|дп |действия и последствия:
ситуация воспринимается как повод для
совместного с собеседницей решения возникшей
проблемы и оценивается как
|
| |«будничная неприятность»,
не как повод для переживаний
|
|уч |учителя: некто
более слабый и подчиненный
расстраивает респондента, за
что бывает сурово наказан.
Повод для наказания всегда
незначителен. |
| |За наказанием
следует своеобразная расплата
для самого наказывающего в
виде потери контроля над ситуацией
или жестоких самоупреков
|
В одном из исследований
ставился вопрос о связи эмоционального
состояния и образа ситуации.
Для этого было выбрано состояние
предэкзаменационной тревоги. В
ходе исследования по описанной
методике выявления эмоциональных
аналогий сравнивались абитуриенты Института
психологии и Института лингвистики, пришедшие
подавать документы для поступления, со
студентами 1 семестра обучения. Предполагалось,
что состояние тревоги сопутствует более
частому появлению специфических интерпретаций
ситуации.
В результате исследования
были получены значимые различия,
свидетельствующие о том, что
работники значимо чаще интерпретируют
тестовые ситуации с помощью
репрезентаций НН и ОП, демонстрируя
при этом (по опроснику) наиболее
простые способы реагирования на ситуацию.
Маркерами простоты
или сложности выступали поведенческое
разнообразие и сложность отражения
ситуации в ответах. Под поведенческим
разнообразием понимается количество
не повторяющихся способов поведенческого
реагирования на ситуацию, указанных испытуемым
в ответ на вопросы о том, как бы они поступили,
что бы подумали и как никогда бы не поступили
в этой ситуации. Сложность отражения
ситуации определяется количеством не
повторяющихся элементов ситуации, которые
учитывает человек в ответах на те же вопросы
(эти элементы показаны на схеме 1).
На схеме кружками
обозначены элементы ситуаций
«ваза» и «больница» из теста
Розенцвейга, учитываемые в ответах
испытуемых об их поведении
в данной ситуации. По эмпирическим
данным эти элементы образуют 8 устойчивых
сочетаний (сегментов), на которые в большинстве
своем реагировали испытуемые, из 15 возможных
неповторяющихся сочетаний.
[pic]
Схема Сегментация
тестовой ситуации на основе
самоотчетов испытуемых об их поведенческом
реагировании на нее
При интерпретации
результатов этого исследования
встал вопрос о том, за счет
чего возникло различие между
группами в частоте используемых
интерпретаций ситуации. Помимо
переживания тревоги причинами
различий могли стать:
В исследовании
были получены косвенные аргументы
против первого альтернативного
объяснения, состоящие в том, что
один и тот же работник чаще
всего по-разному интерпретировал
две стимульные ситуации. Следовательно,
абитуриенты в принципе были не склонны
любую ситуацию интерпретировать единственным
способом.
Для того чтобы
отсеять альтернативные объяснения,
необходимо построить исследование
особенностей образа ситуации
с участием одних и тех же
испытуемых, пребывающих в спокойной
и тревожной ситуации. Кроме того, такое
исследование позволит ответить на вопрос
о том, что же первично – измененное восприятие
ситуации, приводящее к специфической
ее оценке, или эмоциональная оценка, способствующая
тому, что некоторые элементы в процессе
восприятия ситуации оказываются вне
поля внимания.
Однако для этого
не годится опросник, применявшийся
в предыдущих исследованиях, поскольку
испытуемые хорошо запоминают
пример на эмоциональную аналогию,
который приводят из собственного
опыта. При повторном исследовании из
простой экономии усилий они приведут
тот же самый пример.
Для такого исследования
необходима методика, которая позволяет
устанавливать эмоциональную аналогию,
но выполнение которой не связано
с ярким запоминанием. Выходом
из ситуации представляется разработка
последующей методики, учитывающей результаты
приведенных исследований.
В качестве тестовой
эмоциогенной ситуации задаются
те же самые ситуации из
теста Розенцвейга. К тестовой
ситуации предлагается набор
из семи картинок, изображающих события,
перечисленные. Под каждой из 7 картинок
располагается балльная шкала. Задача
испытуемого состоит в том, чтобы оценить
по балльной шкале степень сходства эмоционального
переживания, которое испытывает прототип
на тестовой картинке, с эмоциональным
переживанием прототипа на каждой из семи
дополнительных картинок. Помимо этого
было бы интересно ввести пустую дополнительную
картинку-рамочку на тот случай, если испытуемый
захочет сам изобразить ситуацию-аналог
эмоционального переживания к тестовой
картинке.
Такая методика
сохраняет основную идею метода
эмоциональных аналогий, позволяет
опереться на установленные в
предыдущих исследованиях закономерности
в отражении ситуации, а также
смещает акцент с запоминающегося
за счет содержания и провоцирующего отказы
задания на приведение примеров из личного
опыта на более нейтральную и легче забываемую
балльную оценку. К наиболее серьезным
недостатком методики относится тот, что
испытуемые вместо порождения ситуаций
для эмоционального обобщения занимаются
комбинированием тех примеров, которые
предлагает исследователь. Таким образом
они вместо приведения наилучшей аналогии,
неучтенной в методике, довольствуются
выбором из имеющихся альтернатив, которые
могут удовлетворять их в большей или
меньшей степени.
4. Психология малых групп
и коллективов.
4.1. Изучение малых
групп и коллективов
Малая группа –
малочисленная по составу социальная
группа, члены которой объедены
общей деятельностью и находятся
непосредственном устойчивом личном
общении друг с другом, что служит основой
для возникновения как эмоциональных
отношений, так и особых групповых ценностей
и норм поведения. Родовым признаком малой
группы является принадлежность к социальным
группам, видовым – непосредственный
устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие).
Примерами малой группы является семья,
производственная бригада, школьный класс,
научный, воинский и другие первичные
коллективы, коллективы космических, арктических
и антарктических станций, спортивная
команда, религиозная секта, группа друзей,
подростки - сверстники и др.
На формирование
группы оказывает влияние, во-первых,
ее размер, или численность. Минимальная
численность - два человека, или
диада (например, семья из 2 человек,
мать и дочь, сын и отец), дает возможность
совместных действий и решений простейших
проблем. Максимальную цифру указать сложнее,
ибо мы знаем примеры социальных групп
в сотни тысячи человек: классы, нации,
армии, крупные организации, общество
в целом. Самый распространенный тип т.н.
малой группы может иметь численность
от 2 до 10— 15 человек. Для многих из них
характерны близкие, доверительные, неформальные
отношения. К малым группам обычно относят
семью, круг друзей, спортивную команду
первичный производственный коллектив
и др.
Кроме того, малая
группа – непосредственное социальное
окружение индивида. В этом смысле
она выполняет функции связующего
звена в системе «личность
– общество».
Коллекти́в - Группа
людей, объединенных общими делами,
общей работой. Весь коллектив единогласно
протестовал.
Групповое объединение
в пределах какого-нибудь целого;
ячейка (неол.). Крепко спаянный коллектив.
Коллектив безработных. Партийный
коллектив.
Трудовой коллектив
- по законодательству РФ все
граждане, участвующие своим трудом
в деятельности предприятия на основе
трудового договора. Т.к. решает вопросы
заключения коллективного договора с
администрацией, самоуправления, предоставления…
(Юридический словарь)
Коллектив — (от
лат. collectivus - собирательный) - относительно
компактная социальная группа, объединяющая
людей, занятых решением конкретной общественной
задачи (коллектив трудовой, учебный, военный,
спортивный и… (Большой Энциклопедический
словарь)
4.2. Анализ уровня
благополучия отношений, коэффициента
удовлетворения, индекса изоляции.
Проблема взаимоотношений
личности в коллективе. Уровень
благополучия взаимоотношений.
В самом общем
виде развитие личности можно
представить как процесс
её вхождения в новую социальную
среду и интеграции в ней. Этапы
развития личности в относительно стабильной
общности называются фазами развития
личности:
Фаза становления
личности. Предполагает активное
усвоение действующих в общности
норм и овладение соответствующими
формами и средствами деятельности.
Принеся с собой в новую группу всё, что
составляет его индивидуальность,
субъект не может осуществить потребность
проявить себя как личность раньше,
чем освоит действующие в группе нормы(нравственные,
учебные, производственные) и овладеет
теми приёмами и средствами деятельности,
которыми владеют другие члены группы.
Порождается обостряющимися
противоречиями между достигнутым
результатом адаптации - тем,
что субъект стал таким, "как
все" в группе и не
удовлетворяемой на первом этапе
потребностью индивида в максимальной
персонализации. На этой фазе нарастает
поиск средств и способов для обозначения
своей индивидуальности, её фиксации.
Детерминируется
противоречиями между сложившимися
на предыдущей фазе стремлением
субъекта быть идеально представленным
в других своими особенностями и значимыми
для него отличиями - с одной стороны,
и потребностью общности принять, одобрить
и культивировать лишь те демонстрируемые
им индивидуальные особенности, которые
ей импонируют, соответствуют её ценностям,
стандартам, способствуют успеху совместной
деятельности с другой стороны.
Особенности зависимости
эффективности групповой деятельности
от её размера и эмоциональных
взаимоотношений в ней. Эта
проблема была исследована группой
ученых под руководством Немова. Есть
группы с высоким, средним, низким уровнем
развития. Эффективность обычно представлена
компонентами:
- продуктивностью;
- удовлетворением
трудом;
- наличием предмета,
целей и ценностей.
Влияние размера группы:
Продуктивность:
- в группах с
высоким уровнем развития положительный
коэффициент корреляции 0,63;
- со средним –
0,18;
- с низким –
0,56.
Примерно такие
же коэффициенты по компоненту
«удовлетворение трудом».
Вывод: увеличение
размеров группы позитивно сказывается
на эффективности в группах
с высоким уровнем развития, и
отрицательное влияние оказывает
на группы с низким уровнем
развития. Для диффузных групп
– нейтрально.
Влияние эмоциональных
взаимоотношений:
- в группах с
высоким уровнем развития может
быть парадоксальный результат
– удовлетворение положительно
коррелирует с высоким уровнем
межличностных отношений; на продуктивность
межличностные отношения влияют
отрицательно;
- в группах с низким
уровнем развития эмоциональные контакты
оказывают положительное влияние по двум
компонентам.
Так же оказывают
большое влияние другие факторы:
- виды самой Деятельности;
- специфика задачи
(чем сложнее задача, тем больше
времени теряется на распределение ролей
и т.д.);
- социальная ленность.
Вывод: величина
группы и эмоциональные контакты
не оказывают прямого и однозначного
влияния на успешность Деятельности
в группе. Зато увеличение или
уменьшение числа членов может
повлиять на результат Деятельности. Есть
положительные и отрицательные стороны.
Оптимальным считается
тот размер группы, который необходим
для наиболее качественного выполнения
той Деятельности, которая выполняет
группа. Необходимо обеспечить
активное участие каждого члена, наилучшим
образом распределить обязанности и скоординировать
действия. Увеличение группы имеет и плюсы
(широкое обсуждение вопросов, большая
вариативность возможностей и т.д.) и минусы
(уменьшается сплоченность, вероятность
распада на мелкие группировки, трудно
управлять, расхождение во мнениях, увеличение
психол. дистанции, снижается вклад каждого).
Должен быть морально-психологический
климат в группе: взаимная поддержка,
открытое обсуждение разногласий,
нежелание переходить на новое
место.
Социометрическая
методика Слово "социометрия"
буквально означает "социальное
измерение". Методика разработана
американским психологом Дж. Морено
и предназначена для оценивания
межличностных отношений неформального
типа: симпатий и антипатий, привлекательности
и предпочтительности. Членам изучаемой
группы предлагают перечислить в порядке
предпочтения тех товарищей по группе,
с которыми они хотели бы вместе работать,
отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека
совместно с кем-либо участвовать в определенной
деятельности называются критериями выбора.
Различают слабые
и сильные критерии выбора. Чем
важнее для человека намечаемая
деятельность, чем более длительное
и тесное общение она предполагает,
тем сильнее критерий выбора.
Обычно в исследовании сочетаются
вопросы разных типов. Они подбираются
так, чтобы выявить стремление человека
к общению с членами группы в различных
видах деятельности (труде, учении, досуге,
доверительной дружбе и т.д.). 1. Кого из
членов вашей группы пригласили бы вы
на день рождения? 2. С кем из членов вашей
группы вы охотно бы стали выполнять совместное
задание (учебное или производственное)?
3. С кем из членов группы вы могли бы поделиться
своими личными переживаниями? Результаты,
получаемые при помощи социометрической
методики, могут быть представлены в форме
матриц, социограмм, специальных числовых
индексов. Число выборов, полученных каждым
человеком, является мерилом положения
его в системе личных отношений, измеряет
его "социометрический статус". Люди,
которые получают наибольшее количество
выборов, пользуются наибольшей популярностью,
симпатией, их именуют "звездами".