Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:43, реферат
Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект.
Введение……………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4
§1. История развития…………………………………………………. стр. 4
§2. Классификация рынков…………………………………………… стр. 5
§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7
Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9
§1. Общая характеристика и
преимущества рыночного механизма………………………………….. стр. 9
§2. Недостатки рыночного механизма………………………………... стр. 13
Глава 3. Современная рыночная экономика………………………….. стр. 18
Заключение……………………………………………………………… стр. 20
Библиография……………………………………………………………. стр.21
Закон, который
начинают уважать, какой бы он ни был,
становится справедливым хотя бы для
того, кто его уважает. Но, защищая
права граждан, государство не должно
переходить границу, как тоталитаризма,
так и хаоса. В первом случае инициатива
граждан будет сдерживаться или
проявляться в извращенном
Сама рыночная
экономика как механизм регулирования
экономических отношений
Библиография
Глава 15. ПРЕИМУЩЕСТВА
И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
«Хотя у ценовой
системы есть множество достоинств,
Кеннет Эрроу
Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. Рыночный механизм имеет ряд преимуществ по сравнению с механизмом централизованного производства и распределения
в командно-административной системе. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции - неизбежные атрибуты централизованной экономики с административно фиксированными ценами. Следовательно, в рыночной экономике эффективность распределения, производства и уровень общественного благосостояния объективно выше, чем в альтернативных экономических системах. Для обоснования этого утверждения нам предстоит в настоящей главе раскрыть понятие эффективности так, как оно трактуется неоклассической теорией.
Однако рыночный
механизм максимально раскрывает свои
преимущества только в чисто
конкурентной среде производства частных
товаров и услуг и при
§ 1. Рынок как саморегулирующийся механизм. Модели частичного и общего равновесия
Мы уже знаем, что
спрос на ресурсы, товары и услуги
меняется под воздействием вкусов и
предпочтений, новых технологий и
т. д. На рынке любого товара происходит
постоянная подстройка предложения
под изменяющийся спрос при
помощи гибкого ценового сигнала. Время
от времени предложение полностью
находит свой спрос и рынок
приходит в сбалансированное состояние.
Сбалансированность рынка, т. е. равенство
между спросом и предложением,
называется рыночным равновесием. Однако
при изменении конъюнктуры
В неоклассической
экономической теории существует два
подхода к исследованию
Профессор лозаннского
университета швейцарский экономист
Леон Вальрас, основатель математического
направления в экономической
теории, рассматривал установление равновесия
между спросом и предложением,
происходящее в краткосрочном плане
на основе их количественной подстройки.
Обратимся к рис. 15.1а).
Рис. 15.1. Автоматизм рыночного равновесия
Пусть первоначальное
равновесие установилось в точке
Е при объеме товара QE и цене РЕ.
При повышении цены до Pt объем
спроса сократится, а объем предложения
станет выше равновесного, что характерно
для рынка покупателя. Избавляясь
от товарных излишков, конкурирующие
производители начнут снижать цены.
Под давлением избыточного
Напротив, если цена окажется ниже равновесной, допустим, на уровне Р2, то объем спроса будет превышать объем предложения, что характеризует рынок продавца: товар временно окажется в дефиците. Конкуренция покупателей, т. е. избыточный спрос, будет давить на цену товара в сторону повышения. В ответ производители станут расширять предложение до тех пор, пока спрос не будет полностью насыщен. Условие равновесия по Вальрасу выглядит как равенство
навливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избыточного объема предложения на цену, т. е. посредством количественной (объемной) подстройки рыночного механизма.
Вальрас подошел к описанию общего равновесия в своей знаменито «модели аукциониста» при определенных допущениях. Его модель опи сывает механизм установления равновесия в отсутствие трансакционны; издержек. Кроме того, в данной модели рыночная координация осущестЕ ляется без учета временного фактора, т. е. сделки заключаются мгновенн и только на уже готовые товары. «Аукционист», своеобразный аналог «невидимой руки», обладая полной рыночной информацией, объявляет новые наборы цен, повышая их на дефицитные товары и понижая на избыточные товары до тех пор, пока он не «нащупает» такой набор цен. который уравновесит спрос и предложение. В процессе, названном Вальрасом «нащупыванием» (tatonnement), воплощен механизм подстраивания производства под спрос, а в «аукционисте» - автоматизм саморегулирования, движущим рынок к оптимизации.
Рассмотрим другую трактовку процесса установления равновесия. Вы дающийся представитель неоклассической школы А.Маршалл полагал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Рассмотри рис. 15.16). Если цена спроса Р°1 превышает цену предложения Ps1 то кая разница цен заставит производителей увеличить предложение с Q1 QE, и потребители смогут расширить свой спрос, пока цена не установит на уровне РЕ Напротив, если цена спроса РD2 окажется ниже цены предл жения Ps2, то производители начнут сокращать предложение товара, а потребители сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия по Маршаллу выглядит как равенство цены спроса цене предложения:
РD (Q) = PS(Q)(2)
Формула (2) показывает, что в модели Маршалла цена является функ-, цией объемов спроса и предложения.
Итак, в соответствии с трактовкой Маршалла, равновесие устанавлив ется автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложе ния, т. е. в результате ценовой подстройки, что соответствует большому долгосрочному периоду.
Напомним еще раз, что в математике принято изображать значения независимой переменной на оси абсцисс, а зависимой - на оси ординат. По Маршаллу, величины спроса и предложения являются независимыми переменными, а цена спроса и предложения - зависимой. Поэтому вполне логично, что Q у Маршалла фигурирует на горизонтальной, а Р - на верти-
кальной оси.1 Однако современные экономисты используют функции спроса и предложения в трактовке Вальраса, где цена является независимой переменной, а объемы спроса и предложения - зависимыми переменными. Но при этом в графическом изображении цена фигурирует на оси ординат, а величины спроса и предложения - на оси абсцисс.
Помимо традиционной
модели равновесия, существует модель
краевого равновесия, возникающего
при нулевой цене или при нулевых
спросе и предложении (рис. 15.2а, б).
Рис. 15.2. Краевое равновесие
Эта модель отражает некую «предрыночную» ситуацию. Если экономическое благо находится в избыточном количестве по отношению к спросу, то перед нами - как свободное, или неэкономическое благо (например, чистый воздух, вода источника и т. д.); равновесие в таком случае наступает при нулевой цене (рис. 15.2а).
Равновесие на «непроизводимые
блага» (например, товары, производство
которых технологически возможно, но
экономически нецелесообразно), характеризуется
нулевым объемом спроса и предложения.
Так происходит потому, что цена
предложения всегда будет превышать
цену спроса при их положительном
значении (рис. 15.26). Допустим, что это
золотые унитазы, инкрустированные
изумрудами, Конечно, можно представить,
что найдется эксцентричный миллиардер,
заказавший себе такой товар, но предположение
о серийном производстве подобных изделий
является слишком смелым. Ситуация
с «непроизводимыми» благами
может возникнуть и при
Зададимся вопросом о единственности рыночного равновесия. Может ли на рынке возникнуть несколько равновесных состояний?
Все зависит от характера
функций спроса и предложения
конкретного товара. Рынки большинства
нормальных товаров, спрос на которые
обратно пропорционален цене, а предложение
- прямо пропорционально цене, характеризуются
единственностью равновесия. Однако
существуют исключительные товары,
функции спроса или предложения
которых ведут себя «не по правилам».
Тогда могут возникать случаи
множественности равновесия. Например,
кривая индивидуального предложения
труда, как мы помним из гл. 11, на участке
эффекта замещения имеет
Классическая теория
основывается на предположении о
стабильности равновесия, т. е. о способности
рынка самостоятельно вернуться
в положение равновесия в случае
отклонения от него. Всегда ли это так?
В данном вопросе нам поможет
разобраться паутинообразная
Паутинообразная модель
считается динамической и [(оказывает
взаимодействие спроса и предложения
при переходе от одного временного
периода к другому. Предложение
с опозданием реагирует на изменение
цены спроса, что вызывает ценовые
колебания.
Рис.15.3. Паутинообразная модель рынка
В зависимости от чувствительности (наклона кривых) спроса и предложения к изменению цены различают затухающие, усиливающиеся и равномерные колебания цены.
Рассмотрим подробнее на рис. 15.3а, как в результате затухающих не-
новых колебаний
устанавливается равновесие. В паутинообразной
модели предполагается, что объем
спроса ориентируется на фактическую
цену товара текущего периода. Объемом
предложения текущего периода руководят
ценовые ожидания предшествовавшего
периода, основанные на предположении,
что текущая цена сохранится и
в следующем периоде (т. е. объем
выпуска текущего периода производители
планируют в предыдущем
Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма