткосрочное воздействие на уровень цен и занятости, также может находиться в союзной компетенции. Пример такой ограничительной координации - установление максимальных границ для бюджетного дефицита в целях избегания чрезмерного дефицитного финансирования в Союзе. Государство теряет и важный рычаг финансирования бюджетного дефицита, каким является эмиссионная деятельность национального центрального банка.
В отличие от Европейского союза, институциональное оформление фискальной политики Союза России и Беларуси еще недостаточно определено. Формируется бюджет союзного государства, но через него распределяются ничтожные, по сравнению с национальными бюджетами, средства. Реформа фискальной политики является болезненным шагом для Беларуси в связи с различием в подходах двух государств к независимости центральных банков. Россия приблизилась к германской модели независимого Центрального Банка, Беларусь считает приемлемым финансирование отдельных отраслей и предприятий и за счет средств Национального банка. Последствия утраты такого рычага воздействия на экономику могут быть крайне негативными для нее, если не создать рыночные компенсирующие механизмы для более эффективного перераспределения финансовых потоков.